Для учителей химии

Авторская программа элективного курса по химии для обучающихся 8-х классов – химический практикум "Тайны химических превращений"

Разделы: Химия


Пояснительная записка к программе элективного курса “Тайны химических превращений”.

Данный курс рассчитан на 17 часов, рекомендован для учащихся 8 классов. Он ориентирован на расширение знаний учащихся, на развитие любознательности, интеллектуальной деятельности учащихся, их познавательной активности.

Знание химии – это не только знание фактов и теорий, о которых рассказывается на уроках и в учебнике, но и умение объяснять химические явления, происходящие с веществами в окружающей жизни, стремление собственноручно осуществить то, о чем говорится в учебнике.

Поэтому данный курс позволит учащимся попытаться самостоятельно раскрыть тайны природы и привить интерес к предмету. Так как химический эксперимент является источником знания о веществе и химической реакции, служит основой для выдвижения и проверки гипотез, средством закрепления знаний и умений, методом контроля усвоения материала и сформированности умений и навыков учащихся. Именно демонстрационный опыт является своеобразным объектом изучения, источником и средством нового знания.

Цели курса:

  • сформировать у учащихся основные теоретические понятия химии,
  • обеспечить наглядное восприятие химических явлений и конкретных веществ,
  • способствовать интеллектуальному развитию учащихся, развитию их логического мышления для постановки и решения практических проблем и выявления значения химии в современной жизни.

Задачи курса:

  • научить школьников планировать эксперимент, выдвигать гипотезы о способах решения экспериментальных задач,
  • сформировать умения формулировать индуктивные и дедуктивные умозаключения и выводы, обсуждать содержание экспериментальных заданий и полученные в процессе экспериментирования результаты,
  • научить осуществлять само- и взаимоконтроль,
  • развить творческие способности личности ученика.
  • подготовить учащихся к самостоятельному выбору профильного обучения на старшей ступени школьного образования, а также специализации вузовского образования.

Данная программа пронизывает все темы школьного курса химии, способствуя раскрытию его содержания и являясь своеобразным методом обучения.

Элективный курс “Тайны химических превращений” реализуется с использованием современных педагогических технологий: личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения, группового обучения, а также урочных технологий – игровых и компьютерных (мультимедийных).

В программу включены демонстрационные опыты, проводимые учителем, и практические, лабораторные работы, выполняемые учащимися. При выборе опытов учитывались педагогические требования – опыт должен быть наглядным, убедительным и безопасным, заинтересовать тем, чему он учит.

Химический эксперимент помогает приобретать знания, концентрировать внимание, вырабатывает умение владеть им. Одна из главных задач практических работ – отработка навыков точной, аккуратной, педантичной работы, ибо химия не терпит и не прощает оплошностей.

В данном курсе используются мультимедийные программы, составленные мною “Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений”, “Генетическая связь между основными классами неорганических веществ”, а также учениками “Разделение смесей”, “Типы химических реакций”.

Представляемый элективный курс предполагает более глубокое по сравнению с общеобразовательным уровнем, изучение тем – “Смеси, их разделение”, “Химические реакции”, “Электролитическая диссоциация”, “Гидролиз солей”. Кроме того, в программу курса включена тема, изучение которой не предусмотрено базовым курсом – “Молярная концентрация. Нормальность раствора”, с целью познакомить учащихся с разными способами выражения концентрации и подготовить их к решению более сложных расчетных задач.

В силу практической значимости данная программа направлена на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, является средством обучения и развития интеллектуальных качеств личности школьников. А для учащихся, которые пока не проявили заметной склонности к химии, эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к предмету, вызвать желание узнать больше, помочь в освоении нового предмета.

Тематическое планирование. (Приложение)

Требования к результатам обучения.

По окончании курса учащиеся должны уметь:

  • наблюдать и описывать явления и свойства веществ;
  • выдвигать гипотезы, описывать результаты наблюдений;
  • выбирать из общего главное;
  • принимать правильные решения при ответе на вопросы, аргументировать свои ответы;
  • производить вычисления состава растворов с использованием массовой доли растворенного вещества, молярной концентрации, нормальности, готовить растворы определенной концентрации;
  • составлять уравнения химических реакций, характеризующих происходящие химические процессы и свойства изучаемых веществ;
  • уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • использовать приобретенные знания и умения в дальнейшем изучении химии.

Формы и методы работы: лекция, демонстрационный эксперимент, лабораторные работы, практические работы, компьютерные программы.

В заключение курса проводится обобщающий урок – игра “Ключи от форда ГСМКВ”, который подводит итоги изучения курса или турнир “Что мы знаем, что мы умеем” с использованием мультимедийной программы.

Приложения

Список литературы.

  1. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова.
  2. Нестандартные уроки по химии. Л.М. Брейгер.
  3. Химия 8 класс. О.С. Габриелян.
  4. Химия для любознательных или о чем не узнаешь на уроке. В.В.Девяткин, Ю.М. Ляхова.
  5. Занимательные опыты по химии. В.Н. Алексинский
  6. Занимательная химия В.И. Левашов.
  7. Методика обучения химии в школе-гимназии. Практикум по химии. И.Я. Курамшин.
  8. Химический эксперимент в школе. Т.С. Назарова, А.А. Грабецкий, В.Н. Лаврова.
  9. Химический эксперимент. И.Н. Чертков, П.Н. Жуков.
  10. Опыты без взрывов. О.М. Ольгин.
  11. Химия. Энциклопедия для детей.
  12. Настольная книга учителя. Химия 8 класс. О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойников, А.В. Яшукова.