Взаимосвязь роста профессонализма педагогов и успешности работы в школе

Разделы: Администрирование школы


Изменение ценностных ориентаций, заметное в настоящее время во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества (политике, экономике, науке, культуре), обусловлено сменой цивилизаций, которая происходит сегодня. Успех всех новшеств, реализация нововведений во многом зависит от образования, формирующего человеческие ресурсы общества.

Развитие школы в современных условиях предполагает комплексное совершенствование всех сторон её жизнедеятельности. Главную роль при этом призвано играть качественное и эффективное преподавание различных дисциплин, вовлечение учащихся не только в урочную, но и в активную внеурочную деятельность. По окончании школы каждый ученик должен являться конкурентоспособной личностью, готовой отвечать не только за себя, но и за других, могущий принять самостоятельное решение, и видеть путь реализации этого решения в жизнь.

Подготовка личности новой эпохи зависит от огромного количества фактов. На первое место выходит гражданская позиция родителей, условия жизни и воспитания ребенка, мир, который его окружает. Нельзя сбрасывать со счетов средства массовой информации, политические перипетии. Но есть некая сила, которая сопровождает ребенка с детства и приводит к становлению его как личности. Имя этой силы – педагог.

Не секрет, что в массе своей педагоги склонны действовать на основе сложившихся подходов, “учить” по отработанной программе, используя известные приемы и методы, проводить мероприятия, получившие признание и давшие положительный результат. Руководителю менее проблематично, а коллективу удобно и спокойно, когда все ровно и стабильно. Но время не стоит на месте, каждый день ставит перед школой новые задачи.

Как сделать обучение современным и интересным, научным и доступным, как сделать школу более привлекательной для детей и родителей?

Эти вопросы всегда волновали как практиков, так и теоретиков образовательного процесса.

Ответов много, как и вопросов. И один из главных ответов –непрерывное повышение квалификации педагогов, которая предполагает не только расширение знаний по предмету, но и переосмысление содержания и методов своей работы в свете новых требований педагогической и психологической науки, необходимость широкой осведомленности в области политики, искусства, спорта, информационно-комуникационных технологий. Обучение кадров необходимо в том случае, если в этом есть реальная потребность. Но объективная потребность в обучении и потребность учителя – это не одно и то же. Потребность – это недостаток в чем-либо, который не всегда осознается самим человеком. Учитель испытывает потребность в обучении, когда искренне считает, что причина его проблем и затруднений не плохие условия работы или неспособность учеников, а отсутствие или неполнота собственных профессиональных знаний. Например, он не знает, как добиться дисциплины в классе, или не умеет работать со слабыми учащимися, заинтересовывать их учебой и т.п. Выявить истинные потребности учителей в обучении можно с помощью анализа данных, полученных в ходе бесед, анкетирования педагогов. Подобный опрос поможет выявить, является ли понимание необходимости в обучении внутренней потребностью самого учителя или эта потребность простимулирована внешними факторами – требованиями, оценкой администрации и педколлектива. Насколько устойчивый характер носит эта потребность, в какой степени собственные потребности учителей совпадают с тем, что считает нужным администрация.

Я являюсь директором самой крупной сельской школы Марксовского района. Это МОУ-СОШ с. Подлесное. Ещё десять лет назад количество учителей и учеников нашей школы было почти в 2 раза больше, чем сегодня. Каждое лето набирали до пяти первых классов-комплектов, а параллель пятых классов была не менее пяти классов-комплектов. (Это связано с тем, что прибывали дети из начальной школы с. Михайловка). Школа работала в две смены, и порой даже не все члены коллектива хорошо знали друг друга. Сегодня ситуация выглядит совсем по-другому. В школе работает 47 педагогов, часть из них имеет неполную нагрузку, только в четырех параллелях (3,8,9,11 классы) по 3 класса-комплекта. Всего в школе обучается 558 учеников. Но парадоксально то, что сегодня жизнь педагогов “кипит” гораздо активней, чем несколько лет назад. На мой взгляд, это происходит по ряду причин:

