Система работы педагога-психолога в дошкольном учреждении по подготовке воспитанников к обучению в школе

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


У каждого воспитателя наступает тот день, когда его воспитанники становятся выпускниками детского сада. Родители начинают задумываться о том, с каким багажом знаний ребенок пойдет в школу. Поэтому взрослые желают, чтобы их дети были, как можно более подготовленными к новому периоду жизни. И в связи с этим у них возникают вопросы: Какими знаниями, способностями и качествами  должен обладать ребенок? Что ждет его в первые школьные годы? Какие требования предъявляются к выпускнику детского сада, как к будущему первокласснику? Как лучше подготовить ребенка к школе? Что можно сделать в данной ситуации в рамках семьи и детского сада? Переживания взрослых обоснованы, так как в современном мире предъявляются высокие требования к знаниям, способностям и качествам, которыми должен обладать первоклассник, а значит выпускник детского сада. Поэтому педагоги и психологи  изыскивают более эффективные подходы организации воспитания и обучения, нацеленные на соответствие методов обучения требованиям существующих образовательных программ.
Исходя из требований предъявляемых к уровню развития детей, можно сказать, что проблема готовности к обучению охватывает все сферы жизни ребенка. Вследствие чего следует отметить, что следующие аспекты данной темы, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе:

  • Своевременно отмечать новообразования и изменения в психике ребенка соответствующие его возрасту, с целью проведения дальнейших развивающих и коррекционных занятий направленных на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе.
  • Работу по подготовке детей вести опираясь на происхождение и формирование отдельных компонентов учебной деятельности.
  • Также стоит уделять внимание умению ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Данная способность связывается с навыком овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.
  • При подготовке будущего первоклассника необходимо учитывать особенности психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе.
  • Своевременно выявлять детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости.
  • Развивать способности детей проявляющих признаки одаренности.
  • Распределение будущих первоклассников по классам с программным обучением в соответствии с их «уровнем актуального развития» и «зоной ближайшего развития» – это позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме.

С целью решения данной проблемы в дошкольных образовательных учреждениях «Светлячок» и «Сказка» педагоги-психологи работу ведут в двух направлениях: работа с воспитанниками и работа с родителями. 
Работа с воспитанниками. В подготовительных группах в начале учебного года путем стандартизированных наблюдений и психодиагностического обследования изучается: уровень развития игровой деятельности у воспитанников (карта «Анализа игровой деятельности»); способность к произвольной регуляции действий, то есть регулятивную сферу детей («групповая экспресс-диагностика расстройство внимания при гиперактивности» из комплекта методик «ГОШа» [4]; эмоциональная сфера через личностные отношения, социальные эмоции и  ценностные ориентации (проективный тест «Домики», автор Орехова [5]; уровень знаний, умений и навыков в сфере пространственно-временных отношений у воспитанников (карта «Оценка особенностей развития воспитанников дошкольного возраста» [6] и  методике изучения пространственных отношений, авторов – Н.Я. Семаго, М.М. Семаго [1]. По итогам данной работы подбираются групповые или индивидуальные занятия развивающе-коррекционной направленности с целью повышения успешности обучения и адаптации к началу систематического обучения в школе.
Затем один раз в неделю со всеми воспитанниками подготовительной группы проводятся подгрупповые развивающие занятия в форме ролевой игры «Школа» (см. Таблица 1.) и выборочно индивидуальные занятия по антистрессовой программе «Волна» (компьютерная программа) санкт-петербурской фирмы «Амалтея».

Таблица 1. Развивающие занятия в форме ролевой игры «Школа»


занятия

Цель

Игры, упражнения

1

Развитие внимания, творческих способностей и образного представления, пространственных представлений  и мелкой моторики; формирование позиции школьника. Дидактическая игра. «Волшебная клякса»
Физкультминутка «Наши пальчики устали…»
Графический диктант. «Собачка»

2

Рисуночное задание «Я в школе»
Физкультминутка «Наши пальчики устали…»
Графический диктант. «Человечек»

3

Развитие внимания, образного представления, пространственных представлений  и мелкой моторики. Графический диктант «Кенгуру»
Дидактическая игра «Дотронься до ….»

