"Информационно-коммуникативные технологии для повышения мотивации изучения немецкого языка в 8–9-х классах общеобразовательной школы"

Разделы: Иностранные языки


Проблема. На средней ступени обучения немецкому языку падает интерес к предмету и снижается качество знаний учащихся. Необходимо повысить мотивацию изучения немецкого языка, применяя новые информационно- коммуникативные технологии.

Цель. Повышение мотивации изучения немецкого языка через вовлечение учащихся в проектную деятельность и в неурочные занятия по предмету с применением информационных компьютерных технологий.

Задача. Применять на уроках фрагменты видеофильмов, слайды для создания ситуации общения на немецком языке, использовать формы проектной работы для активизации учебной деятельности учащихся.

В Государственном стандарте общего образования говорится об ориентированности содержания обучения на развитие мотивации учеников к изучению предмета “иностранный язык”. Мотивация – необходимое условие любой деятельности, в том числе и учебной. Вопросам повышения мотивации, сохранения и развития у школьников интереса к предмету “иностранный язык” уделяется большое внимание как в психологии, так и в методике преподавания этого предмета. Существует следующая классификация мотивов по П.Б. Гурвичу.

1. Целевая мотивация. Данная мотивация основана на ясном осознании как конечной цели изучения ИЯ, так и цели выполнения каждого задания.

2. Мотивация успеха. Учащиеся хотят получить что-то реально осязаемое за тот труд, который они затратили, почувствовать, что идут к цели, получают что-то такое, что могут использовать немедленно. (использование знаний языка во внеклассной работе, участие в олимпиаде).

3. Страноведческая мотивация. Факт перемещения обыденных действий и событий в страну изучаемого языка усиливает интерес учащихся. Сравнительный анализ и сопоставление культурных особенностей стран позволяет лучше понять чисто языковые явления. Моделировать на уроках ситуации Диалога культур. Последние годы это стало особенно актуально. В Примерных программах по иностранным языкам говорится об усилении культуроведческого аспекта в содержании обучения.

4. Эстетическая мотивация. Изучение ИЯ для учащихся должно превратиться в удовольствие. Ничто в кабинете и на уроке не должно раздражать ученика.

5. Инструментальная мотивация. Исходя из особенностей работы мозга, темперамента, видов памяти и других аспектов индивидуальных различий, каждый ученик имеет свои любимые формы и виды работы. Каждому ученику дать возможность выразить себя в любимом и наиболее удающемся виде работ.

Компьютер играет всё большую роль в современном образовании. Использование ИКТ многократно повышает эффективность всех вышеперечисленных форм мотивации. Компьютер в функции учителя - это прежде всего источник учебной информации, наглядное пособие, индивидуальное информационное пространство. Для ученика компьютер это учитель, рабочий инструмент, объект обучения сотрудничающего коллектива, игровая среда. ИКТ дают богатейшую возможность для развития личности ученика, развивают его интеллектуальные и творческие способности, его умения самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Нами широко используется программа MS Power Point. Она помогает более наглядно представлять материал, стимулирует познавательную деятельность и воображение ученика, способствует развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий, а также помогает глубже понять изучаемый материал. Вот некоторые приёмы применения программы MS Power Point:

1) для учителя

  • составление тематических презентаций по новому материалу;
  • составление тестов;
  • подготовка опорных конспектов;
  • моделирование различных учебных ситуаций.

Для учителя всегда есть возможность внедрения в материал рисунков, таблиц, диаграмм, звукозаписи. Например, работая с текстом, применение эффектов позволяет выделить нужный фрагмент текста.

2) для ученика

  • составление презентаций по изученному и дополнительному материалу;
  • составление опорных конспектов;
  • подготовка докладов и т. д.

ИКТ позволяют учителю эффективно сочетать урочную и внеурочную работу с детьми.

