Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них. 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


1. Актуализация знаний учащихся.

Орфографическая разминка.

- В каком слове пишется НН? Объясните правописание слов и укажите вид подчинительной связи в словосочетаниях.

Решё…ый вопрос (от глагола совершенного вида – НН, связь – согласование)

приказа…о отойти (краткое причастие – Н, примыкание)

в вяза…ой шапочке (от глагола несовершенного вида – Н, согласование)

говорила пута…о (наречие образовано от путаНый – несовершенный вид - Н, примыкание)

(она) чем-то встревоже…а (краткое причастие – Н, управление)

некраше. . ый пол (от глагола несовершенного вида – Н, согласование)

зва. . ый ужин (от глагола несовершенного вида – Н, согласование)

выглядела испуга…о (наречие образовано от испугаННый, есть приставка – НН, примыкание)

2. Два ученика работают у доски по карточкам.

Карточка №1.

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, подчеркните грамматические основы, нарисуйте схему предложения.

[Татьяна Афанасьевна под…ла брату знак], (что б…льная хоч…т уснуть), и [все вышли п…тихоньку из св…тлицы].

[   ], (что…), и [    ]. Сложная синтаксическая конструкция с подчинительной и сочинительной связью, с придаточным изъяснительным.

- Объясните значение слова “СВЕТЛИЦА”.

Светлица – в старину светлая парадная комната в доме.

- Подберите СИНОНИМ.

Комната.

Карточка №2.

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, подчеркните грамматические основы, нарисуйте схему предложения.

3. Изучение нового материала.

- Откройте учебник на странице 67, самостоятельно прочитайте параграф 13 и скажите, что необходимо знать и уметь, работая со сложными синтаксическими конструкциями?

Работая со сложными синтаксическими конструкциями, необходимо:

- находить грамматические основы предложений;

- видеть границы простых предложений;

- разбираться в смысловых отношениях между простыми предложениями.

- Именно эти навыки мы и отрабатываем сегодня на уроке.

4. Закрепление изученного материала.

- Найдите упражнение 160 на странице 68. (Выполняем выборочно. )

- Чем осложнено третье простое предложение?

Третье простое предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

- Выполните морфологический разбор причастия ПОКОИВШИЕСЯ.

Покоившиеся –

1) причастие (какие?);

2) н. ф. – покоившийся, действительное, прошедшего времени, несовершенного вида, стоит в именительном падеже, во множественном числе;

3) цветы (какие?) покоившиеся.

- Выполните синтаксический разбор третьего предложения.

1 простое двусоставное, распространённое, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом;

2 простое двусоставное, распространённое;

3 простое односоставное, безличное, распространённое. )

- Записываем 9 предложение.

- Чем осложнены первое и третье простые предложения?

Первое простое предложение осложнено однородными сказуемыми, соединёнными сочинительным союзом И, и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

Третье простое предложение осложнено обособленным определением.

5. Работа с тестовыми заданиями.

- Какое слово состоит из пяти морфем?

Проверка Свободный
проверил превзошли
удивлённый стремится
удивился влюблённый

6. Работа со словарными словами.

- Запишите словарное слово КОНСПЕКТ, образованное от латинского conspectus – “обзор”, подберите однокоренные слова и разберите их по составу.

На уроке были предложены слова

Конспективный

Конспективно

Конспектировать

Конспектироваться

Конспектирование

Законспектировать

Проконспектировать

7. Подведение итогов урока, запись домашнего задания.

Параграф 13, страницы 67-68, повторить теоретический материал.

Готовимся к экзамену по русскому языку, текст 11. Составить пять сложных синтаксических конструкций по репродукциям картин из Третьяковской галереи.

Литература.

  1. Бархударов С. Г. , Крючков С. Е. , Максимов Л. Ю. , Чешко Л. А. Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, М. , Просвещение, 2002.
  2. Рыбченкова Л. М. , Склярова В. Л. Русский язык. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс. М. , Дрофа, 2002, стр. 29.