Школьный музей – форма гражданского воспитания учащихся

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Россия. Какое красивое слово - и роса,
и сила, и синее что-то ...
С. Есенин

Тема патриотизма - ныне актуальнейшая тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.

В современном историческом процессе проблемным остается не только духовное, но и физическое существование народа, и поэтому главными направлениями образования (и исторического в том числе) должны стать народное возрождение и процветание. Необходимо восстановление в своем высшем гражданском достоинстве благородных понятий “патриот” и “патриотизм”, означающих неразрывную и действенную связь человека со своей землей. И верно сказал А. И. Солженицын: “Горе той стране, где слова “патриот” или “демократ” считаются бранью”. И в авторитетном документе “О состоянии и перспективах государственной национальной политики” сказано: “Формирование сознания “Я - россиянин” должно проходить через собственное отечественное самочувствие каждого человека, воспитание державного патриотизма, гордости за Отечество, отечественные народы и соотечественников”.

Федеральная программа развития образования, принятая в апреле 2000 года, определила круг задач гражданско-правового образования и воспитания школьника. А 15 января 2003 года было опубликовано инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ №13-51-08/13 “О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации”,где ставилось перед современной школой задача гражданского образования личности. Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы и местных сообществ. В данном документе отмечается, что гражданское образование – это воспитание и обучение, ориентированное на создание комплекса педагогических условий для формирования совокупности позитивных гражданских свойств личности. Совокупность этих свойств может быть представлена в виде следующей триады: гражданская компетентность, активная социальная позиция и социально-преобразующая деятельность, направленная на развитие гражданского общества.

Музей нашей школы является ведущей формой работы по патриотическому, гражданскому и общекультурному воспитанию учащихся, интегрирующий цели формирования личности гражданина

России в процессе учебной и внеучебной деятельности данного учреждения. Музейная деятельность способствует развитию творческой самостоятельности ученических коллективов и отдельных учеников в освоении исторического прошлого нашей Родины, ее героических свершений, актуализации исторической памяти молодого поколения в процессе приобщения к прошлому своей страны, своей семьи, оставленного в виде артефактов культуры.

Процесс сбора, исследования, обработки материалов музея служит целям формирования научного мировоззрения, основ исследовательской деятельности, развивает системность мышления.

Оформление материалов в экспозиции отвечает целям эстетического воспитания, формирования художественного вкуса, оформительских умений.

Пропаганда материалов музея способствует развитию коммуникативных качеств личности, умения структурирования знания и его изложения. Сущность опыта работы состоит в том, чтобы повысить уровень гражданского воспитания учащихся, привить любовь к героическим подвигам участников Великой Отечественной войны и труженикам тыла, дать образцы для подражания в защите Отечества, связать нисходящее и восходящее поколение, выработать ответственность за судьбу России, в целом поднять уровень нравственного воспитания.  В школе всегда велась поисковая работа, поэтому был накоплен богатый материал о земляках - ветеранах войны и труда, вдовах фронтовиков, репрессированных, о детях войны и о бывшем ученике школы, Воловодове Борисе Наумовиче, погибшем во время Великой Отечественной войны. Весь накопленный материал потребовал перехода от музейной комнаты к музею. 27августа 2007года музей получил официальный статус комплексного историко-краеведческого музея.   Основной целью работы музея является воспитание уважительного отношения к прошлому и настоящему своей большой и малой Родины. Задачами являются сохранение, накопление и систематизация накопленного материала; привлечение детей к работе в музее. При музее работает клуб “Поиск”. Работа строится по следующим направлениям: сбор экспонатов, поисковая работа, работа с архивом, систематизация и оформление собранного материала. Имеющиеся в школе технические средства обучения позволяют создать аудио - и видеотеку воспоминаний старожилов, проводимых в школе мероприятий. Кроме того, при клубе работает группа детей-экскурсоводов. Экскурсии на различные темы проводятся для учащихся школы, родителей, односельчан, гостей нашей школы.

