Развивающее занятие для воспитанников старшего дошкольного возраста "Кто такие интеллигентные люди?"

Разделы: Работа с дошкольниками


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

На сегодняшний день достаточно актуальна проблема формирования культуры поведения. Так как отсутствие практических навыков адекватного поведения в сложных жизненных ситуациях может побудить воспитанника дошкольного возраста в будущем к использованию асоциальных способов выхода – употреблению табака, алкоголя, наркотиков.                                                                                                            
Дошкольный возраст представляют собой благоприятный период для воспитания инициативы здорового образа жизни, подражания позитивным моделям поведения. При этом важно, чтобы эти модели были настолько привлекательными, что ребенку захотелось бы без всякого постороннего вмешательства строить на их основе игру, подражать им по собственной инициативе. Предоставление ребенку таких моделей поведения — актуальная задача педагога, занимающегося профилактической деятельностью.
Поэтому необходимо проводить профилактику злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ). В психологической и педагогической литературе предлагается очень много методов по решению данной проблемы. В нашем детском саду мы разработали данное занятие, так как в решение этой проблемы считаем необходимым сформировать у воспитанников образ культурного человека: образованного, воспитанного, умного, аккуратного и т.д., что возможно реализовать посредством  театрально-изобразительного приема.
Это занятие также оказывает стимулирующее развитие на диалогическую и монологическую речи, на развитие умения выражать свои суждения и мнения посредством создания атмосферы доброжелательности, взаимопомощи и любви, через мотивацию «на оказание помощи».
Предлагаем Вашему вниманию один конспект  занятия для детей старшего дошкольного возраста, составленных с учетом выше названных проблем реализованной в совместной деятельности психолога и воспитателя ИЗО через изодеятельность в процессе развития словесного творчества посредством художественно-продуктивной деятельности Волшебная Страна «Почемучек».

Форма проведения: Путешествие в город знаний.

Возраст детей: 5–7 лет.

Программное содержание:

1. Познакомить с образом интеллигентного человека, дать понятие об культуре речи и поведения;
2. Формировать  позитивные модели поведения в социуме.
3. Обогащать  словарный  запас  детей:  интеллигентный,  культурный, воспитанный,   добрый,   вежливый, аккуратный, честный, справедливый.
4. Воспитывать уважение к старшим.

Материал к занятию: картинки с фотографиями людей, фланелеграф, подготовленные листы бумаги, краски, кисточки, вода, карандаши, фотографии с людьми, аудио кассета с музыкой, костюм для почемучки, декорации (домик и дерево с вопросами вместо листьев)

Предварительная работа: беседа на тему культура речи и поведения, чтение рассказов воспитывающих культурное поведение, рассматривание иллюстраций и альбомов с фотографиями людей в разных видах деятельности.

Словарная работа: интеллигентный, культурный, воспитанный, добрый, вежливый, аккуратный, честный, справедливый.

Сюрпризный момент: житель Волшебного города «Почемучек» Девочка-Почемучка (в соответствующем костюме).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вводная часть:

Воспитатель ИЗО: Здравствуйте ребята! Хотели бы сегодня попасть в Волшебный город «Почемучек»? Но для этого нам с вами нужно пофантазировать, почувствовать, проговорить. Закройте глаза, представьте чудо – город (звучит фонограмма).

(В зал вносят и ставят: домик за которым сидит на стуле «Почемучка» и дерево с вопросами)

Воспитатель ИЗО: Ребята смотрите вот домик стоит. Кто в нем живет? Почемучка.

Психолог (в костюме «Почемучки»): Я рада вас видеть. Давайте поздороваемся друг с другом по кругу. Я начну, а Влад продолжит!

Доброе утро, Влад!
Доброе утро, Маша!
Доброе утро, солнце!
Доброе утро, всем!

Руки поднимают дети вверх. Знаете, ребята у меня возникла одна проблема.

Дети: Какая?

