"Моя Родина — Югра"

Разделы: Работа с дошкольниками


При подготовке детей дошкольного возраста к школе возникла необходимость дополнительных коррекционно-развивающих занятий по подготовке руки к письму. Проблема заключается в развитии мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Причина – мышцы пальцев слабые и рука быстро устает. Значит, для написания элементов букв у них не хватает мускульной натренированности. Традиционным методом обучать детей элементам письма удается, но как подготовить руку ребенка к письму необычным способом, чтобы ребенок с удовольствием развивал свою руку, чтобы на занятии он справился с поставленными задачами, чтобы формировалась адекватная самооценка, чтобы на занятиях в своей группе он был уверенным и успешным?

Л.С.Выготский писал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет в процессе обучения вызвать к жизни те процессы, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития. Почти все дети не любят писать, у них нет потребности в этом. Как же преодолеть это нежелание? Важно, чтобы педагог глубоко понимал те психические процессы, которые протекают в сознании ребенка во время письма. Идея итальянского педагога Марии Монтессори - подготовить руку к письму можно без письма – системой подготовительных упражнений. Она утверждала, что надо найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступил к самой работе; особенно же подготовить движения при помощи повторных упражнений, выработать механизм в подготовительных действиях. Если работой, которую должен выполнять ребенок, является письмо, то мы, следовательно, должны найти для него ряд таких подготовительных упражнений, после которых он приступает к письму, не занимаясь им раньше непосредственно. М. Монтессори писала, что, берясь за вещи, которые ребенок делает плохо, он притупляет в себе чувствительность к своим ошибкам. Я поставила перед собой цель – снизить психологическую нагрузку ребенка в процессе обучения письму. Ведь именно эти нагрузки и перегрузки страшны, а не объем вводимой информации. Близорукость, гипертония, желудочно-кишечные заболевания и многие другие болезни начинаются, как ни странно, в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

Для подготовки руки к письму было разработано много интересных методик /методика Потаповой Е.Н., М.Монтессори, Лосева П., Сиротюк А.Л./

Используются разнообразные стимульные материалы /спички, проволока, трафареты, вкладыши, штриховка…/

Мной был составлен цикл комплексных коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста “Подготовка руки к письму”, через продуктивный вид деятельности - ручной труд, и познавательное развитие - ознакомление с традициями и декоративно-прикладным искусством обско-угорского народа Ханты - Мансийского округа, в котором мы живем.

Первый комплекс - работа с иголкой и тканью.
Второй комплекс - работа с бумагой /вырезание ножницами, обрывание листа/.
Третий комплекс - работа с бисером и ниткой /бисерография/.

Этот подход:

-развивает познавательные процессы;
-развивает координацию движений /вдевание нитки в иголку/;
-развивает тактильные ощущения /работа с тканью, бисером/;
-дает представление о художественном разнообразии, богатстве, красоте народных хантыйских орнаментов;
-учит детей самостоятельно работать над изготовлением предметов быта;
-воспитывает у детей любовь к прикладному искусству обско-угорских народов;
-позволяет снизить психологическую нагрузку ребенка;
-позволяет выработать механизм в подготовительных действиях, после которых ребенок приступает к письму, не занимаясь им раньше непосредственно.

Представляю первый комплекс занятий – работа с иголкой и тканью.

Занятие 1: “Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси”

Задачи: дать представление о традиционном убранстве хантыйской избы, воспитывать интерес к коренному народу Ханты – Мансийского округа, познакомить с декоративно-прикладным искусством обско-угорских народов; познакомить детей с иголкой и наперстком, объяснить им необходимость в работе; развивать интерес к шитью иголкой и наперстком различных изделий.

Материал: иголка, игольница, нитки, наперсток, ткань, ножницы, магнитофон, записи музыкальных произведений хантыйского поэта Ю.Шесталова.

Ход занятия. Ребята, встанем все в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, и представим, что мы с вами в гостях у коренных жителей Ханты-Мансийского автономного округа – ханты и манси.

Дети рассматривают фотографии хантыйских изб на стойбище, рассматривают предметы народного быта ханты /туесок для сбора ягод сделанный из кореньев кедра; берестяная колыбель для младенцев; сани - “нарты” для перемещения; ложки из дерева; игольницы для игл; мешочки для рукоделия, в которых хранятся игольницы, нитки, иголки, ножницы…/

