Урок по обучению грамоте и развитию речи в 1-м классе (В.Г. Горецкий)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Закрепить знание буквы Б,б, обозначающей звуки [б], [б,].
  2. Формировать навык правильного, плавного, сознательного, выразительного чтения слов с изученными буквами.
  3. Воспитывать трудолюбие.
  4. Развивать речь и коммуникативные навыки на основе приёмов интерпретации и взаимодействия обучающихся.

Ход урока

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Анатольевна. Урок чтения мы проведем сегодня вместе. Давайте вспомним основные правила поведения на уроке.

Вставайте дружно каждый раз,
Когда учитель входит в класс.
Парта – это не кровать,
И на ней нельзя лежать
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
На уроках не болтай,
Как говорящий попугай.
Ответить хочешь – не шуми,
А только руку подними.

2. Постановка целей урока.

На уроке мы продолжим учиться правильно, плавно читать слова, в которых встречается буква «бэ»; выразительно читать предложения с этими словами; учиться понимать их смысл; будем выделять звуки [б], [б,] в словах.

- Прочитайте пословицу, которая будет девизом нашего урока.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

- Как вы понимаете смысл пословицы?

- Сегодня на уроке вы должны работать так, чтобы никто без дела не сидел.

- С какой буквой вы вчера познакомились?

- Назовите слова из пословицы, в которых встречается буква «бэ».

- Какой звук обозначает буква «бэ» в словах без и любит?

- Какой это звук?

- Какой ещё звук обозначает буква «Б»? Назовите слова с этим звуком.

- Что вы знаете об этом звуке?

3. Отработка изученного на предыдущих уроках материала.

1. Выделение звуков [б], [б`] в словах. Игра «Хлопушки».

- Продолжим выделять звуки {б} и {б’} и поиграем в игру «Хлопушки».

- Я называю слово, если в нем встречается звук [б] или [б`], вы хлопаете в ладоши.

- Всем ясно задание?

ЗЕБРА  ПИОН БАНКА БИЛЕТ
КОБРА РОЗА ВАЗА БЕЛКА

Ребята, мы с вами немного поработали. А теперь давайте отдохнём.

Физкультминутка.

Как, дружок, живёшь?
Как, дружок, идёшь?
Как же ты бежишь?
Ночью как ты спишь?
А как даёшь?
А как грозишь?
А как молчишь?

2. Чтение слогов, слов и предложений.

Звуки вы знаете хорошо, а теперь посмотрим, как вы умеете сливать эти звуки в слоги, из них составлять слова, а из слов предложения.

Лиза, Настя, Юля и Арина подготовят выразительное чтение рассказа «Бобры», а мы будем читать слоги, слова и предложения, которые будут высвечиваться на экране.

БО – ОБ ЗЕБРА
БИ – ИБ СОБАКА
БУ – УБ БЕЛКА
БА – АБ БАРСУК
БЕ - БЫ БОБРЫ

А, теперь, откройте, пожалуйста, учебники на странице 104. Мы прочитаем слова, выделенные жирным шрифтом.

БРАТ БУКВА КУБИКИ БАРАНЫ
БРАЛ БУКВЫ КУБИК БАРАН

Какая одинаковая буква встречается во всех словах?

- Послушайте внимательно рассказ, который приготовили девочки, и ответьте на вопрос.

- О ком этот рассказ? (Чтение по предложениям парами).

Анализ:

- О ком этот рассказ?

- Посмотрите на картинку. Можно ли назвать бобров трудолюбивыми?

- Почему?

- Посмотрите на схему слов «бобры».

- Сколько слогов в этом слове?

- Сколько звуков [б] мы слышим в слове бобры? В каком слоге они находятся?

- Что вы можете сказать о звуке [б]?

А в вашем классе дети трудолюбивые? Я вижу, что вы действительно умеете трудиться, а теперь давайте отдохнем.

Физкультминутка.

Хомка, хомка, хомячок
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет, шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять
Хомка сильным хочет стать.

3. Чтение текста стр. 104. (по рядам).

У БОРИ КУБИКИ С БУКВАМИ. (1 ряд).

БОРИС СОБРАЛ ИЗ БУКВ СЛОВО «БАРАБАН». (2 ряд).

4. Беседа по вопросам.

- Что было у Бори? Какое слово он собрал?

- Какой звук чаще всего встречается в этих предложениях?

4. Дополнительный материал. Игра «Составь слово».

К нам в гости пришел Буратино. С какого звука имя этого героя?.

Буратино: - Ребята, здравствуйте! От своих сказочных друзей я принес вам письмо. В нем для вас задание.

Учитель: - Давайте посмотрим, какое задание принес Буратино?

(Учитель приглашает 4-х детей , которые вытаскивают первую часть слова).

БЕЛ -

КЛЕТ - КА

БУЛ -

БАН -

Чего не хватает, чтобы получилось слово? Буратино, а у тебя нет еще конверта? Давайте посмотрим, что в этом конверте.

  • Дети читают вторую часть слова и находят свою половинку (читают хором).
  • Слова появляются на экране.
  • Посмотрите на экран и скажите какое слово лишнее? (клетка).
  • Почему? (нет буквы «бэ»)

5. Итог урока.

  • Какую букву закрепляли на уроке?
  • Какие звуки закрепляли?
  • Вернемся к девизу урока: « Кто любит трудиться, тому без дела не сидится».
  • Как вы сегодня потрудились?

Презентация (Буквы Б, б, обозначающие согласные звуки [б], [б,]).

11.02.2008