Психолог: Я смотрела передачу «Спокойной ночи!» Степашка с Хрюшей спорили кто такие интеллигентные люди. И вдруг выключили свет, и телевизор перестал показывать. А когда телевизор стал показывать, передача уже закончилась. А я хочу знать кто такие интеллигентные люди! Помогите мне ребята!

Психолог: А помогут нам в этом волшебные картинки (с фотографиями людей). (Рассматриваются и обсуждаются разные ситуации: «мальчик помогает девочке нести сумку», «угощают всех конфетами», «возвращает найденную вещь» и т.д.)

Психолог: Так какой же должен быть интеллигентный человек?

Примерные рассуждения детей:

– «Воспитанный, важный немножечко и добрый»;
– «Добрый и культурный»;
– «Такой культурный, воспитанный человек»;
– «Вежливый, добрый»;
– «Это важные люди, хорошие»;
– «Добрый, воспитанный, культурный».

Психолог: Молодцы! А как он выгладит интеллигентный человек, какой он, как он себя ведет?

Примерные рассуждения детей:

– «Прямо сидит на уроке, занимается хорошо»;
– «Это который за столом хорошо ведет»;
– «Это человек, он все умеет, красиво ест, красиво одевается, красиво себя ведет и умеет красиво себя вести в помещениях»;
– «Человек, который хорошо себя ведет, знает, как себя вести».
– «Это человек, который уважает себя»;
– «Это кто всех уважает, всех любит».
– «Это, наверное, знатный, человек, который все знает»;
– «Может быть на все способен»;
– «Это значит, умный, важный, бывает хороший»;
– «Добрый, трудится хорошо».

Психолог:Ой, как много  я сегодня узнала, как бы не забыть все, что вы мне рассказали. Ребята нарисуйте для меня портреты «интеллигентных людей» что бы я ничего не забыла. А поможет вам в этом Елена Ивановна.

(В старшей группе дети рисуют одежду интеллигентному человеку и соответственно детям раздаются заготовки-силуэты мужские и женские на выбор. В подготовительной группе воспитанники получают заготовки – «овал лица» для исполнения портрета интеллигентного человека)

2. Практическая часть.

Воспитатель ИЗО:

Физкультминутка

Мы руками хлоп-хлоп,
Мы ногами топ-топ,
Мы глазами миг-миг
Мы плечами чик-чик,
Раз сюда, два сюда,
Повернусь вокруг себя,
Раз присели, два привстали,
Ручки к верху все подняли
Раз-два, раз-два заниматься нам пора.

Ребята давайте попробуем его нарисовать! Дети вы должны знать, что интеллигентный человек может быть и мужчиной и женщиной.

(Детям раздаются листы и гуашь, кисти и воду.)

Психолог: Интеллигентный человек он хороший или плохой?

Примерные рассуждения детей:

На вопрос, хороший интеллигентный человек или плохой, практически все дети уверенно говорили, что хороший, только трое детей не согласились с этим мнением, хотя объяснить, почему они так думают, не смогли: «Хороший человек, но точно я не знаю»; «Плохой, не знаю»; «Я думаю, это очень плохие люди».

3. Заключительная часть.

Психолог: А вы хотите быть интеллигентными людьми?

Примерные рассуждения детей:Да или нет.

Воспитатель ИЗО:Ребята, а вы знаете, что для этого надо делать?

Примерные рассуждения детей: Много заниматься, быть образованным и т.д.

Воспитатель ИЗО:Назовите людей, которых считаете интеллигентными.

Примерные рассуждения детей:«Вот мой дедушка был такой – всегда чистый ходил, аккуратный, ну,…закаленный, культурный".

Воспитатель ИЗО:Теперь мы все знаем кто такие интеллигентные люди, что нужно делать, чтобы стать такими.

Психолог:Датеперь я знаю кто такие интеллигентные люди. Большое спасибо Елена Ивановна, Большое спасибо ребята за помощь. А теперь мне пора идти домой. До свидания.

Воспитатель ИЗО: На этом наше занятие заканчивается. Спасибо всем за активное участие.

По итогам такого занятия составляется информация для родителей и вывешивается вместе с рисунками на стенд.

6.02.2008