4

Развитие внимания, воображения и образного представления, речи, пространственных представлений  и мелкой моторики, обогащение словарного запаса. Графический диктант «Котенок».
Физкультминутка «Поднимаем плечики, прыгают кузнечики …»
Дидактическая игра «Какая бывает собака?»

5

Развитие произвольного поведения, внимания, воображения, образного восприятия и мелкой моторики. Дидактическое упражнение «Нарисуй по описанию».
Игра «Ухо-нос».

6

Развитие речи и мышления, произвольного поведения, внимания и мелкой моторики. Дидактическое упражнение «Нарисуй по описанию».
Физкультминутка «Поднимаем плечики, прыгают кузнечики …»
Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

7

Развитие быстроты и гибкости мышления, образного представления, наблюдательности и внимания воспитанников, формирование произвольного поведения. Дидактическое упражнение «Волшебные фигуры».
Физкультминутка «Сантики-фантики-лимпопо»
Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное».

8

Развитие наблюдательности и внимания, мелкой моторики и усидчивости. Дидактическое упражнение «Елочки».
Физкультминутка «Поднимаем плечики, прыгают кузнечики …»
Дидактическое упражнение  «Флажки».

9

Развитие мышления, образного представления, внимания, наблюдательности и формирование произвольного поведения, логического мышления и активизации речевой активности. Дидактическое упражнение  «Палочки».
Физкультминутка.
Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное».

10

Развитие речи воспитанников, пополнение словарного запаса, развитие наблюдательности и внимания. Дидактическое упражнение  «Кодирование».
Физкульминутка «Отдых наш – физкультминутка …»
Дидактическая игра «Я знаю»

11

Развитие пространственных представлений наблюдательности и внимания воспитанников, формирование произвольного поведения. Дидактическое задание «Повтори»
Игра «Карлики-великаны»
Игра «Что изменилось?» (с предметами на столе)

12

Развитие устойчивости внимания, произвольного поведения, логического мышления и речи. Дидактическое упражнение  «Кодирование».
Физкультминутка.
Дидактическая игра «Продолжай»

13

Активизировать мышление детей, развивать представление о пространственном расположении частей одного и того же предмета относительно друг друга, внимание воспитанников, формировать произвольное поведение. Дидактическое упражнение «Графический диктант».
Физкультминутка «В лесу растут деревья»
Игра «Что изменилось?»
(с детьми в группе)

14

Развитие устойчивости внимания, произвольного поведения Дидактическое упражнение  «Кодирование».
Игра «Жмурки».

15

Развитие внутренней позиции школьника, слухового внимания и  восприятия, произвольного поведения Рисуночное задание «Я через 15 лет стану …».
Игра «Глухой телефон».

Развивающие занятия в форме ролевой игры в школу – это один из самых распространенных и эффективных методов при соблюдении всех правил при подготовке к обучению в школе. Все занятия построены и направлены на возрастные особенности, присущие дошкольному возрасту, то есть через самооценку на основе производимого ими учета успешности своих действий, оценок окружающих, одобрения взрослых формируется внутренняя позиция школьника. У ребенка появляется необходимость выйти за рамки своего детского образа жизни, занять новое, доступное ему место и осуществлять реальную, серьезную, общественно значимую деятельность. Главным становится все то, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки). Цикл развивающих занятий и направлен на формирование внутренней позиции школьника.

На этих занятиях преследовалась цель сформировать личностную готовность к обучению в школе через решение следующих задач:

1. Развитие воображения, мышления, образного представления, пространственных представлений.
2. Развитие  речи и мелкой моторики.
3. Обогащение словарного запаса.
4.  Развитие произвольной сферы и внимания.
5. Формирование внутренней позиции школьника и повышение уверенности.

