Повторительно-обобщающий урок-сказка по теме "Давление жидкостей и газов"

Разделы: Физика


Цель урока: Повторение и систематизация материала в игровой форме по теме «Давление жидкостей и газов» (остальные цели учитель ставит в зависимости от класса и его подготовленности по данной теме).

План урока:

1. Вступительное слово учителя.

2. Сказка – путешествие.

Этапы сказки:

  1. Цветочная поляна (теоретические вопросы по теме);

  2. Ночлег у реки (приборы для измерения давления);

  3. Путешествие через реку (решение задач на определение грузоподъемности плота и воздушного шара);

  4. Лес чудес (вопросы - опыты);

  5. Подземелье (пословицы, поговорки и загадки по данной теме).

3. Подведение итогов.

Оформление, оборудование урока и ТСО:

  • жетоны (выдаются учащимся за правильные ответы);
  • плакат - схема путешествия (можно на интерактивной доске);
  • «лепестки от цветов» с вопросами (на демонстрационном столе), «стебельки от цветов» (на доске);
  • воздушные шарики, наполненные легким газом;
  • приборы для измерения давления (барометр, манометр жидкостный и металлический);
  • стеклянный сосуд с водой, деревянный брусок, гвоздь, скрепка, свеча, стеклянная тарелка с водой, монета, стакан, спички, мыльные пузыри, стеклянная бутылка, вареное яйцо, три стакана с растворами соли различной концентрации, три небольших картофелины, сообщающиеся сосуды, мензурки разной емкости;
  • музыкальный центр (во время сказки звучит музыка).
  • Урок помогают вести члены кружка «Занимательная физика».

    Ход урока

    1. Вступительное слово учителя.

    Сегодня на уроке мы повторим тему: «Давление жидкостей и газов». Урок проведем в форме мысленного путешествия с героями сказки – жителями королевства «Физика» - Молекулы Премудрой и Водородом Природным сыном. Сказку и стихи для нее сочинили учащиеся, посещающие кружок «Занимательная физика». Ваша задача активно участвовать в путешествии и набирать жетоны, которые помогут оценить знания по этой теме. (За ответы учащиеся получают жетоны).

    Стих читает одна из учениц:

    Я, как на физику приду -
    Словно в сказку попаду!
    Чего здесь только не бывает:
    В небесах шары летают!
    В море гвоздь пошел на дно,
    Но не тонет в нем бревно.
    Ночью солнце исчезает,
    В космос спутники пускают.
    На пруду блестят коньки - солнышка сияние,
    Узнаем, что у воды есть три состояния.
    Если брат скатился с горки, смотрит с восхищением,
    Узнаем – его катала сила притяжения.
    На плите горит огонь – светит всем в окно,
    От него, я точно знаю, будет всем тепло!
    Я, как на физику приду - сразу в сказку попаду!
    (Ю. Шмелева 7а; Т. Федотова 8б)

    Учитель: В незапамятные времена в королевстве «Физика» жили-были король с королевой. И была у них дочь- Молекула Премудрая: красавица писаная, а уж рукодельница! Все умела. Но больше всего науку физику она любила. У принцессы даже комната была, где она целыми днями физические опыты ставила, и стихи про свое любимое королевство сочиняла:

    В королевстве «Физика» живут явления природы,
    Молекулы и атомы - азота, водорода,
    Мощность и энергия, Паскали и Ньютоны,
    Тел взаимодействия и работы тонны!
    В королевстве «Физика» царствует природа,
    Скорость и движения различной породы,
    Сила тяготения, законы Архимеда,
    А также наблюдения и в опытах победа! (Е. Работкина 7а)

    Все шло своим чередом. Но однажды Гидравлическая Ведьма из соседнего королевства «Гидростатических парадоксов» разгневалась на Молекулу Премудрую и послала в королевство «Физика» Черный Вихрь из жидкостей и газов. Разбушевался Черный Вихрь в королевстве «Физика» и унес с собой Молекулу Премудрую. Кликнул король клич: «Кто спасет мою дочь – тому ее в жены отдам». Нашелся храбрец. Звали его – Водород Природный сын. Собрался он в дорогу. И пошел, куда глаза глядят. Идет Водород, а навстречу ему старушка. «Куда путь держишь?» Поведал Водород о случившемся. А старушка говорит: «Нелегко тебе придется. Ведь спасти Молекулу Премудрую может только тот, кто физику хорошо знает, особенно тему «Давление жидкостей и газов». Можешь взять себе в помощники ребят из седьмого класса. Они все знают по этой теме, ведь они ее только что изучили. Дам я тебе маршрутный лист, по которому ты придешь в королевство Гидростатических Парадоксов. Там твоя невеста».

    Поможем Водороду!

    Быстро наш храбрец до цветочной поляны добрался. А там его первое задание ожидало – собрать букет для Молекулы Премудрой.