  1. Сокращение классов-комплектов поставило перед значительной частью педагогов проблему остаться на рабочем месте, не потерять средства к жизни. Следовательно, необходимо постоянно доказывать свою профессиональную компетентность.
  2. Целенаправленная работа районного методического кабинета, который постоянно разрабатывает, внедряет и закрепляет различные способы совершенствования педагогического мастерства. У педагогов просто нет времени для застоя.
  3. Изменение психологии детей. Сегодня с ребенком нельзя общаться по принципу: “Я учитель – значит, я прав”. Дети сегодня во многом более самостоятельны, чем в советское время. Плохо это или хорошо, но все мы знаем, что дети получили весь набор прав и забывают о своих обязанностях. Учитель должен делать каждый урок интересным, соблюдать букву закона, уважать каждого ребенка, больше внимания уделять дифференцированному и индивидуальному подходу.
  4. Изменение отношения детей к образованию. В массе своей дети либо надеются на материальные возможности родителей, либо не видят смысла в стремлении к учебе, так как таковых возможностей нет. Отсюда перед учителем стоит задача увлечь ребенка, дать ему веру в собственные силы.
  5. Повышение материальной заинтересованности учителя в результатах своего труда. Когда в 2005 году было объявлено о президентской премии лучшим учителям, то казалось, что это никогда не коснется сельской школы, но наш учитель математики Малыш Т.М. получила эту премию в числе первых. После этого ряд учителей заметно изменили свое отношение к работе. Они стали не просто хорошо работать, а очень хорошо, поступили на интернет-курсы, не отказываются, а наоборот, желают дать открытый урок или посетить выездной семинар. Материальное стимулирование–великая сила, и, к сожалению, у директора сегодня нет возможности отметить учителя, кроме как объявив ему благодарность.
  6. Изменение приоритетов общества. Сегодня школа не работает по старинке. Произошел переход на предпрофильное обучение, в следующем году в нашей школе будут открыты профильные классы. Необходимо осваивать новый объем информации, перестраиваться и работать по-новому. Работа сегодня предполагает освоение каждым учителем информационно-компьютерных технологий.

Исходя из выше изложенного, на первое место выходит необходимость постоянного совершенствования профессиональной компетенции учителя.

В современной школе сложился целый ряд эффективных форм повышения квалификации учителей. Каким же путем повышают квалификацию учителя нашей школы?

По отдельным предметам в нашей школе работают методические предметные объединения. Наиболее оптимальный состав объединения, когда в нем участвуют 4-5 преподавателей одного предмета. Если в школе по каждому предмету 1-2 учителя, то объединения создаются по циклам. В нашей школе 9 методических объединений:

  • учителей математики;
  • учителей русского языка;
  • учителей иностранного языка;
  • учителей начальных классов;
  • учителей истории;
  • учителей технологии;
  • учителей естествознания (химия, биология, экология, география);
  • учителей физкультуры, ОБЖ, ОЗОЖ;
  • классных руководителей.

Не объединены в ШМО 2 учителя физики (один из них дополнительно ведет информатику), учитель изобразительного искусства и учитель музыки. Все эти учителя работают в рамках своих районных методических объединений.

Члены предметных объединений не ограничиваются разбором узких вопросов, а знакомятся с результатами новейших исследований в области преподаваемой науки, методическими приемами работы, изучают технические средства обучения, заслушивают доклады и сообщения учителей о результатах своей деятельности. Хорошая школа для преподавателей–квалифицированный анализ уроков с позиций современных требований к учебному процессу и с должным теоретическим обоснованием. Одна из задач работы ШМО-активизация познавательного интереса к своему предмету. Этому служат предметные недели, когда проводятся открытые мероприятия, конкурсы, викторины и осуществляется печатная пропаганда (выпуск методических стенгазет, листовок, плакатов). Каждое подобное мероприятие требует от учителя непростой подготовки, расширения кругозора, подбора нового материала, и, следовательно, учитель вновь учится сам.

Одной из форм самообразования являются районные и кустовые семинары. Учителя-предметники получают в начале учебного года план работы районных и кустовых семинаров с указанием тем по классам, заданий по темам (какие задачи прорешать, какие подготовить опыты, прочитать литературные источники и т. д.) и рекомендательный список литературы по каждой из намеченных тем. По заданию районного методкабинета эти материалы готовят наиболее опытные учителя школы. В планах указываются сроки готовности к отдельным темам. Такие семинары по каждому предмету проходят несколько раз в год в определенной школе. Обычно методист или преподаватель-мастер читает небольшую лекцию, затем решаются одна-две сложные задачи, обсуждаются тематические планы и методика работы. В процессе изучения темы проводятся открытые уроки. Задача данных мероприятий: выработать навыки работы, способность к творческому поиску, показать образцы подготовки уроков. Делать это полезно на сложных темах, расширяющих научно-педагогический кругозор.