Результатом поисковой и исследовательской работы является участие детей в краеведческих чтениях районного и краевого уровня. Ребята успешно выступили с рефератами “Сипягин Н.И.”, “Школа в годы войны”, “История моей семьи”, “Губернаторство, как форма управления Ставропольской губернией”. “Ставропольская губерния”, “ЕрмолоА.П.- покоритель Кавказа”.

В настоящее время в музее собрано более 187 экспонатов, что позволяет нам использовать имеющийся потенциал в учебно-воспитательном процессе, так как лейтмотивом работы школы являются слова Александра Сергеевича Пушкина “Гордиться славою отцов не только можно, но и должно”.

Материалы из фонда музея широко используются на уроках истории, литературы, внеклассных мероприятиях, помогая учащимся понять, что правда, и что есть, вымысел в истории обороны Ставрополя и истории морской авиации.

В школе создана система военно-патриотического воспитания учащихся с 1 по 11 классы, где значительное место занимает работа профориентационного плана, которая формирует стойкий интерес юношей к военным специальностям. На базе музея регулярно проводятся встречи с ветеранами войны.

Создана система методических подходов, форм внеклассного воспитания, сочетающие разные виды деятельности учащихся, которые способствуют активизации мышления детей, прививают интерес к родной истории, формируют гражданскую позицию. 

Опыт Кирячек Е.А. базируется на исследованиях Новиковой Т.И., на исторических исследованиях Великой Отечественной войны, мемуарной литературе. Мероприятия не только развивают интересы учащихся, воспитывают у них навыки исследовательской работы, формируют монологическую речь и умение вести дискуссии, но и обогащают внутренний мир учащихся. 

Воздействие учителя на эмоционально-волевую сферу ребенка через разнообразные формы деятельности позволяет преодолевать социально-общественный инфантилизм учащихся, заложить основы гражданской зрелости личности, умеющей принимать решения и брать ответственность за их исполнение.

Эмоциональные, не оставляющие никого равнодушными встречи с ветеранами, экскурсии по местам боевой славы, внеклассные мероприятия побуждают детей к творчеству: они пишут стихи, сочинения о минувшей войне, рисуют иллюстрации к рассказам ветеранов, ведут дневники, созданы методические разработки по данной проблеме, собрана видеотека вечеров и встреч с участниками обороны Ставрополя.

В работе музея отражены юбилейные даты, важнейших событий Великой Отечественной войны, проведение месячника героико-патриотической работы "Вахты памяти", в дни которого проводятся мероприятия, посвященные победным дням России победный день России. Во всех мероприятиях музея принимают участие ветераны Великой Отечественной войны, которые помогают вести пропагандистскую, собирательскую работу, проводят встречи с учащимися.

"Уроки мужества", "Победные дни России", "Вахта памяти" помогают в написании докладов, обзоров по экспозиции музея.

В этой деятельности мы помним завет выдающегося отечественного историка и патриота, Родины Н.М. Карамзина, который учил: “…патриотизм не должен ослеплять нас, любовь к отечеству есть действие рассудка, а не слепая страсть, и она всегда должна выражаться в конкретных действиях на благо Родины”.

Учащиеся принимают активное участие во встречах с участниками войны на городских и областных конференциях по краеведению, посвященных памятным дням. Опыт нашел широкое распространение среди учителей истории, литературы, классных руководителей. 

Наши воспитанники из актива музея регулярно участвуют во всех районных и городских мероприятиях, посвященных патриотическим акциям.

Одним словом, определенная работа по гражданскому воспитанию учащихся проводится, но впереди – еще больший объем работы. Мы не обольщаемся результатами и видим нерешенные проблемы.

Результативность: в школе хорошо поставлено гражданское воспитание, помогает формировать высоконравственную личность, способную творчески трудиться на общее благо, оказывая помощь ветеранам Великой Отечественной войны, престарелым, вести научный поиск по обозначенной проблеме, пропаганду о боевом пути Таманской дивизии, гордиться делами старшего поколения, сумевшего победить фашизм. Мальчики, воспитанники данной школы, достигнув призывного возраста, идут на службу в вооруженные силы, а многие становятся профессиональными военными.