Твои защитники — органы чувств

Разделы: Начальная школа


Вид: урок изучения нового материала

Тип: урок на проблемной основе

Форма проведения: урок – ученый совет

Цель урока:

1. Обучающая цель:

  • обеспечить условия для формирования представлений об органах чувств;
  • уточнить и расширить представления детей об органах чувств, их значении и гигиене;

2. Развивающая цель:

  • развивать интеллектуальные и практические умения детей;
  • развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье;

3. Воспитательная цель:

  • прививать любовь и заботу о собственном здоровье

Оборудование: компьютер, слайды, карточки с новыми понятиями, мандарин, соль, сахар, лук, яблоко, салфетки, одноразовая посуда; учебник “Мы и окружающий мир” 4 класс

Ход урока

I. Организационный момент

- Мы собрались на заседание ученого совета Киселевского института гигиены. На заседание приглашены:

Врачи- окулисты – специалисты по глазным болезням;

Оториноларингологи - специалисты по болезням ушей, горла, носа;

Дерматологи – специалисты по кожным заболеваниям;

Дегустаторы – специалисты по определению на вкус качества продукта;

Старшие научные сотрудники (учащиеся 8 Класса “Б”);

Главный медицинский эксперт нашего института – Панарина Н.М.

Ученый совет буду вести я – Старикова Э.В.

II. Сообщение темы и цели урока

Разрешите ученый совет начать с вопроса “Как человек познает окружающий мир? Что ему в этом помогает?”

Органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.

Тема нашего совета: “Твои защитники – органы чувств”

В школе № 27 проходит неделя здоровья среди обучающихся начальных классов.

Цель нашего совета: составление для этих детей памятки по уходу и защите органов чувств.

III. Новый материал

1. И так продолжаем работу нашего совета (Инсценировка)

Послушайте диалог:

- Здравствуйте, тетя Катерина!

- У меня яиц корзина.

- Как поживают домашние?

- Яйца свежие вчерашние.

- Ничего себе вышла беседа!

- Авось распродам до обеда.

- Что произошло, почему два человека не поняли друг друга?

Слышать речь, звуки помогают нам органы слуха. А что является органом слуха? (уши) Слух- большая ценность для человека. Закройте уши пальцами. Что произошло? Исчезли все звуки. Вы перестали слышать. С помощью органов слуха нам подвластен целый мир звуков: шум дождя, пение птиц и речь окружающих людей.

Слово для выступления предоставляется старшему научному сотруднику, который познакомит вас со строением уха. (слайд уха)

- “Ушные раковины улавливают звук, который достигает барабанной перепонки. Барабанная перепонка передает колебания в среднее ухо, оттуда сигнал поступает во внутреннее ухо и через слуховой нерв идет в слуховую зону мозга. Мозг обрабатывает сигналы и выдает информацию: (гул самолета, шелест листьев). Все эти передачи колебаний от уха по слуховым нервам происходят мгновенно, ты даже не успеешь сказать раз.”

- Ухо- очень тонкий и сложный орган, который нужно беречь. Давайте подумаем, как нам сберечь свой слух?

  1. Громкие звуки, особенно если их долго слушать, могут ослабить слух.
  2. Никогда не кричи никому в ухо.
  3. Отрегулируй нормальную громкость телевизора, радио.
  4. Никогда не ковыряй в ушах, ты можешь повредить барабанную перепонку
  5. Мой уши каждый день
  6. Нельзя долго слушать плеер. “Все хорошо в меру”

Минутка здоровья (Панарина Н.М.)

2. Oпишите данный предмет (апельсин – круглый и оранжевый)

Мы его описали с помощью зрения. А что является органом зрения? (глаз)

  1. Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у нас глаза! Какие слова вы бы использовали, чтоб передать их красоту?
  2. Каким бывает цвет глаз?
  3. Какие по размеру бывают глаза?
  4. Как глаза расположены?

Слово предоставляет старшему научному сотруднику, который познакомит вас со строением глаза. (слайд глаза)

- “ Ученые провели опыты и считали, что 90% информации человек получает с помощью органов зрения. Что можно обнаружить в глазу рассматривая его? Цветное колечко. Это радужная оболочка – радужка. У разных людей она имеет разную окраску. От этого зависит цвет глаз. Радужная оболочка играет роль штор в глазах и пропускает внутрь столько света, сколько нужно.

Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая оболочка – роговица.

В центре радужной оболочки находится зрачок.

Зрачок – это отверстие. Посмотрите, друг другу в глаза, когда лицо обращено к окну, и отвертитесь от него. Что вы заметили? Зрачок то расширялся, то сжимался. Он регулирует количество света.

