Урок внеклассного чтения во 2-м классе "Сказочный домик С.Я. Маршака"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • знакомство с произведениями С.Я. Маршака;
  • развитие познавательного интереса у детей, памяти, внимания;
  • воспитание любви к чтению художественных произведений.

Оборудование:

  1. Оформление на доске (домик с окошками-ставнями, за ставнями спрятаны рисунки детей, на которых изображены герои произведений Маршака, ребус с названием произведения, портрет писателя, справа от домика выставлены детские письменные работы, слева представлены книги автора, которые были использованы для урока);
  2. Магнитофон. Записи музыки “Песенка про сапожника”, “Яблочко”.

Дети наряжены в костюмы героев произведений С.Я. Маршака.

Ход урока:

I. Организационный момент.

  1. Эмоциональный настрой на урок.
  2. – Ребята, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу.

  3. Объявление темы.

– Ребята, вы любите играть?

– Сегодня мы поиграем и вспомним стихи и сказки замечательного детского поэта, сказочника, драматурга, а заодно проверим, как хорошо вы их знаете.

– Сейчас “герои его произведений” представятся вам, а вы, наверное, и сами поймете, о каком авторе пойдет речь.

(Выходят учащиеся в костюмах героев произведений и читают фрагменты)

Кот:

– Мне, коту усатому
Скоро год.
И красив я, лодыри,
И умен
А письму и грамоте
Не учен.
Школа не построена
Для котят
Научить нас грамоте
Не хотят.

(Кот из стихотворения “Кот и лодыри”).

Мышка:

Пела ночью мышка в норке:
– Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.

(Мышка из “Сказки о глупом мышонке”).

Человек рассеянный:

– Глубокоуважаемый!
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый!
Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало
Мне надо выходить
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить?

(Человек рассеянный из сказки “Вот какой рассеянный”).

Кошка:

У меня, у кошки,
На ногах сапожки,
На ногах сапожки,
Я в ушах сережки.
На сапожках –
Лак, лак.
А сережки –
Бряк – бряк.

(Тетя Кошка из пьесы “Кошкин дом”).

– Кто автор этих произведений?

(На доске открывается первое окошко, в котором помещен портрет Самуила Яковлевича Маршака. Дети читают открывшуюся тему: “Сказочный домик С.Я. Маршака”).

II. Беседа – игра.

1. Информационная справка о творчестве С.Я. Маршака

(Выходит подготовленный заранее ученик).

– Самой первой книжкой, с которой дети сталкиваются в своей жизни, чаще всего оказывается какая-нибудь книжка Маршака.

Писатель Корней Чуковский заметил, что ему всегда казалось, будто в литературе не один Маршак, а целых пять. Ведь помимо Маршака, писавшего стихи для детей, был еще и Маршак – лирик, автор глубоких и мудрых “взрослых” стихов. И Маршак – сатирик, автор язвительных эпиграмм, острых сатирических стихов. А еще был Маршак – драматург, автор замечательных пьес. А еще – Маршак – сказочник …

Даже в толстой книжке не расскажешь обо всем, что успел сделать С.Я. Маршак за свою долгую жизнь. Маршак перевел на русский язык английские, немецкие, итальянские, чешские, польские стихи. Он был первым, кто познакомил нас со стихами Джанни Родари.

2. Конкурс “Угадай-ка”

– В окошках сказочного домика спрятаны иллюстрации к стихотворениям, которые нарисовали наши ребята. Нужно назвать произведение и вспомнить из него несколько строк.

Мяч.

Мой
Веселый
Звонкий
Мяч.
Ты куда
Помчался
Вскачь?
Желтый
Красный
Голубой
Не угнаться
За тобой.

(После угадывания названия стихотворения дети встают в круг и читают фрагмент хором, выполняя ритмичные движения):

Радуга-дуга.

Эй, ребята, поскорей
Выходите из дверей
На поля, в леса и парки,
Получать свои подарки!
Поскорей, поскорей
Выбегай из дверей,
По траве босиком
Прямо в небо пешком.
Ладушки! Ладушки!
По радуге, по радужке,
По цветной
Дуге
На одной
Ноге
Вниз по радуге верхом
И на землю кувырком.

(Фрагмент этого произведения дети читают хором, стоя в кругу, выполняя хлопки).

Карусель.

Под шатром широким кругом
Мчатся кони друг за другом,
Стройные, точеные
Сбруи золоченые.
Едут девочки в санях,
Руки в муфты прячут.
А мальчишки на конях
За санями скачут.

(Несколько человек изображают катание на карусели, а весь класс хором читает слова).

3. Инсценирование сказки

– В одном из окошек сказочного домика спрятано название сказки. Сейчас ребята разыграют ее, а зрители постараются вспомнить, как сказка называется.

Сказка про царя и про сапожника

Скоморох 1:

Жили-были грозный царь
И веселый чеботарь.

Скоморох 2:

Грозный царь страною правил.
Чеботарь заплатки ставил.
И жилось чеботарю
Веселее, чем царю.