    (На доске три стебелька от цветов, а на столе - лепестки с вопросами. Учитель задает вопросы, а после ответов учащихся, лепестки присоединяются к стебелькам)

    Примерные вопросы:

    1. Чем обусловлено давление в газах?
    2. В каких единицах измеряется давление? Чему равен один Паскаль (из какой формулы это видно)?
    3. В каком состоянии газ производит большее давление – в холодном или горячем? Почему?
    4. Почему сжатые газы содержат в специальных баллонах?
    5. Как читается закон Паскаля? Почему он справедлив только для жидкостей и газов?
    6. От каких величин зависит давление жидкостей?
    7. По какой формуле рассчитывается давление жидкостей? Зависит ли давление от формы сосуда?
    8. Что за сосуды здесь представлены? Каковы их основные свойства? (Сообщающиеся сосуды).
    9. Почему молекулы газов, входящих в состав атмосферы, не падают на Землю под действием силы тяжести?
    10. Почему молекулы газов, входящих в состав атмосферы, двигаясь во все стороны, не покидают Землю?
    11. Какой ученый впервые измерил атмосферное давление? С помощью какого опыта?
    12. Как и почему с высотой изменяется атмосферное давление?
    13. От чего зависит сила Архимеда? С помощью какой формулы можно ее рассчитать?
    14. В каких случаях тело тонет в жидкостях, плавает и всплывает?

    Пока набирали букет – ночь настала. Собрался Водород Природный сын спать ложиться, да призадумался: «как бы узнать какая завтра погода будет: ясная или пасмурная? Идти- то придется целый день».

    Поможем Водороду!

    Задание второе

    Выбрать прибор, с помощью которого можно определить погоду на завтра. (На столе барометр-анероид, манометры).

    Для чего предназначены манометры?

    А наутро Водорода Природного сына новая задача ожидала. Река широкая пред ним предстала. На берегу реки он увидел плот небольшой и воздушный шар с корзиной.

    Задание третье

    Какое из этих средств передвижения выбрать Водороду? Ведь богатырь он знатный – массой в 100 кг. Поможем рассчитать грузоподъемность плота и подъемную силу воздушного шара (учащиеся решают две задачи по вариантам, и два человека - на скрытой части доски).

    1 вариант. Выдержит ли Водорода – богатыря плот, изготовленный из дубовых досок, объем которых 1 м3 , если масса Водорода-богатыря 100 кг?

    2 вариант. Поднимет ли Водорода –
    богатыря воздушный шар объемом
    10м3 , заполненный гелием, если масса
    Водорода-богатыря 100кг?

    Переправился Водород Природный сын благополучно через широкую реку и попал в красивейший «Лес чудес», в котором живут чародеи волшебники. Предлагают они Водороду опыты- вопросы занимательные, но ответов вопросы требуют серьезных и обдуманных, которые на законы физики опираются.

    Задание четвертое

    (Лаборанты - помощники показывают опыты с имеющимся по данной теме оборудованием, а учитель сопровождает их вопросами и комментариями).

    1. Задача – стих (сопровождается опытом): в стеклянную чашу с водой кидают деревянный брусок, гвоздь, скрепку, свечу

    Почему обычно бревна плавают на речке?
    Почему они не тонут, а горят в домашней печке?
    А ведь гвоздь конечно легче здоровенного бревна.
    Почему же он утонет? Тонут гвозди издавна!
    Скрепка – тонет, свечка – нет (а она то тяжелей)
    Есть ли нужный нам ответ? Догадайтесь поскорей!
    (Е. Работкина 7а)

    2. Опыт «сухим из воды».

    3. Опыт с мыльными пузырями.

    4. Опыт «яйцо в бутылке».

    5. Опыт с картошкой и растворами соли в воде.

    Увидала злая Ведьма Гидравлическая, что близок конец ее колдовству и отправила Черного Вихря навстречу Водороду. Подхватил Вихрь Водорода и в темницу упрятал. Спасти его оттуда могут только пословицы, поговорки и загадки, связанные с темой урока.

    Задание пятое

    (Учащиеся зачитывают, приготовленные в качестве домашнего задания пословицы, поговорки и загадки).

    Примеры:

    - Поднимаемся мы в гору, стало трудно нам дышать.
    А какие есть приборы, чтоб давление измерять?
    На стене висит тарелка, по тарелке ходит стрелка.
    Эта стрелка наперед нам погоду узнает.

    - Всем поведает, хоть и без языка,
    когда будет ясно, когда облака.

    - Сей особенный предмет вам подскажет вмиг ответ,
    Брать свой зонтик или нет.
    (Барометр)

    - Его держу за поводок, хотя он вовсе не щенок,
    А он сорвался с поводка и улетел под облака.
    (Воздушный шарик)

    - В воде не тонет и в огне не горит
    - Вода по воде плавает.
    (Лед)

    - Масло с водой не смешаешь.

    - Масло всегда поверху плавает.

    - Как камень в воду канул.

    - Большому кораблю большое плаванье.

    Мы своими знаниями развеяли чары Ведьмы Гидравлической и победили злые силы королевства Гидростатических парадоксов, помогли освободить Молекулу Премудрую!

    (Подведение итогов. По количеству набранных жетонов выставляются оценки).

    После данного урока Екатерине Работкиной - ученице 7 класса захотелось написать сказку в стихах. Предлагаю её версию.

    Сказка о Молекуле Премудрой и Водороде Природном сыне.