Проведение открытых и показательных уроков – возможность для учителя показать свое мастерство и поучиться у других в рамках школы. Целесообразно проводить несколько методических дней в учебном году. Тема методического дня определяется заранее, исходя из задач и целей работы школы: “Развитие познавательной активности учащихся на уроке”, “Использование здоровьесберегающих технологий на уроке”, “Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроке”, “Современный урок” и д.р. Хорошо зарекомендовала себя следующая практика: один день проводить по учебным предметам, а другой по внеклассной работе. Именно так на протяжении ряда лет делается в нашей школе. Тема методического дня по внеклассной работе может быть: “Поклонимся великим тем годам”, “Воспитание любви к Родине через любовь к родному краю” и др. Выбор тех, кто дает открытые уроки или внеклассные мероприятия в такой день, может быть самым разнообразным: по категории, по методическим объединениям, по вопросам самообразования и т.д. Трудно переоценить значение таких мероприятий, если учителя вовремя подготовятся к восприятию: прочитают нужную литературу, познакомятся с системой работы учителей своей школы, района или куста, проникнут в особенности темы. Важная роль при подготовке методических дней принадлежит администрации школы: эмоциональный настрой педагогов, информационная работа и даже удачно составленное расписание проводимых уроков или мероприятий. По окончании каждого методического дня все материалы собираются в отдельную папку, а зам. дир. по УВР заносит все уроки в специальную картотеку.

Взаимопосещение уроков. Несколько лет назад с целью повышения квалификации, знакомства с методикой преподавания коллег в нашей школе два раза в год были организованы недели взаимопосещения уроков. Учителя по своему желанию или по решению ШМО посещают различные уроки. По окончанию данной недели каждый педагог сдаёт лист посещения с анализом в специальную папку. Недели взаимопосещения не только позволяют познакомиться с методикой преподавания коллег, взять на вооружение отдельные методические приемы, но и учат педагогов делать анализ урока, что умеют далеко не все. Тема недели взаимопосещений, может быть самой обычной (“Работа на уроке с учебником”, “Работа со слабоуспевающими”, “Межпредметные связи на уроке”). При посещении уроков, можно заметить оригинальное, новое в опыте отдельных учителей, взять на вооружение простые, но действенные приемы работы.

Научно-теоретические конференции и педагогические чтения. Один раз в течение года в школе можно успешно провести научно-теоретическую конференцию или педагогические чтения как своеобразный отчет учителей, подготовивших рефераты, доклады, сообщения об итогах своих поисков по той или иной проблеме. Учителя знакомятся с передовым опытом, обмениваются мнениями, заранее готовятся к конференциям и чтениям, проводят поисковую творческую работу, что обогащает педагогический процесс. В практике нашей школы сложилось проводить такие конференции в декабре, когда на обсуждение коллектива выносятся поиски и находки аттестующихся учителей. Несколько раз такая конференция проводилась в рамках кустового методического объединения, когда на обсуждение выносились работы учителей, получивших высшую квалификационную категорию.

Курсы повышения квалификации традиционно остаются одной из распространенных форм повышения квалификации педагогов. Именно на них встречаются учителя-предметники, чтобы на несколько недель снова стать учениками.

Только в органичном сочетании коллективных и индивидуальных форм работы может быть найдено решение проблемы систематического расширения кругозора и повышения деловой квалификации каждого учителя. Каждый учитель должен серьезное внимание уделять вопросам теории и практики образования.

Важнейшими направлениями самообразовательной работы по предмету, могут быть следующие:

  1. Изучение новых программ и учебников, определение их особенностей и требований. За последнее время почти все учителя нашей школы перешли на новые УМК.
  2. Изучение дополнительного материала. Практически каждый учитель выписывает не только методические журналы, но и регулярно знакомится с научно-публицистической литературой. Подписка ограничена только финансовыми возможностями учителя. Кроме литературы, сегодня у каждого учителя есть подбор кассет, дисков по своему предмету. В настоящее время администрация нашей школы стремится, чтобы библиотека получала разнообразную литературу по всем вопросам. Задача в том, чтобы статьи, книги, научные труды использовались учителями для улучшения содержания образования и методов обучения, для повышения общекультурной и профессиональной подготовки. Пускать на самотек процесс получения и обработки информации недопустимо. В нашей школе разработаны некоторые способы обработки и хранения научно-педагогической информации, их можно свести к следующим направлениям:
    • Педагогическая копилка. В специальных папках хранятся лучшие доклады, прочитанные на педагогических чтениях или методических объединениях, конспекты открытых уроков, сценарии тех или иных мероприятий. Учителя могут использовать в своей работе опыт своих коллег.
    • На каждом заседании методического объединения, методического совета, а в некоторых случаях и на педсовете, дается краткий обзор новинок педагогической или психологической литературы, журнальных и газетных статей. Выполняет это библиотекарь. Обсуждаются статья или книга, вызвавшие повышенный интерес. По обсуждаемому вопросу вносятся предложения о внедрении в практику тех или иных интересных рекомендаций.
    • Информационное оповещение. В учительской установлен специальный стенд, на котором учителям сообщается о новинках в области педагогики, психологии, художественной литературы, музыки, науки и техники, спорта и по отдельным предметам. Иногда это просто название книги или статьи, иногда краткая аннотация или вырезка из газет и журналов. Учителя всегда в курсе основных событий, могут взять нужную книгу, прочитать статью. Работу эту проводит библиотекарь и учителя-предметники по поручению администрации.
    • Картотека. Зам. дир. по УВР и по воспитательной работе ведут картотеку методической литературы. Указываются название книги или журнала, автор, год издания, страницы. К сожалению, в нашей школе нет еще возможности осуществлять это на электронных носителях.
  3. Проведение самостоятельной работы по решению задач, организация лабораторных и практических работ, опытов и упражнений. Учитель математики Малыш Т.М. несколько лет работает над темой “Проведение лекционно-семинарских занятий в старших классах”, по данной теме она не раз давала открытые занятия для различных категорий учителей района. Несколько раз Малыш Т.М. была членом районной медальной комиссии и сама ежегодно выпускает учеников с серебряной и золотой медалью. Работы её учащихся отличаются отличным оформлением. В 2006-2007 учебном году в рамках районного методического объединения учителей математики она проводит мастер-класс по данной теме.
  4. Освоение технических средств обучения. Уже в прошлом диапроекторы, уходят видеомагнитофоны. Локальная компьютерная сеть, мультимедийные экраны – это день сегодняшний. Только, к сожалению, нет этого в каждой школе или, в лучшем случае, десять компьютеров на 558 учеников, как в нашей школе. Но 56 % учителей имеют компьютеры дома, почти все подключены к сети Интернет. Все больше наших учителей с удовольствием посещают курсы Интернет-технологий в г. Саратове.

Кроме работы по повышению квалификации педагогов, на мой взгляд, в 3-х случаях необходимо проводить обучение педагогов: при адаптации, по итогам аттестации, при осуществлении изменений. Обучение в условиях адаптации проводится при приеме новых (или молодых) кадров. Часто требуется не только повысить до нужного уровня квалификацию учителя, но и помочь новичку усвоить нормы, традиции, требования коллектива. К сожалению, наша школа не переживала данный процесс последние 8 лет.

Обучение по итогам аттестации проводится в целях устранения выявленных недостатков и повышения квалификационных разрядов.

При внедрении тех или иных новаций появляется необходимость не просто повысить квалификацию, но и во многом переподготовить кадры. Обучение непосредственно в школьных стенах отражается на всей деятельности педагогического коллектива, поскольку в наибольшей степени, нежели другие формы повышения квалификации, ориентировано на решение первостепенных проблем, стоящих перед школой. Оно способствует развитию педагогического коллектива, выработке единых ценностных ориентаций, стимулирует учителей на достижение высоких результатов в учебно-воспитательной и инновационной деятельности.

Как же проходит обучение в рамках школы? Каким требованиям оно должно отвечать?

  • Быть ориентированным на актуальные проблемы практической деятельности.
  • Учителя должны понимать его задачи и цели.
  • Проходить в активных формах и непосредственно на рабочем месте. Наибольший эффект достигается тогда, когда обучение соединено с решением практических задач: разработкой новых программ, конструированием уроков с использованием новых технологий. Формами такого обучения могут быть педагогические мастерские, организуемые самими учителями, мастер-классы.
  • Необходимо поддерживать стремления учителей к новым знаниям и применению их на практике. Обучение должно сопровождаться мотивирующим контролем. Проводить его надо в удобное для учителей время, не допуская дополнительных перегрузок.
  • В школе должна быть создана профессиональная среда и особая организационная культура, поддерживающая всех, кто стремится повысить квалификацию.

Необходимо определить цели обучения. Под целями обучения понимается конкретный и измеримый результат, определенный во времени, а также соответствующий возможностям и потребностям педагогов.