Я познакомлю вас с культурой быта Обско-угорских народов, к ним относятся национальности ханты и манси. Живут они на родовых угодьях /стойбищах/. Дома у них бревенчатые; хозяйственные постройки на больших высоких столбах, где они хранят продовольственные запасы. На столбах этих сделаны рубцы, чтобы зверь не смог забраться. Труд женщины и мужчины разделен. Издавна женщина занималась ведением хозяйства, мужчина же – промыслами: пасут оленьи стада, запасаются грибами, ягодами, ловят рыбу, охотятся на дичь и животных. Женщины обско-угорских народов изготовляли предметы быта сами, оформляя их орнаментами. Они вкладывали всю свою душу. На изготовление вещи мастерица затрачивала много времени. Женщина работала в зимнее время. В орнаменте отвлеченные геометрические формы мастерица наполняет вполне определенным содержанием, отражая представление об окружающей действительности. Это звери: “заячьи ушки”, “беличий след”; птицы: “крылья чайки”, “хвост тетерева”; растения: “березовая ветка” и т.д. В орнаменте в яркой форме раскрываются эстетические вкусы народа, богатство и национальное своеобразие народа, чувство ритма, понимание цвета и формы.

ПсихогимнастикаЗАЙКА И БАРАБАН”.

Зайка взял свой барабан и ударил трам-трам-трам. И ударил трам-трам-трам.

Пальчики согнуты в кулачок. Указательный и средний пальцы подняты вверх и прижаты друг к другу. Безымянным и мизинцем поочередно стучать по большому пальцу.

-Сегодня мы с вами подружимся с такими друзьями как иголка и наперсток. Педагог показывает хантыйскую игольницу. Вы видите, что у мастерицы иголка и наперсток тоже лежат в определенном месте. /Дети рассматривают изделия/

-Наперсток нужен мастерице, чтобы не уколоть пальцы. Хантыйская мастерица обшивала всю семью. Для того чтобы обшить всю семью приходилось шить долгими вечерами и днями.

Работа за столом /сопровождается Хантыйской спокойной музыкой/. У вас у каждого на столе иголка, наперсток и ткань. Давайте пошьем по ткани, /иголка идет на вас, а наперсток помогает иголке быстрее продвигаться вперед по ткани/. Этому делу нельзя научиться сразу, но вы всему научитесь. Дети по ткани делают разные стежки. Молодцы, хорошо вы шили.

Рефлексия. А сейчас, расскажите по очереди, какие чувства вы ощущали, когда рассматривали предметы быта, какие чувства испытывали когда шили?

Занятие 2: “Орнамент обско-угорских народов”.

Задачи: познакомить детей с изделиями прикладного искусства народа ханты и манси; дать представление о художественном разнообразии, богатстве, красоте народных хантыйских орнаментов; воспитывать любовь к прикладному искусству обско-угорских народов; развивать интерес к шитью иголкой и наперстком различных изделий.

Материал: образцы цветовой гаммы хантыйской вышивки, образцы цветовой гаммы мансийской вышивки; иголка, игольница, нитки, наперсток, ткань, ножницы, магнитофон, запись Хантыйской спокойной музыки.

Ход занятия. Ребята, встанем все в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, и представим, что мы с вами в чудесной мастерской.

Рассматривание видов орнамента; карты округа с обозначением рек. Особый характер угорскому орнаменту придает активный элемент движения в ленточном построении орнамента. Орнамент выражает национальные традиции. Мы можем узнать по виду орнамента место жительства /орнамент “головка”, “крылья большой чайки” говорит о том, что эти мастерицы проживают на реке Обь; орнамент “тетеря” говорит о том, что эти мастерицы живут на реке Казым; орнамент “щучья челюсть” говорит о том, что мастерицы живут на реке Ляпин. Орнамент прямая линия “прямой след”, полоски контрастного цвета говорят о том, что эти люди принадлежат охотничьей культуре; орнамент “рога оленя” - обозначает уважение и почитание этому животному. Домашний олень – это основа жизни в тундре. Орнамент “пав” - треугольник, если перевести старинные песни, то слово пав имеет значение скорлупы кедровой шишки. Треугольник с прямым углом – священное лезвие или топор. В этом узоре кроется глубинный смысл. Мастерицы говорят “священное железо”, божественное, святое. Потому что топор помогает им охотиться, добывать пищу. Много узоров связанных с животным миром: ноги утки, утиный выводок, щучьи зубы, беличьи ушки, заячьи лапки, что указывает на охотничью основу мировоззрения народа.

Психогимнастика “ОСЫ”.

Осы любят сладкое, к сладкому летят. И укусят осы, если захотят.

Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным,вращать ими в разные стороны.

Работа за столом /сопровождается Хантыйской спокойной музыкой/

У вас у каждого на столе иголка, наперсток и ткань. Давайте пошьем по ткани, /иголка идет на вас, а наперсток помогает иголке быстрее продвигаться вперед по ткани/. Этому делу нельзя научиться сразу, но вы всему научитесь. Дети по ткани делают разные стежки. Молодцы, хорошо вы шили.