    В одном королевстве жил – был король,
    А также принцесса – прекрасная дочь!
    А звали принцессу – Молекула Мудрая.
    Любила она свое королевство!

    Всегда прелестна! И нежно напудрена!
    Обожала физику с детства!
    А в темном глубоком закоулке дворца
    Скрывалась комната от чужого лица.
    Там разные банки-склянки лежали:
    Мензурки, пробирки, ртуть и азот.
    Принцесса любила ту комнату очень,
    Сидела весь день там без лишних забот.
    И знала Молекула физику славно,
    И опыты были счастливой забавой.

    В далеком лесу на краю государства
    Жила в темном замке Гидравлическая Ведьма.
    И нет против Ведьмы никакого лекарства,
    Страдало от ведьмы все государство!

    И вот невзлюбила Молекулу Ведьма.
    Ей зависть забыть бы!
    Но она бы все мстила!
    Принцессе Премудрой за богатство и смелость,
    Красоту и характер навредить ей хотелось.

    Черный Вихрь к колдунье на помощь пришел,
    И разговор у них страшный тут же зашел:
    «Ты Черный Вихрь колдуньи – ведуньи,
    Схвати ту принцессу и долго не думай,
    И дыма завесу оставь за собой,
    Тебя одарю я за этот разбой!»

    *****

    В то время Принцесса сидела спокойно,
    Прекрасные очи смотрели на опыт.
    Ловко взяла Принцесса пробирку
    И черное что-то увидела в маленькой дырке
    Вдруг вылетел Вихрь из невинной стекляшки,
    И стало всем страшно, даже невинной букашке!
    И мрачным крылом под ночною завесой
    Схватил он любимую всеми Принцессу.
    Мелькнул он с Премудрой и тут же исчез
    Сквозь звездное небо унес к Ведьме в лес.

    *****

    Следующим утром славный король
    В глубоких раздумьях посиживал в троне.
    В горе было все королевство,
    Даже собакам было нелестно!
    И встал тут король, отдавая приказ:
    «Быстрей бы Принцессу мою кто-то спас!
    Полцарства ему подарю!
    Если найдется такой смельчак,
    То замуж отдам, пусть даже будет бедняк!»

    *****

    В убогой деревне с названьем Инерция
    Жил парень отличный, смелый и умный.
    Решил отыскать он Принцессу Молекулу.
    Собрался в дорогу и знания мудрые
    С собой прихватил!
    Так же, как наша Принцесса он физику очень любил!

    *****

    Вот по дороге старушка бредет
    Дорогу узнать к ней наш парень идет.
    А старая бабка ему отвечает:
    «Чтоб Мудрую вытащить из лап злой колдуньи
    физику знать надо - тут мало везенья.
    Не следуй туда, куда ноги ведут.
    Вот тебе лист маршрутный, мой друг».
    Попрощался со старушкой Природный Водород,
    И вот в путь дорожку уже он идет.
    Навстречу ему Поляна Прекрасная,
    Цветов там не счесть - все они разные!
    А рядом на дереве табличка висит:
    «Кто физику знает, только тот отгадает
    и букет Принцессе принесет!»

    Собрал Водород для Принцессы цветов,
    (вопросы на лепестках ромашки на повторение теории по данной теме)
    Да видит – темнеет, а ночлег не готов!
    Поставил палатку возле реки
    И крепко заснул, прижимая к груди ноготки.

    Проснулся Водород и к речке умыться пошел наперед.
    Вдруг видит, а берег там не пустой,
    На нем плот лежит и шар небольшой!
    Подумал герой наш:
    «Погода какая? Солнце ли будет, иль дождь
    пролетая, оставит свой след, людей удивляя?»
    (Загадки про барометр)
    «На чем же мне речку преодолеть?
    Придется задачку решить, а потом посмотреть.
    (Задача на грузоподъемность и подъемную силу)

    Когда Водород чрез реку переплыл -
    Пред ним, как сказка чудесный лес объятья раскрыл.
    Зеленые елки, сосна за сосной,
    И все так цветуще этой весной!
    И тут же из леса Волшебник выходит
    И с таинственным видом Водорода уводит.
    Опыты Волшебник показывать будет,
    Как, зачем и почему не каждый рассудит.
    (Опыты к вопросам)

    *****

    У Ведьмы в то время исказилось лицо,
    Герой наш все ближе и ближе к дворцу.
    И Вихря она наслала на нашего молодца!
    И унес Вихрь его!
    Унес в подземелье, где сыро, темно,
    Где плесень со светом сто лет не знакомы.
    Лишь пословицы и поговорки отбросят темень и сырость на задворки.

    (Дети зачитывают пословицы и поговорки на тему урока, которые должны были подобрать дома)

    Увидела Ведьма, что силы ее на исходе,
    И что все ближе и ближе Водород к Принцессе подходит.
    Скрылась она в облаке черном
    С грозою и молнией в страшном позоре!

    *****

    Водород же Принцессу из оков освободил,
    Отвел к королю и король их женил!
    Вот и этой счастливой сказке конец.
    А физику, друг, ты учил! Молодец!