Экспедиция в Астрахляндию. Организация работы естественно-научных экспериментальных мастерских

Разделы: Физика, Астрономия, Химия, Биология, География, История и обществознание, Русский язык, Литература, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Экология


Природа…ее законы неизменны. (П.Гольбах)

С 12 по 30 июля на территории Астраханской области в рамках движения “Учитель года” прошла шестая Межрегиональная экспедиция школьников России. Инициаторами экспедиции выступил Межрегиональный клуб “Учитель года”, Министерство образования и науки и “Учительская газета”. Творческое содружество учителей сложилось еще в 2001 году, а в 2002 году стартовала первая летняя экспедиция школьников. С тех пор существенно расширилась география экспедиций: Печоро-Илычский биосферный заповедник, Приазовье, озеро Байкал, Кавказский биосферный заповедник, Приозерный край. Возросло и количество участников - 144 школьников и учителей в этом году приняли участие в этом мероприятии.

Цель экспедиций: в полевых условиях реализовать авторские разработки учителей в области естественных наук, провести интенсивный курс обучения школьников различных регионов России прикладным, научно-исследовательским программам, выполнить широкий спектр исследовательских и проектных работ, включающих изучение почв, радиологический мониторинг, гидрологию, климатологию, химический анализ минеральных ресурсов, исследование и описание экосистем, геоботанику, описание фитоценозов, астрономические наблюдения, проблемы утилизации отходов, изучение биоиндикаторов наземных экосистем, историческое краеведение, влияние рекреации на природные сообщества.

Для проведения VI экспедиции было выбрано место, расположенное вблизи Богдинско-Баскунчакского заповедника, которое представляет особый интерес в природном отношении. Второй лагерь располагался в уникальном месте в дельте Волги. Осуществление этого проекта оказалось возможным благодаря доброй воле хозяев – министерству образования Астраханской области

В период проведения экспедиции учащиеся и педагоги проживали в палаточном лагере. Соучредителями экспедиции выступило Министерство образования и науки РФ, “Учительская газета”, Фонд поддержки российского учительства. Однако главной движущей силой остается инициатива учителей - участников проекта и помощь, которую оказывают им на местах различные региональные организации. Краснодарский край в экспедиции представляли учителя Ейского района: Кудинова Татьяна Сергеевна – учитель биологии СОШ № 7 п.Советский, лауреат краевого конкурса “Учитель года Кубани-2007”, Василенко Валентина Алексеевна - учитель истории СОШ № 7 п.Советский, лауреат краевого конкурса “Учитель года Кубани по ОПК-2007”, Мацока Полина Валентиновна – учитель географии СОШ №13 п.Ясенская Переправа, Шевцова Оксана Александровна, учитель химии СОШ № 1 ст.Ясенская, Семке Галина Васильевна, учитель русского языка и литературы “Учитель года Дона-2004”, Семке Андрей Иванович – “Учитель года Кубани-2000” и группа школьников.

Природа не знает остановки в своем движении и казнит всякую бездеятельность. (И.Гете)

Экспедиционный лагерь представлял собой 60 палаток, плюс вся необходимая походная инфраструктура, а также дорогостоящие приборы и полевые лаборатории. В полевых условиях решались вопросы, где стирать одежду и мыть посуду, как хранить инвентарь, снаряжение. Учебные занятия и полевые исследования проходили в две смены: с 9 до 12 часов и с 16 до 19 часов. Методику организации занятий, полевых исследований мы отработали в предыдущих экспедициях. Всех ребят объединили в 12 рабочих групп по 10-12 человек, еще одна группа журналистов занималась выпуском ежедневной экологической газеты.