В рамках школы подлесновские педагоги проходят обучение на знание законов РФ. Стало традицией 1 раз в год проводить практическое занятие по правам детей, знакомить учителей с новыми положениями об охране прав детства. Эти занятия проводят учителя истории. Учитель информатики осуществляет обучение учителей работе на компьютере.

При переходе на предпрофильное обучение зам.дир по УВР, куратор нового вида работы, проводила практические семинары для учителей.

В первых двух случаях учителя делились своими узкопредметными знаниями, при проведении практических семинаров по переходу на предпрофильную подготовку зам. дир. по УВР познакомила с методикой проведения элективных курсов, правилами оформления документации, предварительно пройдя обучение в районном методическом кабинете и в СарИПКРО

Как же оценить результаты обучения? Оно выполняет чисто практические задачи: подготовить учителей и воспитателей к качественному выполнению своих функций, к эффективной работе по достижению целей, которые стоят перед школой. Результатами обучения можно считать готовность учителя успешно решать свои профессиональные задачи, повышение уровня успеваемости учащихся, положительную динамику в работе коллектива, стремление к профессиональному росту и развитию.

Не все гладко в работе нашей школы, думаю, как и в работе других школ. Часто встречаются и трудности. Для проработавших в школе 15-20 лет характерны “педагогические кризы”, “истощение”, “сгорание”. Некоторые педагоги считают, что предстоящая деятельность в инновационном режиме им не по силам, не хотят заниматься переподготовкой, ссылаются на предпенсионный возраст. Не каждая предметная неделя проходит активно, незначительная часть коллектива не проявляет активности ни в чем.

Но каждый педагог знает, что жизнь в современном мире требует обрести способность перестраиваться, быть открытым по отношению к развивающейся ситуации. Для педагога, призванного живо реагировать на социальные изменения, защитная позиция, нежелание движения означают полное или частичное выпадение из профессионального поля, что лишает его уверенности и надежности. Обращение в сложных ситуациях к прошлому опыту продуктивно лишь с целью извлечения из него способов собственных достижений успеха. Эмоциональная, поведенческая, интеллектуальная гибкость дают педагогу возможность учитывать многообразие индивидуальных характеров, мнений, позиций. Косность, упрощенчество, заорганизованность – прямая угроза его профессиональному здоровью и долголетию.

В повышении квалификации, несомненно, велика роль администрации школы. Важно помочь учителю принять решение, разобраться в проблеме, не выходя, как правило, за пределы привычных смысловых ориентаций. Все это стимулирует развитие конкретных способностей и, несомненно, оказывает позитивное влияние на эффективность профессиональной деятельности учителя и его психическое самочувствие.

Реально увидев все трудности и препятствия, и несмотря на это, решив двигаться вперед, человек, открытый для нового, не замыкается рамками прежних достижений, он постоянно стремится постичь неизведанное, обогатить свои переживания, познать возможности.

Несмотря на все трудности и помня о том, что от труда каждого зависит труд всего коллектива, благодаря слаженной работе администрации, стремлению учителей к совершенствованию, взаимодействию с ученическим коллективом и родительской общественностью, наша школа остается не только одной из самых крупных в районе, но и стабильной, развивающейся. Наши ученики регулярно занимают призовые места в районных олимпиадах, участвуют в различных конкурсах и смотрах. Стабильно количество детей, которые учатся на “4” и “5”, в школе действует музей, работают детские организации. Гордость нашей школы–медалисты. За последние 4 года их 24: 5 золотых и 19 серебряных.

Все это возможно благодаря высокому профессионализму педагогов. В школе работают 19 учителей с высшей категории, 17 с первой, 3 Почетных работника образования, 2 заслуженных учителя, работа многих учителей отмечена грамотами различного уровня.

Список использованной литературы.

  1. Немова Н. Цель – повышение квалификации.//Директор школы 1998 № 6.
  2. Портнов М.Л. Труд руководителя школы.– М., 1984.
  3. Поздняков А.Н., Болдырева Н.В. Современные подходы к оценке и самооценке деятельности школы.– Саратов: Из-во Сарат. ун-та, 1999.
  4. Фролова Т. “Латать” старое или “шить” новое?//Директор школы 1998 № 5.
  5. Чоросова О.М., Герасимова Р.Е. Анкета для выявления кризисогенных факторов преодоления профессиональных кризисов учителей.//Практика административной работы в школе 2006 №4.

12.02.2008