В нашей школе преподаётся два иностранных языка. Большинство детей при выборе отдают предпочтение английскому языку. Учителю немецкого языка нужно приложить немало сил для убеждения ребят в том, что немецкий язык не менее интересен и необходим в современной жизни. Для поддержания страноведческой мотивации мне помогает журнал “Германия”. Используя материал журнала, учащиеся делают слайды по темам учебников. Завершая темы, мы практикуем “Экскурсию по немецкому городу” (8 класс), “Читательскую конференцию” (9 кл.), “Экскурсию по Дрезденской и Третьяковской галерее” (7 и 11 кл.) и т.д. (см. в приложении на СД) Создать ситуацию празднования рождества в Германии, обсудить прелести путешествия по Рейну нам помогают видеофильмы на немецком языке.

Качественное использование на уроках немецкого языка фрагментов видеофильмов, музыкальных вставок, слайдов, культурное оформление кабинета развивает эстетическую мотивацию учащихся.

Свой успех в изучении немецкого языка ученик может продемонстрировать на внеклассном мероприятии, в викторине, на олимпиаде, на нетрадиционном уроке, где он сам выбирает форму своего участия. (см. на СД “День немецкого языка”.)

Проекты во внеурочное время и элементы проектной деятельности на уроке стали у нас популярны. Во-первых, это личностно- ориентированная технология обучения. Она формирует информационную и коммуникативную компетенции учащихся, воспитывает целеустремлённость, толерантность, коллективизм, стимулирует познавательный интерес к предмету. Как показала практика, сочетание ИКТ и проектной технологии в преподавании немецкого языка даёт хорошие результаты. В 2005 \ 06 учебном году 4 ученика 9-го класса выбрали проект как форму сдачи экзамена по немецкому языку: “Немецкие национальные праздники”, “Путеводитель для туристов по федеральной земле Баден-Вюрттемберг”. В 2006\07 учебном году учащиеся 8 “б” класса выполнили проекты по темам: 1)Выдающиеся люди Германии - Иоганн Вольфганг Гёте и Альберт Эйнштейн; 2)Чудеса немецкой архитектуры; 3) Чемпионат мира по футболу в Германии 2006 года; 4) Немецкая кулинария. (Из фрагментов презентаций этих проектов созданы слайды для “Вечера немецкого языка”. (см. на СД) Для выполнения проектов ученики используют материал в основном из Интернета, энциклопедий, журнала “Германия”. Продукты всех проектов используются как дополнительный материал к учебникам немецкого языка.

Количество учащихся, изучающих немецкий язык, небольшое. В немецкие группы записывается больше слабых или очень слабых по своим учебным способностям детей. Но мне за много лет работы в школе очень повезло встретить в своих группах одарённых учениц, которые впоследствии “заболели” немецким языком и после окончания школы и вуза связали свою жизнь с немецким языком. (8 человек)

Ксения Ерошкина – наша гордость, выпускница 2001 года. На областной олимпиаде по немецкому языку она заняла 7-е место. Поступив сначала в СГПУ, затем получила высшее образование в Германии в городе Людвигсбург.

Результаты участия в окружной олимпиаде по немецкому языку за 2005/06 уч. г. и за 2006\07 уч. г. соответственно следующие: 1-е и 2-е места; 1-е место. В 2005 г. ученица 10 кл. Тихонова Вера приняла участие во всероссийском конкурсе “Немецкий плюс”.

Динамика качества знаний учащихся по немецкому языку положительная.

Учебн. год 2004-05 2005-06 2006-07
Успеваемость 6 –б кл. 100% 7-б кл. 100% 8-б кл. 100%
Качество знаний 87, 5 % 77, 5 % 87, 5%
Успеваемость 7-В кл. 85% 8-В кл. 100% 9-В кл. 100%
Качество знаний 28, 6 % 50 % 83, 3%
Успеваемость 9 кл. 100% 10 кл. 100% 11 кл. 100%
Качество знаний 40% 60% 75 %

Мониторинг удовлетворённости изучением немецкого языка показал следующее: все учащиеся ходят на урок немецкого языка с интересом;но всего 21% удовлетворён своим уровнем подготовки по предмету. Самые большие трудности вызывает грамматика, проблемы с фонетикой есть у нескольких учащихся. Любимыми видами работы назвали чтение, пересказ содержания, высказывание своего мнения. Нравится получать новую информацию о стране изучаемого языка, учить наизусть стихи, многие хотели бы ещё учить английский язык. 28% опрошенных знают, что в их будущей профессии нужны знания иностранного языка.

