Преподавание литературы. Урок внеклассного чтения "Где родился каравай"

Разделы: Литература


Учитель.

Ребята! У нас в школе проходит неделя “К нам в гости книга пришла”. Мы с вами тоже познакомились с одной книгой, она называется “Где родится каравай”. Ее создали писатели и журналисты Ставрополья, нашего края, который считается самым хлебным в нашей стране.

Вы узнали, сколько теплых и душевных слов сказано в этой книге о хлебе, о людях хлеборобных профессий.

Эпиграфом к нашей беседе я взяла слова Розы Паранук

Ученик.

Нас всех объединяет слово “хлеб”.
Не знаю выше, благородней слова
Он жизни смысл – всему основа.

Учитель.

Ребята! А где родится хлеб? Правильно, в поле.

Поле. Русское поле. Не раз воспето ты поэтами, писателями, художниками, композиторами! И не зря. Сыздавна кормило русское поле всю необъятную Россию. И мы любим поле за то, что оно дало миру великое диво – хлеб, который просто бесценен. Не даром в народе говорят: “Хлеб – всему голова!”

Ученик.

Не зря у нас в народе говорят:
Коль будет хлеб,
Так, значит, будет песня.
Когда есть хлеб –
В избе всегда тепло.

Учитель.

Хлеб! Действительно, какое теплое домашнее слово! Оно навсегда связано для нас с материнскими руками, пекущими его, с людьми, которые его выращивают.

Ученик.

Хлеб печет сегодня мать, повязав платочек.
Сковородки подавать просит она дочек.
На дубовый стол муки пригоршню подкинет –
И смеются колобки, мягкие такие!

И растут, растут, растут под льняной тряпицей,
Силу хлебную берут – надо торопиться.
Хлеб посадит мама. Вслух скажет: “Слава богу!”
И веселый хлебный дух потечет к порогу.

Учитель.

А теперь перенесемся мысленно в очень давние времена.

Однажды, когда древний человек бережно нес в ладонях чудесные зерна, на него вдруг напал хищник– и зерна рассыпались. В схватке со страшным хищником он полил их кровью. А весною на месте битвы появились первые зеленые росточки. Люди берегли их, лелеяли – и вот к осени зазолотились колосья первого урожая. А через несколько лет уже целые хлебные загоны в выкорчеванном лесу. Так появились земледелие и хлебопашество.

Со временем люди стали понимать, что колосья пшеницы растут быстрее, если идет дождь. И не случайно людьми рождены такие песни.

Ученик.

Дождик, дождик, поливай: будет славный урожай!
Будет белая пшеница, будет рожь и чечевица,
В огороде лук, бобы, в лесу ягоды, грибы,
А в саду зеленый хмель, лей-ка, дождик, целый день.

Учитель.

Поэты посвящали дождю волнующие строки. Послушайте стихотворение Аполлона Майкова.

Ученик.

“Золото, золото падает с неба!” -
Дети кричат и бегут за дождем…
- Полноте, дети, его мы сберем,
Только сберем золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба!

Учитель.

Но дождик может оказаться и недругом, если он льет дни и ночи напролет. Особенно во время уборки урожая.

Ученик.

Не иди, дождик, где косят, а иди, где просят.
Не иди, дождик, где жнут, а иди, где ждут!

Учитель.

А иной раз можно услышать веселую песенку-прибаутку.

Ученик.

Радуга-дуга, не давай дождя,
Давай солнышко – из-под облышка!

Учитель.

Труден и потому бесценен был хлеб во все времена. Многие годы были не-урожайными. В 19 веке из ста лет сорок были неурожайными. И не зря говорят: “Цена хлеба – жизнь!”

Мысленно перенесемся в военное время в блокадный Ленинград. Враги окру-жили город, начался голод. Люди блокадного Ленинграда получали:

сто двадцать пять блокадных грамм

со слезой и кровью пополам…

125 грамм – это спичечный коробок, на весь день, – больше ничего.

На Пискаревском кладбище, где похоронено половина города, в музее лежат эти 125 грамм и блокнот Тани Савичевой, в котором она сообщала о смерти своих родственников. Последняя запись была: “Осталась одна Таня”. Она была вывезена из Ленинграда, но умерла от истощения – врачи ничего не смогли сделать.

Действительно, цена хлебу – жизнь.

Ребята! Мы с вами узнали, как появился хлеб, как от него иногда зависит жизнь человека . А теперь давайте вернемся к нашей книге “Где родится каравай” и вспомним: какое это трудное дело – растить хлеб.

Учитель

  1. Кто из вас, ребята, расскажет, как растят хлеб?
  2. Почему хлебу нужны дожди?
  3. Как убирают урожай и бывают ли степные корабли?
  4. Почему в народе говорят: “Легкого хлеба не бывает”?
  5. Совершают ли люди подвиги во имя хлеба?
  6. Назовите фамилии писателей, которые написали рассказы и стихи для этой книги? (Карп Черный, Геннадий Фатеев, Роза Паранук и др.)

Учитель.

Ребята! О хлебе рассказывали не только книги, но картины выдающихся художников. Рассмотрите картину Яблонской “Хлеб”.

Что вы видите на ней? Расскажите.

(Огромные вороха золотой пшеницы. Доверху наполненные мешки, ловкие движения людей, собирающих богатый урожай. Сколько радости, счастья на лицах людей).

А сейчас посмотрите на картины наших художников.

(Рассматриваются рисунки учеников)

Расскажите, ребята, к какому рассказу из нашей книги вы их нарисовали.

Учитель.

Ребята! А послушайте, какие пословицы и поговорки придумал народ о хлебе.

Хлеб – батюшка, вода – матушка.

Хлебушко – калачу дедушка.

Худ обед, когда хлеба нет.

Хлеб да вода – мужицкая еда.

Хлеба ни куска, так в горнице тоска.

Без хлеба нет песни.

Как вы понимаете пословицу “Без хлеба нет песни”?

А какие пословицы и поговорки знаете вы о хлебе и труде?

Учитель.

Ребята! Мы сегодня много интересного узнали о хлебе и о тех, кто его нам выращивает. Люди борются за хлеб с засухой, с непогодой, не жалея своих сил и здоровья, чтобы сыты были мы. Давайте бережно относится к хлебу и труду этих людей. Хлеб – это наша жизнь. И когда вы увидите, как в столовой кто-то бросил хлеб, подойдите и расскажите, как трудно он достается, может ребята об этом не знают.