Состав групп смешанный как по месту жительства, так и по возрасту. В условиях экспедиции выступают на первое место этно-региональный компонент и возрастная педагогика- это наш основной принцип, позволяющий делать ставку на взаимообучение и коммуникативность. Соответственно учителя планируют свои программы и проекты так, чтобы они были дифференцированы и доступны разновозрастной категории детей. Большую роль играет и взаимопроникновение наук, так после выполнения всех программ школьник получает комплексные знания и интегрированные подходы к изучению той или иной темы. За время экспедиции каждая группа школьников поочередно работает с каждым из учителей, которые привезли в Астрахань свои исследовательские и проектные программы. По объему эти программы таковы, что в течение 2-3 часов можно успеть освоить основные методики и провести серии предметных исследований. Каждая группа при этом изучает определенный природный объект. Таким образом, за время экспедиции накапливается уникальный эмпирический и исследовательский материал. В результате создается обширный банк данных по изучаемой проблеме, отслеживается динамика измеряемых показателей на контрольной территории.

Привезенная техника позволила развернуть экспедиционный передвижной компьютерный центр. В течение дня ребята обрабатывают результаты работы и данные исследований за предыдущие сутки. За время экспедиции создается мультимедийный проект, включающий всю собранную информацию, фотоочерки, методики исследований. CD-диски с результатами работы экспедиции увезут с собой региональные делегации.

Кроме того, на базе передвижного компьютерного центра работала пресс-группа экспедиции. Экспедиционная газета – не только средство оперативной информации в полевом лагере, но и дополнительная возможность организовать общение в нашем многочисленном отряде.

В ходе системных комплексных исследований по экологии, химии, биологии, физике ребята получили уникальный эмпирический материал. В процессе работы ребята исследовали свойства глины, осуществляли мониторинг почвы и ее биоиндикацию, определяли наличие аскорбиновой кислоты в зеленых культурах, осуществляли мониторинг воздушной среды и радиологический мониторинг, занимались этнографией и изучали местные особенности, проходили курс выживания в экстремальных условиях, проводили химический анализ минеральных ресурсов, проектировали хозяйственную деятельность региона, изучали природные сообщества.

Основные особенности летней экспедиции - это природа и образование в естественных условиях. Отдых от города и суеты, обучение “без принуждения”, то есть обучение, которое идет за детским любопытством и вопросами, неизбежно возникающими при встрече с неизведанным. Детям нравится учиться летом, обстановка комфортная, атмосфера в коллективе благоприятная. Летнее образование формирует интерес к предметному обучению в общеобразовательной школе, полезно в практической части для жизни. Школьникам очень понравились мастерские, проводимые учителями и Владимирской области Цикловым С.Б., Мясниковой Н.А.“Новые Робинзоны”, в которой дети учились разжигать костер, добывать пресную воду и пропитание, ориентироваться на местности.

В экспедиции дети попадают абсолютно в новую ситуацию, которая требует новых способов действия и дает возможность для творческого проявления. Дети наравне со взрослыми участвуют в совместной деятельности: проектной, исследовательской, творческой, получают опыт командной работы. Так в мастерской учителя тульской области создавали электронный гербарий Астраханской области. С учителем Семке Г.В. учащиеся собрали легенды и сказания об Астраханских чудесах, провели интересные исследования по топонимике и создали электронный топонимический журнал Астраханской области.

Пребывая в экспедиционном лагере, дети могут “потрогать руками” разные специальности. Они знакомятся с современными методами и приемами научно-исследовательской работы, обучаются навыкам обращения с научным оборудованием и литературой. В районе дислокации экспедиции были проведены гидрологические исследования водоемов (озера Баскунчак, Кордон, Мраморное, река Бушма) в мастерской Мацока П.В, учителя географии СОШ № 13 п.Ясенская Переправа. Так, при выпаривании 1 литра воды озера Баскунчак, ребята получили 403 грамма поваренной соли.