Психолог на первом занятии с воспитанниками проводит маленькую беседу о том, «что такое школа», «как нужно вести себя в школе», «что делают там дети»,  «чем занимаются» и т.д. Затем психолог объясняет правила игры и сообщает, что учитель будет выбираться по жребию на каждом занятии, кто вытянет отличительный знак «учитель», тот и будет вести занятие. Даются два задания, поэтому определяются два учителя, а остальные ребята – ученики. Психолог сообщает, что вместо оценок, как в школе, «ученик» за правильно выполненное задание и за старание может получить «звездочку», а за самостоятельность, быстроту, правильность выполнения задания – «солнышко», накопив шесть звездочек можно их обменять на одно «солнышко». Так как «солнышко» – это более высокая оценка.    Учитель-воспитанник за свою работу тоже получает «звездочку», но за особо удачное выполнение роли психолог может дать «солнышко». Этот прием используется с целью стимулирования познавательной деятельности воспитанников разного уровня развития.
В начале и конце занятия дети раскрашивают по одной геометрической фигуре (на выбор треугольник, квадрат или круг) тем цветом, какое у него настроение. Перед этим детям объясняется, что если настроение веселое выбираются яркие красивые цвета (красный, желтый, зеленый), усталое (синий),  грустное  настроение (черным или коричневым). Эта процедура необходима, для того чтобы отследить эмоциональное состояние ребенка на протяжении одного занятия и последующие занятия корректировать с учетом детских эмоциональных потребностей.

Наряду с развивающими занятиями проводится интеллектуальный конкурс «Юные интеллектуалы».

В сфере развития познания особое значение имеет «сензитивные» периоды, когда дети «впитывают» все окружающее. Этот период выпадает на дошкольный и младший школьный период. Такие дети способны заниматься несколькими делами сразу. Они с удовольствием принимают задания, не имеющие готового ответа, задания данного конкурса направлены на реализацию данной потребности наиболее способных детей, то есть одаренных. Поэтому в конкурсе используются невербальные задания трех видов: дивергентные, конвергентные и логопедические. Первооткрывателем этого опыта в нашем городе является, на тот момент педагог-психолог, Гнездилова Марина Адольфовна. В совместном сотрудничестве этот эксперимент был доработан, дополнен и конкурс принял статус городского мероприятия. В основу данного опыта легла система работы доктора педагогических наук А.И. Савенкова [7]. Подготовка к этому событию и самому конкурсному процессу проходит в несколько туров: отборочный,   подготовительный, конкурсный.

На первом этапе отборочного тура  воспитатели оценивают одаренность детей посредством методики «Общей одаренности» А.И. Савенкова [8]. Затем психолог предлагает детям невербальные задания (см. Приложение 1), которые воспитанники выполняют самостоятельно.

На подготовительный тур проходят воспитанники, набравшие наибольшее количество баллов, и становятся участниками конкурса. Этот тур включает: индивидуальную беседу (психолог знакомит детей с правилами участия в конкурсе) и групповые тренировочные занятия.. Затем взрослые совместно с воспитанниками-участниками выбирают название команды и придумывают эмблему для формирования командного духа.  На тренировочных занятиях психолог с детьми-участниками разбирают наиболее сложные задания, то есть обучающие занятия с типичными заданиями. Сам конкурс проводится в первой половине дня в апреле, когда сформированность произвольной сферы достигает наилучшего момента развития в старшем дошкольном возрасте.

Конкурсный тур проходит  в три этапа.

1 этап. Невербальные задания конвергентного типа:

1.   Задание по нахождению закономерности расположения предметов: «Нарисуйте недостающие предметы» (см. Приложение 2)  – за каждое правильно выполненное задание по 1 баллу. Всего максимально за это задание можно набрать 4 балла.

