Урок-конкурс (повторительно-обобщающий урок) из серии "Самый умный" по теме "Смутное время" для 7-го класса

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • повторить основные события Смутного времени,
  • обобщить знания по теме,
  • развить умение пользоваться своими знаниями при выполнении разнообразных заданий,
  • научить детей правильно вести себя во время игры.

Ход урока

1. Оргмомент.

Учитель объясняет условия игры:

1. Каждый ведет борьбу самостоятельно, выкрики не принимаются.

2. За каждый правильный ответ учащийся получает 1 очко.

Игра проводится в 3 раунда. В первом раунде участвуют все учащиеся. Во второй тур проходит один учащийся от группы. Во втором раунде выбирается 2 финалиста. Третий раунд определяет победителя игры.

Класс разбивается на группы (1 линия парт, 2 линия. 3 линия, 4 линия, 5 линия). В каждой группе 5-6 участников.

Ход урока

1 раунд.

Звучит музыка или сигнал гонга.

Учитель предлагает 6 уровней вопросов:

1 уровень. Назовите в последовательности события Смутного времени.

2 уровень. Дайте определения понятиям:

Смута, интервенция, гражданская война, ополчение, самозванство, династический кризис, восстание, “угличское дело”, “семибоярщина”.

3уровень. Дайте характеристику исторической личности: Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Лжедмитрий II, Сигизмунд III, Владислав, Гермоген, Филарет, Козьма Минин, Дмитрий Пожарский, Иван Болотников, Прокопий Ляпунов, Марина Мнишек, царевич Дмитрий, Михаил Романов.

4 уровень. Найдите на карте:

  • маршруты походов на Москву Лжедмитрия I, И. Болотникова, Лжедмитрия II, М.В. Скопина-Шуйского, польских интервентов, Первого ополчения, Второго ополчения;
  • территориальные потери России по Столбовскому миру и Деулинскому перемирию;
  • города Смоленск и Нижний Новгород; Троице-Сергиев монастырь.

5 уровень. О ком идет речь?

Боярин, сестра которого была женой царя, фактический правитель России в конце XVI века. (Борис Годунов)

“Чудом спасшийся” царевич Дмитрий, тайно принявший католическую веру, женившийся на дочери польского магната, ставший правителем России. (Лжедмитрий I)

Это трагическая фигура на русском престоле. Правитель, стремившийся оказать реальную помощь народу, укрепить военную мощь страны и внешнеполитическое положение, считался виновником всех несчастий, обрушившихся на страну, и был ненавидим народом. (Борис Годунов)

Своими привычками, отдельными поступками и распоряжениями, заграничными сношениями,. возбуждал против себя в различных слоях московского общества множество нареканий и неудовольствий, хотя вне столицы, в народных массах популярность его неослабевала (Лжедмитрий I)

Он был хорошо образован, владел несколькими иностранными языками, имел прекрасную библиотеку. Отказался от политики устрашения и массовых казней, но со своими врагами не церемонился. Неудачи его царствования подготовили почву для появления самозванца. (Борис Годунов)

“... был маленького роста, некрасивый, подслеповатый. В книжном учении сведущ, рассудителен и разумен, скуп и неотзывчив. Единственное к тем благоволил, кто нашептывал ему ложное на людей, он же их слушал с удовольствием и радостью” (Василий Шуйский)

Его имя осталось неизвестным, но за ним закрепилось прозвище “тушинский вор” (Лжедмитрий II)

Возможно, он был дворянином и служил боевым холопом у крупного землевладельца. Он побывал в крымском и турецком плену, из которого ему удалось освободиться. По пути на родину побывал в Речи Посполитой. Вскоре появился с грамотой “истинного царя”, о назначении его царским воеводой. К нему стекались все недовольные московским царем. (Иван Болотников)

“Многажды слали к нему нижегородцы послов, а он отказывался возглавить рати, ссылаясь на болезнь. На самом деле, кроме опасений за собственное здоровье, согласиться при первом свидании не позволял этикет. Были, очевидно, и опасения непослушания не привыкшего к воинской дисциплине посадского мира... лично явился в Мугреево уговаривать князя. Они быстро нашли общий язык” (Дмитрий Пожарский)

“Сей злохищный львичище сольсти короля ляхского и литовского, и учини заговор с некоими паны, давными Русской земле и православной нашей христианской вере лиходеи, пришел в наши украинские грады с войски великими, хотя похитити царство Московское и православную христианскую веру истребити, а ввести проклятую латинскю папежскую веру”. (Лжедмитрий I)

“В то же время, егда стояху людие царевы под Кромами, случися царю в царствующем граде сидети за столом в царском своем доме, обеднее кушание творяще по обычею царскому; и по отшествии стола того... внезапу случися ему смерть и пад... И слышенна бысть смерть царева воеводам и началником и всему воинству, которые пребывают во обступлении града Кром и в защишении от врага царева Ростриги, и начата воинский людие умы своими колебатися”. (Борис Годунов)