Рефлексия. Расскажи, чему ты научился на занятии? Что тебе больше всего понравилось?

Занятие 3: “Игрушки детей народа ханты и манси”.

Задачи: познакомить детей с хантыйской куклой “акань”; обратить внимание на особенности кукол; воспитывать у детей интерес к хантыйской кукле “акань”, развивать чувство гордости за народ ханты через национальные традиции; учить изготовлять куклу, показать последовательность изготовления.

Материал: игольницы, иголки, нитки, ткань однотонная прямоугольной формы 13х10 см; полоски, магнитофон, записи Хантыйской спокойной музыки.

Однотонной ткани трех видов 4х16см; белая ткань 20х15 см.

Ход занятия. Ребята, встанем все в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, и представим, что мы с вами в кукольном царстве.

-Давайте вместе посмотрим выставку кукол.

-Здесь куклы разных регионов /показываю куклу сургутских ханты, средне-обских ханты, шурышкарских ханты и т.д./. Хотите узнать о кукле – “акань”?

Сейчас удобно сядьте на ковер.

“Акань” - хантыйская кукла. В такие самодеятельные куклы, сшитые из ткани сукна или меха, играли хантыйские дети. Куклы эти рядом с хантыйскими мальчиками и девочками, словно настоящие члены семьи. Куклы дарили своим родственникам и сами получали подарки. Вместе с маленькими хозяйками акань отправлялась в оленеводческие стада, на рыбалку, на праздники. На лице у “акань” не принято было делать глаза, нос, рот, так как эта кукла считалась священной. По поверью в такую куклу мог вселяться злой дух из Нижнего мира, а это в свою очередь повлечет несчастье/к примеру болезнь ребенка/. Посмотрите, в этом чуме живут куклы – акань. Их только двое. Как вы думаете, не скучно ли им вдвоем? Как по – вашему, их можно развеселить? /ответы детей: да, надо сшить кукол/.

Психогимнастика “КОМАРИК”.

Не кусай, комарик злой! Я бегу уже домой.

Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед – это “хоботок”, которым “комарик” пытается “укусить” ребенка. Мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз /это – “лапки”/.

Самостоятельная работа за столом /сопровождается Хантыйской спокойной музыкой/. -Надо сделать голову из лоскутков, сшить красивое платье.

-Теперь мы с вами приступим к изготовлению головы. Сверните белый материал трубочкой, согните пополам. Будем накладывать цветные полоски. /3-4/ отступая небольшое расстояние, а сейчас наденем платок /сложите квадрат пополам по диагонали/. Закрепите голову /поверху закрепляем круговыми движениями ниткой или пришиваем иголкой/.

-Покажите друг другу, какие у вас получились головы?

-Какие вы молодцы!

-А теперь приступим к шитью кукольного платья, на платье у нас не будет полосок, этому мы научимся на других занятиях.

Рефлексия. Скажите, какое настроение у вас? А какие чувства вы сейчас испытываете?

Занятие 4: Знакомство со сказками народов Севера.

Задачи: познакомить детей с хантыйской народной сказкой “Иде”; учить детей шить из легкой ткани /ситец, сатин/ платок; учить вырезать из ткани квадрат и прямоугольные полоски для оформления краев платка; развивать у детей глазомер, привить детям желание изготовлять хантыйский платок для женщины.

Материал: 4 полоски разноцветной ткани 15х2 см, игольница, иголка, нитки, однотонная ткань 15х15, образцы платков, магнитофон, запись Хантыйской спокойной музыки.

Ход занятия. Ребята, встанем все в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, и представим, что мы с вами в кругу среди народных хантыйских сказительниц.

Чтение сказки “Иде”. Рассмотрим иллюстрации сказки, на которой изображена хантыйская женщина в платке /обратить внимание на орнамент платка/. Платок носят зимой для тепла, в летнее время он защищает голову от комаров, мошек.

Посмотрите, хантыйская кукла “акань”, тоже надела платок. Вы знаете, что в далекие времена женщины шили платки сами. Каждая женщина шила свой платок непохожий на другой. Каждый платок был неповторим. Вот как женщина шила свой платок. Она выбирала для квадрата ткань яркой расцветки, а края полоски шила обычно из однотонной ткани. Мы сегодня с вами будем шить платок для акань.

Психогимнастика “БАБОЧКА”.

Бабочка – коробочка, улетай под облачко. Там твои детки на березовой ветке.

Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. “Бабочка сидит”. Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.

Самостоятельная работа за столом/сопровождается Хантыйской спокойной музыкой/. Предлагаю выбрать ткань для платка. Тем, кто затрудняется в выборе ткани, помогаю выбрать ткань и раскроить ее. Дети сшили красивые нарядные платки для “акань”. Как вы думаете, вашей кукле понравился платок?

