Тема урока: "Термодинамика"

Разделы: Физика


Тема:  Термодинамика  (14 часов)

Часы

6-7

8

9

10-11

Тема  Законы термодинамики.  (Первое и второе начала термодинамики)  Применение к изопроцессам, процессам расширения и сжатия  Законы термодинамики. Решение задач  по теме  «Первый закон термодинамики, применение к изопроцессам»  Принципы действия тепловых двигателей. Цикл Карно
Тип урока  Урок-модуль изучения и первичного закрепления знаний

  Урок закрепления знаний

Урок-модуль  закрепления  знаний с применением технологии разноуровневого обучения   Урок изучения и первичного закрепления знаний с применением технологий разноуровневого обучения  и критического мышления
Цель урока Организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся в зоне их ближайшего развития при самостоятельном изучении материала по теме «Законы термодинамики» Закрепить материал, изученный самостоятельно, расставить акценты, обсудить нюансы темы «Законы термодинамики» Организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся в зоне их ближайшего развития при самостоятельном применении знаний учащимися по теме «Первый закон термодинамики, применение к изопроцессам» Организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся в зоне их ближайшего развития при самостоятельном изучении темы «Принципы действия тепловых двигателей. Цикл Карно», продолжить обучение осмысленной работе с текстом
Что ученик должен понимать – первый закон термодинамики – частный случай закона сохранения и превращения энергии;

– что процессы, протекающие в природе необратимы;

– направление протекания процессов в природе;

– почему невозможно создать вечный двигатель;

– изменение температуры связано с изменением внутренней энергии

– первый закон термодинамики – частный случай закона сохранения и превращения энергии;

– что процессы, протекающие в природе необратимы;

– направление протекания процессов в природе;

– почему невозможно создать вечный двигатель;

– изменение температуры связано с изменением внутренней энергии

– первый закон термодинамики – частный случай закона сохранения и превращения энергии;

– что процессы, протекающие в природе необратимы;

– направление протекания процессов в природе;

– изменение температуры связано с изменением внутренней энергии;

– как изменяется внутренняя энергия при расширении и сжатии

– первый закон термодинамики – частный случай закона сохранения энергии;

– что процессы, протекающие в природе необратимы;

– связь изменения внутренней энергии тела с изменением температуры;

– соотношение между работой внешних сил и работой газа;

– направление протекания процессов в природе;

– при работе любого теплового двигателя происходит превращение внутренней энергии в механическую;

– для работы теплового двигателя необходимо наличие нагревателя и холодильника, а также рабочего тела;

– работа теплового двигателя состоит из повторяющихся циклов;

– чем реальный двигатель отличается от идеального;

– идеальный двигатель – это физическая модель;

– почему значение КПД не может быть больше 1;

– почему нельзя значительно уменьшить температуру холодильника;

– почему проблемно поднимать температуру нагревателя;

– геометрический смысл работы;

– что такое цикл Карно

Что ученик должен знать – способы изменения внутренней энергии;

– формулу изменения внутренней энергии для одноатомного;

– формулу работы газа и внешних сил;

– изменение температуры связано с изменением внутренней энергии;

– первый закон термодинамики;

– формулировку второго закона термодинамики;

– какой процесс называется адиабатным

– способы изменения внутренней энергии;

– формулу изменения внутренней энергии для одноатомного;

– формулу работы газа и внешних сил;

– изменение температуры связано с изменением внутренней энергии;

– первый закон термодинамики;

– формулировку второго закона термодинамики;

– какой процесс называется адиабатным

– первый закон термодинамики;

– формулы: изменение внутренней энергии для одноатомного и двухатомного газа, работа газа и внешних сил

– принципиальную схему и  теплового двигателя;

– общий принцип действия;

– изотермический и адиабатный процесс;

– графики изотермического и адиабатного процесса;

– цикл Карно;

– формулу расчета КПД теплового двигателя, идеальной тепловой машины

Что ученик должен уметь – применять 1 закон термодинамики к изопроцесса;

– применять 1 закон термодинамики к процессам расширения и сжатия, протекающим при поглощении или выделении теплоты;

– приводить примеры необратимости процессов, протекающих в природе, объяснять с точки зрения второго закона термодинамики

– применять 1 закон термодинамики к изопроцесса;

– применять 1 закон термодинамики к процессам расширения и сжатия, протекающим при поглощении или выделении теплоты;

– приводить примеры необратимости процессов, протекающих в природе, объяснять с точки зрения второго закона термодинамики

– рассчитывать изменение внутренней энергии, количество теплоты, работу газа и внешних сил;

– применять первый закон термодинамики к изопроцессам

– применять первый закон термодинамики к изотермическому и адиабатному процессам;

– рассчитывать КПД теплового двигателя и идеальной тепловой машины;

– анализировать графическую информацию;

– графически рассчитывать работу;

– графически изображать цикл Карно;

– осмысленно читать текст, делить его на части, выделять главное

Контроль   Мониторинг по итогам выполнения заданий, самоконтроль  Опрос. Устная беседа Мониторинг по итогам выполнения заданий, самоконтроль  Мониторинг по итогам выполнения заданий, самоконтроль
Оборудование  Карточки с текстом урока-модуля, системой заданий и комментариями. Статья Л.Д.Ландау   Карточки с текстом урока-модуля  Карточки с заданиями для базового и профильного уровня, таблицы для заполнения, текст статьи
Домашнее задание §§ 81–82 учебник Мякишев, Сотский:

1) проработать карточку еще раз,
2) составить план ответа про теме «Первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам»,
3) записать в тетрадь конспект темы, используя план.

  Сотский. Упр.15 (3, 8, 9, 10)  Базовый уровень: подготовить рассказ по теме «Тепловые двигатели», попытаться найти ответ на вопрос: «Можно ли считать древние машины  тепловыми двигателями?».

Профильный уровень: Изучить статью «Первые тепловые машины», заполнить таблицу, ответить на вопрос: «Можно ли считать древние машины  тепловыми двигателями?». Составить план ответа по теме «Тепловые двигатели»