Урок решения задач в 7-м классе по теме "Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения. Взаимодействие тел"

Разделы: Физика


Цель урока: закрепить усвоенные знания и выработать умения к их применению в процессе решения задач по теме: “Равномерное и неравномерное движение, относительность движения. Взаимодействие тел.”

ТСО: компьютер, мультимедиа проектор.

Оформление: 1) презентация;

2) на стенде плакат с фразой: “Движение – это жизнь!” - которая закрыта карточками с ответами к задачам (решив задачу учащийся снимает со стенда карточку с ответом к его задаче).

Ход урока:

Учитель.

Мы разные движенья изучали,
Как скорость, путь и время рассчитать, узнали.
Теперь попробуем мы знанья применить
И задачи интересные решить.

Вначале вспомним уже известные нам физические величине.

Он гудит и чертит мелом,
Он рисует белым-белым,
Смело в небе проплывает,
Человек им управляет,
Обгоняет птиц полет.
Что такое? (Самолет.)

Задача. Какой путь пролетает самолет, движущийся в течение 1 минуту со скоростью 720 км/ч. (12км)

Учитель.

Ест он уголь,
пьет и воду,
А напьется,
даст он ходу.
Что ни говори, силен,
Хоть дымит порою он,
Везет обоз на сто колес,
Это сильный... (паровоз).

Задача

Поезд движется с переменной скоростью. Определите среднюю скорость движения поезда на участках АВ, ВС и АС.

Пункты назначения Время прибытия
Пункт А 12 ч
Пункт В 14 ч
ПунктС 15 ч

Учитель.

Он гудит, скажу я, важно,
По воде плывет отважно
И красив, скажу я вам
Коль бежит он по волнам
Не сбавляя быстрый ход
Что такое?... (пароход).

Задача. Какова скорость течения воды в Иртыше на участке где скорость парохода по течению равна 24 км/ч, а против течения 14 км/ч. (5 км/ч)

Учитель.

Чтобы он тебя повез,
Ему не нужен овес,
Накорми его бензином
На копыта дай резину,
И тогда поднявши пыль,
Побежит... (автомобиль).

Задача Автомобиль движется между двумя километровыми столбами с постоянной скоростью, которую показывает спидометр.

1. Определите время движения автомобиля между этими столбами.

2. Постройте график зависимости скорости движения автомобиля от времени.

3. Постройте график зависимости пути движения автомобиля от времени.

Учитель.

Ползет черепаха,
Стальная рубаха,
Враг в овраг,
И она туда,
где враг.
Испугались очень янки
Ах! И чудо наши... (танки).

Задача. В какой примерно точке (А, В, С или D) нужно сбросить бомбу при горизонтальном полете самолета, чтобы она попала в цель:

1) если танк неподвижен;

2) если танк движется вперед;

3) если допустить, что танк движется со скоростью самолета?

Масса и инертность

Знаю я с седьмого класса:
Главное для тела - масса.
Если масса велика,
Жизнь для тела нелегка:
С места тело трудно сдвинуть,
Трудно вверх его подкинуть,
Трудно скорость изменить.
Только в том кого винить?

1. Порожняя тележка массой 2кг, двигаясь со скоростью 2м/с, столкнулась с груженой тележкой. Вследствие столкновения порожняя тележка остановилась, а груженая начала двигаться со скоростью 0,4м/с. Какова масса груженой тележки? (Ответ: 10кг)

2. Человек, бегущий со скоростью 8м/с, догнал тележку, двигающуюся со скоростью 2м/с, и вскочил в нее. В результате скорость тележки стала 6м/с. Какова масса человека, если масса тележки 40кг? (Ответ: 80кг)

Учитель.

Вот, закончился урок,
Знания пошли вам впрок.
Я хочу совет вам дать:
Надо физику читать,
Чтоб задачи все решались
И ответы получались,
И тогда оценки “пять”
Будешь на уроках получать.

Презентация