После занятий поиграйте с хантыйской куклой “акань”. Наденьте платок на свою куклу. Видите, каждый платок красив по-своему и каждая “акань”, поэтому по-своему хороша. Рефлексия. Расскажите, какое настроение у вас? Что вы чувствовали, когда сшили платок для куклы?

Занятие 5: “Традиции обско-угорского народа”.

Задачи: познакомить детей с традициями, обычаями обско-угорского народа, учить ценить прошлое; познакомить детей с юганской куклой – пакы; учить детей выделять особенности изготовления куклы; упражнять детей в спиральном завертывании полосок для головы, украшать полосками ткани голову; прививать интерес к изготовлению юганской куклы – пакы.

Материал: игольница, иголка, нитки, однотонная ткань 15х15, образцы платков.

Цветные полоски /4-10/ ткани, магнитофон, запись Хантыйской спокойной музыки.

Ход занятия. Ребята, встанем все в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, и представим, что мы с вами народные умельцы.

Самостоятельная работа за столом /сопровождается Хантыйской спокойной музыкой/.

У каждого народа существуют свои традиции, обряды. У обско-угорского народа есть традиция весной отмечать праздник Ворона, есть обычай наряжать березку разноцветными ленточками, есть традиция проводить обряд “Священного огня”, и традиция шить куклы своими руками.

Мы с вами на занятии шили куклу – акань. Сегодня мы сделаем куклу – пакы. Вы сейчас увидите, что эти куклы отличаются друг от друга. Скажите, во что одета кукла – пакы. У нее красивый халат и платок.

-Дети, вам хочется сделать такие куклы – пакы?

-Посмотрите, как надо делать голову. Свертываем полоску со светлой ткани пополам и закручиваем, затем сплющиваем. На лицо накладываются цветные полоски /4-10/ ткани, чередуя темные и светлые тона.

Начиная от лица, верхняя часть платья /грудная часть куклы/ спирально завертывается, а затем внизу пришивается.

Психогимнастика “СОБАКА”.

У собаки острый носик, есть и шейка, есть и хвостик.

Правая ладонь ставится на ребро, на себя. Большой палец поднимается вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

А теперь мы с вами пришьем халат из тонкого сукна, украшенный бисером. Нарядный халат куклы подвязываем поясом, позади его концы опускаются до низа халата. Пояс лучше пришить к халату. Грудь куклы украшаем бисером.

Теперь на куклу наденем платок с кистями. Вот и кукла готова. Вы можете поиграть с куклами.

Рефлексия. Расскажите, кем вы себя представляли, когда шили кукол? Что вам понравилось делать больше всего.

Занятие 6: “Знакомство с мансийской народной сказкой “Гордый олень”.

Задачи: познакомить детей с мансийской сказкой “Гордый олень”; продолжать учить детей делать платок для юганской куклы Пакы; упражнять в выдергивании по краям ниток для кистей платка; воспитывать аккуратность, развивать усидчивость, доводить начатое дело до конца.

Материал: ткань треугольной формы, ножницы, игольница, иголка, образец платка, магнитофон, запись Хантыйской спокойной музыки.

Ход занятия. Ребята, встанем все в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, и представим, что мы с вами в кругу среди народных мансийских сказительниц.

Чтение сказки “Гордый олень”. Рассматривание иллюстраций сказки /обратить внимание на женщину в платке, на орнамент платка/. Хантыйские и мансийские народы своих детей обучают с раннего детства. Девочка готовится стать хозяйкой и матерью. Даже при сватовстве судят о невесте по ее детским и юношеским работам, в том числе и игрушкам. Образцом может служить кукла, или как ее называют пимские ханты – “пакы”. Разумеется, что в начале куклу для девочек изготавливает мама или кто-либо из старших женщин в семье, чуть повзрослев, она сама берется за ткань и ножницы.

Мы с вами уже шили хантыйский платок, который носят Казымские ханты. Посмотрите и скажите, какой платок носят юганские ханты? Сегодня мы с вами будем делать такой красивый платок. Он может быть квадратной или треугольной формы. Чтобы получились кисти необходимо выдергивать по краям нитки. Посмотрите, как это делается, попробуйте сделать так же кисти.

Психогимнастика “МЫШКА”.

Серенький комок сидит и бумажкой все шуршит.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.

Самостоятельная работа за столом /сопровождается Хантыйской спокойной музыкой/. Помочь отдельным детям понять, как правильно делать кисти.

Подвижная игра “У оленя дом большой”.

Рефлексия. Вот вы и научились шить кукол. Платочки, узнали много интересного про жизнь обско-угорского народа. Скажите, что вам понравилось больше всего в этих занятиях, почему?