Из вышеизложенного можно сделать вывод: работа современного учителя невозможна без применения новых информационно-коммуникативных технологий. Это повышает мотивацию изучения иностранного языка, позволяет устранить одну из причин отрицательного отношения к учёбе - неуспех ребёнка, формирует коммуникативную компетенцию ученика, расширяет его кругозор, развивает эстетически, превращает урок иностранного языка в удовольствие от общения друг с другом.

Информационные ресурсы:

1. Е. Н. Соловова. Методика обучения иностранным языкам. Москва. “Просвещение”. 2003.

2. Н. Ф. Коряковцева. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. Москва. 2002 г.

3. З. С. Борисова, Л. П. Смолина. Некоторые пути повышения мотивации изучения иностранного языка. ИЯШ №3 1990 г.

4. . Т. А. Полилова, В. В. Пономарёва. Внедрение компьютерных технологий в преподавание иностранных языков. ИЯШ №6 1997 г.

5. Использование ИКТ в преподавании иностранных языков. Библиотека Всероссийского Интернет-педсовета. 2007 г.

План немецкого дня.

Er wurde 1749 in Frfankfurt am Main geboren. Seine Eltern waren wohlhabende Leute. Er erhielt eine vielseitige und gruendliche Bildung im Elternhaus.

Der junge Goethe studierte an den Universitaeten Leipzigs und Strassburgs. Er wurde Rechtsanwalt, aber seine Arbeit machte ihm keinen Spass. Goethe interessierte sich fuer Literatur. Viele Jahre seines Lebens verbrachte Goethe in Weimar. Er war nicht nur ein genialer Dichter und Schriftsteller, sondern auch Kuenstler, Naturforscher, Staatsmann.

(Прил. 1. Dia 2)

/einige Gedichte von Goethe mit russischer Uebersetzung/

Friedrich Schiller und Goethe waren grosse Freunde. In Weimar vor dem Theatergebaeude steht das Goethe-Schiller-Denkmal.

Friedrich Schiller wurde 1759 in Marbach geboren. Sein Vater war Militaerarzt. Der junge Schiller interessierte sich frue fuer Literatur. Er hat der Welt 10 grosse Dramen, zahlreiche Gedichte, Balladen geschenkt.

Das Jahr 2005 war in Deutschland als Schillersjahr erklaert.

/ein Gedicht von Schiller/ (Прил. 1. Dia 3)

Der grosse deutsche Dichter Heinrich Heine wurde 1797 in Duesseldorf geboren. Nach dem Wunsch seiner Eltern sollte er Kaufmann werden. Aber Heines Interesse war Literatur. Er hat wunderschoene lyrische Gedichte geschrieben. Ihm gehoeren auch viele Prosawerke. Heines Lorelei ist eine deutsche Nationalhymne. Wegen seiner kritischen Werke sollte Heine nach Frankreich emigrieren. Er war schwer krank, seine letzten Jahre verbrachte in Paris. Dia 4.

/“Lorelei“ mit russischer Uebersetzung/

Albert Einstein, der beruehmte Physiker.

Er wurde 1879 geboren, seine Heimatstadt ist Ulm. Er war ein seltsames Kind. Mit 12 Jahren las Einstein die Werke von Evklidus.

Das Lernen in der Schule fiel ihm schwer. Der kleine Albert interessierte sich fuer die Welt. Dann lernte er in Zuerich, hier lebten seine Eltern.