Скоморох 1:

Царь не ест, не спит спокойно,
У царя пиры да войны,

Скоморох 2:

А сапожник в мастерской
Тянет дратву день-деньской,
Шьет, кроит и ставит латку,
А потом возьмет трехрядку,
Скажет:

Сапожник: – Ну-ка, запоем! –

Скоморох 1:

И зальется соловьем.
В пляс пойдут его ребята –
Так, что пол трещит дощатый!

Скоморох 2:

Но прослышал государь,
Как беспечен чеботарь.

Царь:

Издает приказ он краткий:
“Запрещаем класть заплатки
На башмак и на сапог.
Нарушителей — в острог!”

Скоморох 1:

У царя и власть и сила.
Чеботарь припрятал шило,
Дратву, нож и молоток,
Мастерскую — на замок

Скоморох 2:

И сидит себе на рынке,
Чистит публике ботинки.
До того натрет башмак,
Что блестит он, точно лак.
Царь узнал про эту чистку,
Пишет новую записку:

Царь:

“С пары чищеных сапог
Троекратный брать налог!”

Скоморох 1:

Чеботарь опять без дела,
Ждать работы надоело,
Взял он в руки два ведра
Да к реке пошел с утра.
Стал он в жаркую погоду
Продавать речную воду:

Сапожник:

– Подходи, народ, сюда,
Вот холодная вода!
За копейку выпьешь кружку,
А полкружки за полушку!

Скоморох 2: Поступил к царю донос:

Доносчик:

– Появился водонос.
Воду носит он народу,
А верней, мутит он воду!

Скоморох 1:

Бородою царь потряс
И велел писать приказ:

Царь:

“Запрещается народу
Пить в жару сырую воду!”

Скоморох 2:

Сел на камень водонос,
Загрустил, повесил нос,

Сапожник:

И жена, и дети босы...
– Не пойти ли мне в матросы?

Скоморох 1:

Я и ловок, и силен,
И смекалкой наделен.
Входит он в контору флота,
– Говорит:

Сапожник:

– Служить охота,
То есть плавать по морям
– Нынче здесь, а завтра там!

Скоморох 2:

Видят – парень он здоровый,
Рост приличный, двухметровый.
Взяли малого во флот.
Вот однажды царь плывет
На своей на царской яхте,
А моряк стоит на вахте.

Скоморох 1:

Вдруг поднялся ураган.
Смыты с борта капитан,
И помощник, и матросы.
Гонит яхту на утесы...
Так и есть! Раздался треск,
А потом зловещий плеск.
Где пробоина? У носа.
Боцман требует матроса:

Боцман:

– Надо, брат, заплату класть,
Чтобы судну не пропасть!

Скоморох 2: Говорит матрос:

Сапожник:

– Положим!
Положить заплату можем,
Но простите: ваша власть
Не велит заплаты класть!..

Скоморох 1:

Царь выходит из каюты,
Непричесанный, разутый.
По колено борода,
По колено и вода.
Подзывает он матроса,
Все того же водоноса.
Молит жалобно:

Царь:

– Нырни
Да пробоину заткни!
Награжу тебя чинами,
Галунами, орденами,
Сколько ты воды хлебнешь,
Столько чести наживешь.
За глоток воды студеной –
По медали золоченой!

Скоморох 2: А матрос царю в ответ: –

Сапожник:

Воду пить приказа нет.
Не велели вы народу
Пить в жару сырую воду!
Ну да ладно. Я нырну.
Не идти же нам ко дну...
Только вы уж извините –
Все приказы отмените,
Или каждый ваш приказ
Обернется против вас!

– Ребята, вспомните название сказки.

4. Игра “Рифма потерялась”

– Ребята, послушайте фрагменты из стихотворений Маршака и вспомните окончание фраз.

1
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
……………
(Это он, это он,
Ленинградский почтальон)
2
Мы ребята, босиком
Остановится сундук –
Мы становимся вокруг.
Сахарно
Морожено
На блюдечки
Положено,

………..
(Густо и сладко,
Ешь без остатка!)
3
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
………..
(Оказалось, это брюки).

5. Командный конкурс

– Для участия в этом конкурсе приглашаются две команды по 5 человек. Команды получают по набору карточек с буквами, из которых нужно выложить название стихотворения.

– Послушайте фрагмент из этого стихотворения.

Дама сдавала в багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.

(Команды выкладывают из букв слово “Багаж”. Определяется команда – победитель).

III. Обобщающая беседа

-С какими произведениями С.Я.Маршака вы познакомились в течение этой недели?

-Что интересного запомнилось при чтении этих произведений?

-Что на сегодняшнем уроке вам особенно понравилось?

-Чему учит нас автор?

-Хотелось ли вам еще читать стихи, сказки С.Я.Маршака? У нас в классе представлена выставка произведений, которые сочинил для вас С.Я.Маршак. Читайте их ребята, читайте с удовольствием.

– Я благодарю всех ребят за активное участие в играх, конкурсах и инсценировках. Сегодняшний наш урок – игру мне хочется закончить словами Самуила Яковлевича Маршака “Пожелание друзьям”.

Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути
Важнейшее условие.
Пусть каждый день
И каждый час
Вам новое добудет,
усть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.

12.02.2008