Детей необходимо вовлекать в социально значимые экологические дела по решению пусть маленьких, но реальных проблем конкретного социума. Ведь зачастую экологическое образование, формирующее сознание и культуру школьников, замыкается в рамках образовательного учреждения и не учитывает реальную экономическую, социокультурную и природную ситуацию в местном сообществе. В мастерской финалиста всероссийского конкурса “Учитель года-2006” В.Ф. Малеевой ребята занимались проблемами утилизации бытового мусора. В окрестностях заповедника были собраны сотни килограмм мусора, которые впоследствии были правильно утилизированы. От работников заповедника ребята получили благодарность за проделанную работу. Вопросами экологии занимались и в мастерских О.А.Шевцовой, учителя СОШ № 1 ст.Ясенской, Т.С.Кудиновой и В.А.Василенко, учителей СОШ № 7 п.Советский. В этих мастерских школьники выявляли различие между жизненными формами (экобиоформами) растений в пределах одной популяции, определяли степень деградации древесных растений, занимались лихеноиндикацией. Актуальны с точки зрения экологии вопросы радиационной обстановки. В мастерской Семке А.И. дети измеряли радиационный фон в ряде контрольных точек, изучали радиационную активность проб воды, продуктов питания.

В экспедиции собралась профессиональная команда педагогов, которая создала дружелюбную обстановку, и передала детям стремление к совершенствованию. Каждый вечер проводились общеэкспедиционные мероприятия, которые позволили детям выстраивать содержательную и неформальную коммуникацию со сверстниками и взрослыми, со старшими и младшими по возрасту. Очень интересно и захватывающе прошло посвящение новых членов экспедиции, инсценировка песен об экспедиции, открытие и закрытие экспедиционных мероприятий. С концертной программой выступали школьники Володарского района Астраханской области. Каждый вечер до захода солнца проводились спортивные соревнования, а до отбоя звучали песни под гитару.

Программа экспедиции завершилась в Астрахани, где в течение суток ребята готовились к научно-практической конференции. Каждый участник экспедиции представлял на конференции работу той мастерской, занятия в которой ему показались наиболее интересными. Собранные за время полевых исследований материалы превращались в таблицы, диаграммы, презентации, гербарии. Доклад каждой группы сопровождался видеозаписями, наглядным материалом и презентациями. В конференц-зале помимо участников экспедиции присутствовало строгое жюри: учителя, работники информационно-методических центров, чиновники министерства образования Астраханской области.

По итогам Всероссийской конференции лучшим ребятам были вручены дипломы и сертификаты. Среди ребят Ейского района отличились: Коростылева Юлия, 8 класс, СОШ № 7 п.Советский, Литвинова Татьяна, 9 класс, СОШ № 7 п.Советский, Кудинова Елена, 4 класс, СОШ № 7 п.Советский, Чабанец Евгений, 10 класс СОШ № 13 п.Ясенская Переправа Стаценко Кирилл, 8 класс СОШ № 13 п.Ясенская Переправа, Ветров Данил, 8 класс СОШ № 1 ст.Ясенская Казьмина Юлия, 8 класс, СОШ № 1 ст.Ясенская, Шевцова Анастасия, 9 класс, СОШ № 1 ст.Ясенская, Данилова Диана, 8 класс, СОШ № 1 г.Ейска

Исследование природы трудно, однако приятно, полезно, свято. (М.Ломоносов)

Очень интересными и захватывающими были экскурсии, организованные министерством образования Астраханской области. Ребята посетили уникальные Баскунчакские пещеры, музей солепромысла, священную гору Багдо, самое соленое в мире озеро Баскунчак, музей и мемориал поэта и композитора Курмангазы, лотосовые поля, побывали в дельте Волги, посетили Астраханский кремль. Поездка детей состоялась благодаря поддержке департамента образования и науки Краснодарского края и администрации муниципального образования Ейский район.

Конечно, проблем и сложностей хватает, но результат, несомненно, того стоит. Ведь экспедиция моделирует ситуацию успеха для ребенка, создает условия для осуществления непрерывного процесса обучения и воспитания в течение всего года, формирования интеллектуальных навыков в подготовке и проведении исследований, осуществлении наблюдений, анализе и синтезе полученных данных, оценки результатов. Эти условия помогают ребенку в профессиональной ориентации, придает ему уверенности в своих силах.

Седьмая экспедиция пройдет в Карачаево-Черкессии в 2008 году. Школьники района уже сегодня готовятся принять активное участие в этом экологическом форуме, а учителя сделать очередной шаг в совершенствовании работы в экспедиционных условиях.

Приложение 1

Приложение 2