1900 wurde Einstein zu einem diplomierten Mathematiklehrer. Spaeter arbeitete er in einem Patentenbuero. Er heiratete Mileva Maritsch.

1905 erschienen in einer Zeitschrift seine ersten wissenschaftlichen Artikel. Das war eine Revolution in Physik. 1921 bekam Einstein den Nobelpreis. Er war als Dozent an vielen Hochschulen taetig.

1933 kamen in Deutschland die Faschisten zur Macht. Einstein emigrierte nach Amerika. Einstein war Humanist und Pazifist. Sein Hobby war Musik, er segelte auch gern. Аlbert Einstein starb in Amerika 1953 (Прил. 1. Dia 5.)

Deutsche Kulinaria.

Die Deutschen haben ein gutes Verstaendnis fuer Kochkunst. In Sueddeutschland gibt es sogar eine Kulinaria-Akademie. Populaerste Nahrungsmittel sind Milchprodukte. 94 kg jaehrlich fuer jeden Buerger. Dann stehen Gemuese-93, 3 kg, und Fleisch-60 kg. Suessigkeiten –nur 36 kg jaehrlich fuer einen Buerger.

Deutsches Wasser.

Jaehrlich werden 9, 4 Millionen Liter Mineralwasser verkauft. Es gibt 239 Mineralquellen in Deutschland. Jeder Deutsche trinkt jaehrlich 130 Liter Wasser. In deutschen Restaurants gibt es spezielle Wasserspeisekarten. Einige Sorten des Wassers sind teuerer als Wein.

Deutsches Brot.

Wenn Deutsche ihre Freunde oder Verwandte im Ausland besuchen, nehmen sie unbedingt als Geschenk deutsches Brot mit. Heute gibt es 300 verschiedene Brotsorten und 1200 Sorten von Broetchen. Besonders populaer ist Schwarzbrot.

Deutsches Bier …

Existiert schon 500 Jahre. Bier ist nicht nur ein Getraenk. Das ist eine Kunst. Deutsches Bier besteht aus Mineralwasser, Vitaminen, Kalorien und hat wenig Alkohol. Bier hat verschidene Farben und verschidenen Geruch. Populaer ist Bier ohne Alkohol.

Deutsche Wurst.

Wurst ist typisch deutsche Spezialitaet. Man isst sie kalt und warm. Es gibt 1500 Sorten von Wurst.

Deutscher Kaese.

Jaehrlich werden 1, 8 Mill. Tonnen Kaese produziert. Man zaehlt 350 Kaesesorten. Dieses Produkt wurde im Mittelalter von Moenstern erfunden. Deutschland belegt den ersten Platz in Kaeseproduktion. Die besten Sorten werdrn in Bauern und im Harz produziert.

Dia 7.

Teil 3. Fussballweltmeisterschaft 2006 in Deutschland.

„Die Welt zu Gast bei Freunden“-das war die Devise der WM in Deutschland 2006. Das Sportfest dauerte vom 9. Juni bis zum 9. Juli. 32 beste Fussballteams nahmen daran teil. D. hat in 12 Staedten die Stadien zur WM vorbereitet. Das Finalspiel fand in Berlin statt. Zum Weltmeister wurde die italienische Mannschaft. Die Franzosen haben den 2-ten Platz belegt. Die Deutschen bekamen die Bronzemedailen.

Teil 4. Das Land fuer Tourismus. Die Prаеsentation des Projektes “Reisefuehrer fuer Touristen” Приложение 2.

Teil 5. Der Film „Rheinfahrt“ in der deutschen Sprache. (20 Minuten)

Teil 6. Wissenstoto fuer die Kenner Deutschlands. (Приложене 1.)

(zum Schluss)

Herzlichen Dank unseren Zuschauern. Wir hoffen, dass Sie unser Programm mit Spass und Vergnuegen erlebt haben. Auf Wiedersehen!

Викторина.

6.02.2008