2.   Задание на логическое мышление: «Подбери фигуре пару» (см. Приложение 3) – за каждое правильно выполненное задание по 1 баллу. Всего максимально за это задание можно набрать 4 балла.

3.   Задание на логическое мышление и выявление уровня развития мелкой моторики: «Нарисуй недостающую фигуру вместо точки» (см. Приложение 4) – правильно определил закономерность – 1 балл; рисунок выполнен точно и правильно – 1 балл. Всего максимально за это задание можно набрать 6 баллов.

Музыкальная пауза. Болельщики показывают свой номер. Участникам предлагается потанцевать, для того чтобы снять мышечное напряжение и поднять настроение.

2 этап. Невербальные задания логопедической направленности:

4. Задание на выявление сформированности операций буквенного анализа слов на основе фонематического восприятия: «Укажи картинку» – за каждое правильно выполненное задание по 1 баллу. Всего максимально за это задание можно набрать 2 балла. Описание: Ведущий предлагает два ряда картинок и соответствующие буквы (А, У), участникам-детям предлагается обозначить нужную картинку, соответствующую предложенной букве.

5. Задание на выявление сформированности операций звукового анализа слов на основе умения дифференцировать гласные и согласные звуки (раздаточный материал: фишки трех цветов – красный, синий, зеленый): «Разноцветные фишки» – за каждое правильно выполненное задание по 1 баллу. Всего максимально за это задание можно набрать 2 балла. Описание: Ведущий предлагает участникам картинки, просит назвать изображение и предлагает выполнить звуковой анализ этих слов. Дети при помощи фишек выкладывают звуковую схему каждого слова.

3 этап. Невербальные задания дивергентного типа:

6.  Задание на выявление продуктивности, оригинальности, гибкости мышления: «Придумай необычное, такое, что никто другой придумать не сможет» (см. Приложение 5) – добавьте любые детали или линии к изображенным кружкам так, чтобы получилось различные, интересные рисунки, (за выполнение задания в форме отдельных предметов – 1 балл; в форме незаконченного или простого сюжета – 2 балла; развернутый и законченный сюжет, оригинальность – 3 балла). Всего максимально за это задание можно набрать 3 балла.

Задания для болельщиков: Ведущий, во время выполнения 6 задания участниками, дает вербальные задания болельщикам. За каждый правильный ответ ребенок получает небольшой приз (стерку, точилку, карандаш …)

Музыкальная пауза (подготовлена болельщиками каждой команды). Болельщики показывают свой номер.

Итог: Жюри объявляет итоги конкурса (см. Приложение 6). Награждения проходят в два этапа: командном зачете (почетными грамотами за призовые места (1, 2, 3) и подарками), и личстном зачете (почетными грамотами за призовые места (1, 2, 3) и подарками). Остальные дети  подарками за усидчивость, за внимательность и т.д. Всего максимально за конкурс участник может набрать 21 балл.

В конце учебного года психолог оценивает результат подготовки воспитанников к обучению в школе посредством психологического обследования используя диагностический комплект «ГОШа» – вариант А [4].

Работу с родителями наиболее эффективно выстраивать, используя активные формы, например, тренинги (см. Таблица 2).  В течение года желательно провести два-три тренинга. В конце тренинга раздаются памятки, например: «Возрастные нормы ребенка 6 лет», «Способы, методы, упражнения подготовки ребенка к обучению в школе», «Проблемы начинающего школьника», «Тест «Что я знаю о школе?» и другие.

Таблица 2. Тренинги для родителей

Название

Цели и задачи

План

«Родительское собрание в картинках»

1. Установить субъект-субъектное взаимодействие между психологом и родителями 1.  Модель – образ «Роза» – ребенок.
2.  Модель – образ «Губка» – воспитание ребенка.
3. Модель – образ «Упряжка Лошадей» – семья (см. Приложение 7)
4. Модель – образ «Шар на наклонной плоскости» – умственная деятельность (см. Приложение 8).
5.  Модель – образ «Цветок» – готовность к школе.
6.  Модель – образ «Дети играют» – значение игровой деятельности в жизни детей дошкольного возраста.