За зрачком имеет прозрачная линза, напоминающая стекло лупы. Линза – это хрусталик. Хрусталик собирает лучи, которые идут ото всех тел и предметов, видимых нами, и направляет на дно глазного яблока – светочувствительную сетчатку, которая передает изображение по зрительному нерву в мозг.”

- Копилка интересных фактов

“Ежедневно человек моргает примерно 11500 раз. На каждом веке у нас насчитывается по 80 ресниц, каждая ресница “живет” – 100. Затем она выпадает, а на ее месте вырастает новая”.

Проведем опыт. Попробуйте, не двигая головой, посмотреть влево, вправо, вверх, вниз. Глазное яблоко легко поворачивается и обеспечивает широкий обзор. А почему у людей и животных по два глаза, а не один? Закройте ладонью один глаз. Запомните, что вы видели. Теперь проделайте тоже самое с другим глазом. Сравните, есть ли разница в обзоре? Теперь закройте оба глаза. Все то, что вы сейчас испытываете, испытывает человек, потерявший зрение. Давайте подумаем, как же сберечь свое зрение? Для этого проведем игру “Полезно- вредно” (работа по картинке, слайд охрана глаза)

  • Не трогай глаза грязными руками
  • Остерегайся острых предметов
  • Не наклоняй голову близко к книге или тетради, расстояние должно быть около 30 сантиметров
  • Не читай в автобусе или троллейбусе
  • Не читай лежа
  • Не смотри слишком долго телевизор
  • Не читай при плохом освещении
  • Выполняй упражнения для отдыха глаз

Оздоровительная минутка “Гимнастика для глаз”

3. Проведем следующий опыт. Возьмите апельсин и потрогайте его на ощупь.

Что вы можете о нем сказать? (он шершавый) Что помогло вам сделать такой вывод? (осязание – пальцы)

Выступление старшего научного сотрудника. (слайд кожа)

- “В коже находятся нервные окончания, которые помогают определить температуру окружающей среды и предметов, к которым ты притрагиваешься. Известно, что разные участки тела по- разному чувствительны к холоду. Ты замечал, что у тебя замерзает быстрее всего в сильный мороз? Ну конечно, пальцы рук и ног, уши, нос. В них больше нервных окончаний чувствительных к холоду. Много осязательных нервных окончаний на кончиках пальцев, особенно хорошо развито осязание у слепых людей. Они даже читают с помощью пальцев по особым выпуклым знакам- буквам”.

- Дайте рассмотрим рисунок и определим, какие ощущения воспринимает кожа. (работа по таблице)

- Игра определи предмет на ощупь. (ученик засовывает руку в мешок, не глядя выбирает предмет и на ощупь определяет, что это. )

- Как вы думаете надо ли ухаживать за своей кожей и как? (слайд уход за кожей)

  • Чаще мой руки с мылом
  • Пользуйся только своим полотенцем
  • Не трогай незнакомые растения, они могут быть ядовитыми и вызвать раздражение кожи
  • Не трогай незнакомых животных на улицах
  • Следите за руками, воспаленные руки надо смазывать кремом
  • Если на коже появилась ранка, смажь ее йодом или зеленкой.
  • Возьмите апельсин и почистите его. Что вы почувствовали? Какое чувство помогло вам? (обоняние) Что является органом обоняния (нос)

Потрогайте нос на своем лице, а теперь представьте, что он исчез. Лицо стало выглядеть не совсем обычно и не привычно. Зачем человеку нужен нос?

Проведем не большой опыт. Зажмите нос пальцами и сделайте глотательные движения. Что вы почувствовали? (заложило уши)

- А теперь снова глотните. Что произошло теперь? (Слух снова улучшился)

- Какой можно сделать вывод? (нос и уши соединены между собой)

Слово предоставляется старшему научному сотруднику, который нам расскажет об органе обоняния. (слайд нос)

“Человек способен различать около 4 тыс. самых различных запахов. Это дает возможность без труда отличить запах еды от запахов духов, запах живых цветов от запаха сена. Орган, который чувствует запахи – нос. В нем находятся обонятельные клетки, которые передают в мозг сигнал о запахе.

Стенки носа покрыты очень чувствительной кожей, покрытой слизью, слизистая оболочка постоянно увлажнена – это природа позаботилась о том, чтобы пыль, улавливаемая носом, прилипала к слизи, а вместе с ней и болезнетворные микробы. Второй особенностью и назначением носа является то, что в холодную погоду воздух проходя через нос, согревается. Поэтому в морозы постарайтесь дышать через нос.”

Давайте сделаем вывод, стоит ли заботиться об органе обоняния? А поможет нам в этом следующая картина. (работа по картинке, слайд уход за носом)

  • Никогда не ходи с мокрыми ногами или в сырой одежде.
  • Одевайся так, чтобы не замерзнуть и не перегреться.
  • Старайся не общаться с людьми, которые чихают и кашляют.
  • Чаще ешь овощи и фрукты, особенно лук, чеснок и лимоны – в них содержатся вещества, которые помогают организму побороть простуду”.