“В субботу рано утром открылся страшный мятеж: знатнейшие московские бояре, составив заговор, вломились во дворец, чтобы умертвить. Немецкая гвардия, стоявшая при воротах в числе 30 человек, была прогнана; после того бояре разломали двери в покоях великокняжеских и ворвались в них... Бояре бросились на великого князя, избили его жестоко и неоднократно спрашивали, точно ли он сын Иоанна Васильевича?” (Лжедмитрий I)

Бывший холоп, “воевода” спасшегося “царевича Дмитрия”, руководитель первой крестьянской войны в России. (Иван Болотников)

Патриарх, призывавший соотечественников к сопротивлению, погиб в заточении в Москве от голода. (Гермоген)

Царь, впервые присягнувший своим подданным; свергнут с престола, насильно пострижен в монахи, выдан полякам, увезен в Польшу, умер в заточении. (Василий Шуйский)

Торговый человек, земский староста, призвал создать ополчение для освобождения от иноземных захватчиков. (Кузьма Минин)

“… молод, разумом еще не дошел и боярам будет поваден” (Михаил Романов)

Подведение итогов 1 раунда.

2 раунд. Во втором раунде принимают участие 5-6 учащихся.

1 уровень.

Укажите верные утверждения:

а) со смертью царя Федора прервалась правящая династия в России (+)
б) настоящее имя Лжедмитрия I Григорий Отрепьев (+)
в) Лжедмитрию I удалось долго удержаться на московском престоле (-)
г) основной военной силой движения И. Болотникова были стрельцы (-)
д) ослабление центральной власти привело к Смуте (+)
е) вторым избранным царем на русский престол был польский королевич Владислав (-)
ж) после свержения Василия Шуйского в стране наступило междуцарствие (+)
з) летом 1611 г. Россия оказалась в исключительно тяжелом положении (+)
и) значительную роль в отпоре интервентам сыграла Русская православная церковь (+)
к) Первому ополчению удалось освободить Москву, но оно не сумело долго удержать в своих руках столицу (-)

2 уровень

О чем идет речь?

К началу 1611 г. запасы продовольствия в городе стали иссякать. Болезни и голод косили горожан. Многие были убиты или умерли от ран. В живых осталась лишь пятая часть защитников. Появились перебежчики. Изменник Андрей Дедешин указал полякам слабое место в крепости – стену, сложенную осенью. Под прицельным огнем пушек стена рухнула. Враг ворвался в город”. Взятие этого города позволило Сигизмунду заявить о правах на русский престол. (О падении Смоленска под натиском польских войск)

“И вам бы господа, по нашему приговору, выбрать крепких, и разумных, и настоятельных людей из духовного чину – пять человек. Из посадских и уездных людей – двадцать человек. Из стрельцов – пять человек… Дав им т себя полный достаточный приговор, как им о великом земском деле с нами всех вас советоваться…” (О созыве Земского собора в 1613 году)

“Шуйский мобилизовал всю страну и имел войско 100 тысяч человек. Войско, вышедшее из Тулы, было значительно слабее, поэтому оно было вынуждено вновь отступить в крепость Тулу. В июне их осадили войска Шуйского. Никто не мог войти в город, ни выйти из него. Царь повелел запрудить реку Упу невдалеке от города. (О восстании под предводительством И. Болотникова).

3 уровень.

По какому принципу образованы ряды?

Воевода П.Ляпунов, князь Д. Трубецкой, атаман И. Зарубин. (Руководители Первого Ополчения)

Григорий Отрепьев, “царевич Петр”, “тушинский вор”. (Самозванцы)

Борис Годунов, Василий Шуйский, Михаил Романов. (Русские цари, избранные правители на Земских соборах)

3 раунд. 2 учащихся должны дать ответ на вопрос:

4 ноября с 2005 года отмечается как День народного единства. Объясните, что произошло 4 ноября 1612 года.

Задание: произнесите речь президента в честь этого события в течение 1 минуты.

3. Подведение итогов. Выставление оценок.

4. Домашнее задание: подготовиться к тестированию по теме “Смутное время”.

Литература

  1. Алексашкина Л.Н. История: Самостоятельная подготовка к ЕГЭ/ Л.Н. Алексашкина. – М.: Издательство “Экзамен”, 2005 Серия “Интенсив”.
  2. Андреевская Т.П. Тесты по истории России XVI-XVII веков:7 класс:К учебнику А.А. Данилова, Л.Г.Косулиной “История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс/ Т.П. Андрееевская. – М.: Издательство “Экзамен”, 2005. (Серия “Учебно-методический комплекс).
  3. Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. Ростов-на Дону: Изд-во “Феникс”,1997.
  4. Пчелов Е.В. История России. XVII-XVIII века: Учебник для 7 класса основной школы.-4 изд.-М.:ООО “ТИД “Русское слово – РС ”, 2005.
  5. Смирнов С.Г. Задачник по истории Росии для средней школы. Изд.2-е, перераб.- М.: “Международные отношения” МИРОС, 1995.
  6. Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней:Дидактические материалы.-2-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2001.
  7. Степанищев А.Т. Проблемные задачи по истории России. Практическое пособие для учителей.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  8. Фомин С.А. Материалы для подготовки к ЕГЭ по теме “Русское государство в 1601-1618 гг. Смутное время”. /Ж. Преподавание истории в школе №1, 2007 с. 39-48.

6.02.2008