«Скоро в школу!»

Создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка:
1.         Создать для ребенка эмоциональный благоприятный микроклимат в группе, при общении с детьми и педагогическим персоналом.
  • Вступление
  • Игра «Здравствуйте, давайте познакомимся»
  • Мини-лекция «Критерии готовности к обучению в школе»
  • Упражнение «Какой мой ребенок» (см. Приложения 9)
  • Мини-лекция в образах «Какие плоды даст обучение и воспитание или что такое гармоничное воспитание и развитие» (см. Приложения 10)
  • Упражнение «Пиктограммы»
  • Обратная связь — «Анкета-отзыв»
  • Заключение

«Будущий  первоклассник»

2. Настроить родителей на положительные взаимоотношения с педагогами детского сада.
3. Сформировать представление об «уровне актуального развития и зонах ближайшего развития»
4. Обучить способам и приемам подготовки ребенка к обучению в школе.
5. Повысить психологическую компетентность воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.
  • Приветствие «Пожелания»
  • Мини-лекция в образах «Статус выпускника детского сада через призму игровой деятельности» (см. Приложение 11).
  • Упражнение «Мой ребенок через 15 лет станет …». Сравниваются с рисунки родителей с работой ребенка «Я через 15 лет стану …»
  • Психологический практикум «Определение обучаемости детей подготовительной группы» («Елочка», «Флажки» и «Палочки»).
  • Психологический практикум «Процедура определения психологической готовности к школе».
  • Обратная связь — «Анкета-отзыв».
  • Заключение.

В рамках преемственности между дошкольными учреждениями и школами в конце учебного года на итоговое ПМПк детского сада приглашаются школьный психолог начального звена и учителя начальных классов, на котором передаются «Индивидуальные карты обследования особенностей развития выпускника детского сада» (разработана психологами дошкольных учреждений г. Губкинский – см. Приложение 12) на всех выпускников, с целью информирования специалистов школы об особенностях выпускников, их успехах и трудностях, об эффективных приемах и способах взаимодействия с ними.

Описанная выше система работа позволяет повысить уровень готовности и воспитанников и их родителей. Взрослые и дети чувствуют себя более уверенно. Взрослые знают, как помочь ребенку в ситуациях, которые могут возникнуть при поступлении в школу. У детей формируется устойчивое желание идти в школу по причине проявления потребности достичь большего и узнать больше нового. Специалистов школы своевременно информировать о специфики черт характера, об особенностях мотивационной, волевой, познавательной  и других сфер.

Список литературы:

  1. Диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов»./ Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М.  – М.: АРКТИ, 2003.
  2. Замулина Л.В. Готовность к школе. – М/СПб.: АСТ Сова, 2005.
  3. Макаренко Т. Разрешить или запретить: о готовности детей к школьному обучению // Школьный психолог. № 23. 2003 .
  4. Мельникова Н.Н.,  Полев Д.М. Методика диагностики готовности к обучению в школе «ГОШа». – Челябинск: Психологический центр ПСИХРОН, 2000.
  5. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. – СПб.:  «Речь» , 2002.
  6. Прокофьева Г.А. Перспективное планирование работы психолога ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  7. Савенков А.И. Конкурс интеллектуалов для старших дошкольников. Дошкольное воспитание. 1998, №2.
  8. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе: Учеб. Пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.: Академия, 2000.
  9. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледж, воспитателей детского сада. // Под ред. Г.А. Урунтаевой, – М.: Просвещение: Владос, 1995.
  10.  Цветикова С. Вопросы воспитания в картинках. Пособие для работы с родителями. // Школьный психолог. 2006, №5.

6.02.2008