А теперь давайте поиграем в игру “Узнай по запаху”.

Ребенок с завязанными глазами должен по запаху определить предмет. (духи, цветы, мыло, яблоко, апельсин)

  • Продолжим описание качеств нашего апельсина. Попробуйте его на вкус. Какой он? Что помогло вам определить это? (вкус) Значит, органом вкуса является язык.

Проведем опыт. Возьмите чайной ложечкой сахар и положите его на язык и подержите некоторое время во рту. Если разница в ощущениях в начале и в конце опыта? Вытрите салфеткой свой язык, а теперь положите опять сахар, что вы почувствовали? Появился ли вкус? (вкуса нет) Как вы думаете почему? Следовательно, различать вкус помогает слюна. Сухой язык вкуса не ощущает.

Проведем следующий опыт. Попробуем на вкус лимон, соль, горчицу и сахар. Вы должны, определить какой частью языка мы определили вкус данных продуктов. Сделаем вывод: соленное и сладкое определяется кончиком языка, кисло боками, а горькое корнем.

Выступление старшего научного сотрудника. (слайд язык)

- “Для восприятия вкуса у человека существуют специальные вкусовые почки на вкусовых сосочках слизистой оболочки языка. Повернитесь друг другу и рассмотрите эти сосочки на языках. Человек легко определяет сотни вкусовых оттенков. Но в основе лежат 4 вкусовых ощущения соленого, сладкого, кислого, горького. Оказывается, чтобы получить от пищи удовольствие, одних вкусовых ощущений не достаточно. Человек, не воспринимающий запах пищи, перестает ощущать и ее вкус”.

Проведем опыт. Попросим одного добровольца закрыть глаза и зажать нос. В это время ему на язык кладут кусок яблока или лука. Узнает ли он их по вкусу? Какой можно сделать вывод?”

Нужно ли беречь орган вкуса?

  1. не употреблять слишком горячую пищу
  2. Не бери в рот не знакомые растения
  3. Мой руки перед едой

- А теперь давайте попробуем описать мандарин, используя все органы чувств.

- Вы узнали о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств. И все же ученые говорят: “Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает запахи, не язык ощущает вкус, а мозг”. Как же это понять? Оказывается, человек видит, слышит, чувствует запах или вкус только тогда, когда сигналы от органов чувств поступают в головной мозг. А поступают они туда по нервам, которые соединяют все органы чувств с мозгом. Головной мозг – главный командный пункт вашего организма, чтобы вы не делали – всем управляет мозг.

  • А сейчас подведем итог работы нашего совета. Я предлагаю каждой группе специалистов выработать предложения по охране органов чувств. (работа в группах).

Итог урока:

Памятка “Запомните правила гигиены органов чувств”

Орган зрения

  1. Не трогай глаза грязными руками.
  2. Остерегайся острых предметов
  3. Не наклоняй голову близко к книге, расстояние должно быть около 30 см
  4. Не читай в автобусе
  5. Не читай лежа
  6. Не смотри слишком долго телевизор
  7. Не читай при плохом освещении
  8. Выполняй упражнения для отдыха глаз

Орган слуха

  1. Громкие звуки, особенно, если их долго слушать, могут ослабить слух
  2. Никогда не кричи никому в ухо
  3. Отрегулируй нормальную громкость телевизора
  4. Никогда не ковыряй в ушах, ты можешь повредить барабанную перепонку
  5. Мой уши каждый день
  6. Для чистки ушей используй ватный жгутик
  7. Нельзя долго слушать плеер

Орган обоняния

  1. Никогда не ходи с мокрыми ногами или в сырой одежде
  2. Одевайся так, чтобы не замерзнуть и не перегреться
  3. Старайся не общаться с людьми, которые чихают или кашляют
  4. Не толкай в нос посторенние предметы
  5. Чаще ешь овощи и фрукты, особенно лук, лимоны

Орган вкуса

  1. Не употребляй слишком горячую пищу
  2. Не бери в рот не знакомые растения
  3. Мой руки перед едой
  4. Содержи в порядке полость рта

Орган осязания

  1. Чаще мой руки с мылом
  2. Пользуйся только своим полотенцем
  3. Не трогай незнакомые растения, они могут быть ядовиты и вызвать раздражения кожи
  4. Не трогай незнакомых животных на улице
  5. Следи за руками. Воспаленные руки надо смазывать кремом
  6. Если на коже появилась ранка, смажь ее йодом, зеленкой.

Домашнее задание:

Приготовить к следующему совету выступления на тему: “Органы чувств животных”. Каждая группа соответственно готовит свое выступление.