Интегрированный урок "ИЗО + труд" по теме "Декоративно-прикладное искусство. Твоя посуда"

Разделы: Технология, Начальная школа, МХК и ИЗО


Цели урока:

  • познакомить детей с предметами, которые постоянно используются в доме, посудой (ее формой, декором, силуэтом);
  • определить зависимость формы и декора от назначения посуды;
  • развивать художественный вкус; познакомить с художественными промыслами России - Городца, Хохломы, Гжели;
  • формировать понятия об орнаменте и его элементах; воспитывать аккуратность.

Оборудование урока.

Для учителя: учебные пособия и таблицы; готовые изделия, посуда из разных материалов.

Для учащихся: гуашевые краски, кисти ( мелкие и крупные), клей ПВА, белая бумага, палитра, ножницы, баночка для воды, тряпочка.

Зрительный ряд:

  • Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – Дорожин Ю.Г.
  • Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Дорожин Ю.Г.
  • Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Орлова Л.В.
  • Гжель. Хохлома. Городецкая роспись. Демонстрационный материал.
  • Фотографии. Готовая посуда.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.

II. Беседа по теме урока.

Учитель: Ребятам предлагается рассмотреть различные примеры посуды, обратив внимание не только на ее красивый декор, но и на ее форму и силуэт. Необходимо обратить внимание на зависимость формы, а также декор, из которого сделана посуда (фарфор, дерево, стекло, металл).

В создании посуды большую роль играет художник; он конструирует, украшает её, делает образец, а затем на фабрике по образцу изготавливают её повторение – массовое производство. Но посуда бывает в одном экземпляре – авторская выставочная работа. Посуда бывает повседневной, праздничной, детской или взрослой. Праздничная посуда – тонкая и изящная, изготавливается из тонкого фарфора, её детали более сложные, украшения богатые и разнообразные. Повседневная посуда - проще по форме и менее украшена, но более прочная. Детская посуда должна привлекать росписью, быть устойчивой и удобной. Декором посуды может быть ручная роспись или переводные картинки.

Кроме этих видов посуды до сих пор живут народные художественные промыслы, производящие её с давних времен из материалов, используемых в народе в прошлом, - Хохлома ( дерево), Жостово ( железо), Гжель ( глина), Городец (дерево). Промысел формировался на основе тех природных материалов, которыми был богат край: мягкие породы деревьев, залежи глины, металлов, источники натуральных природных красителей - часто определяли вид ремесла и колорит декора изделий.

Городецкая роспись. Искусство Городецкой росписи зародилось в заволжском крае недалеко от Нижнего Новгорода. С давних времен местные жители украшали чудесной росписью ставни, прялки, люльки, сани, игрушки. Мастера предпочитали желтый фон украшать диковинными цветами: яркими розанами, купавами, зелеными веточками. Часто цветочную композицию дополняли сюжетные сцены: чаепитие, охота, изображение барышень и кавалеров, всадников, коней, чудо – птиц.

Хохломская роспись. Другой очень известный промысел - “Золотая хохлома”. Эта роспись по дереву золотым,

Красным и черным цветом появилась близ Городца в посёлке Хохлома. Деревянную посуду из липы грунтовали глиной - вапили, потом натирали серебристым порошком - лудили и по этой блестящей поверхности делали роспись. Узор покрывали олифой и ставили в горячую печь – так появлялся золотой цвет. Главный мотив Хохломской росписи – травка – узор из тонких стеблей , листочков, цветков, ягод. Роспись “травка” создаётся на серебристом фоне. Все элементы орнамента кудрятся и выполняются в ритмической последовательности.

Жостовские подносы. В другом подмосковном селе Жостово мастера расписывают металлические подносы на черном, зеленом и палевом фоне. Основной принцип жостовского письма – его свободная манера, которая дает возможность импровизировать. Плотные букеты из цветов разного размера и листья заполняют центральную часть подноса, а край его украшает золотое кружево из мелких цветов и тонких спиральных линий. Сначала мастер намечает основные пятна композиции прозрачной масляной краской - это замалёвок. Затем мастер выполняет тенешку, т.е. затемняет с одной стороны цветовые пятна. Жостовская роспись имеет зрительный объём, художник создает эффект освещенности букета за счет высвечивания бликом части цветка. Поэтому передняя часть цветов как бы “ выступает вперед” а отвернутая от зрителя часть затемняется и “ уходит вглубь”.

III. Практическая работа.

Моделирование из белой бумаги посуды. Роспись по мотивам Гжельского узора”.

Рассмотрите посуду с необычной формой и узорами: цветами, птицами и городами.

- Какая цветовая палитра на сосудах? (Синий цвет)
- Как меняется мазок цветка? (Постоянный переход от светлого к темному.)
- Какие линии дополняет цветок? (тонкие линии: прямые, волнистые, спиральные, округлые)

Справка. Недалеко от Москвы в селе Гжель богатые залежи гончарных глин навели местных жителей на мысль об изготовлении фаянсовой посуды. Прославилась село удивительной посудой с декоративными лепными элементами, синими узорами, цветами и городами. Назвали такую роспись по названию села – Гжель. Расписывается посуда по белой обожжённой глине кобальтовой краской чёрного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становится синим, а прозрачная полива приобретала блеск. Посуда Гжели разнообразна по форме и назначению: тарелки, маслёнки, солонки, чашки, чайники. Расписывают все части предмета. Ручку и носик украшают ленточным орнаментом или голубым цветом. Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. Мазки кладутся широким круговым движением. В нем виден постепенный переход от светлого к темному. Мазок - пятно дополняет тонкая линия: прямая, волнистая, спиральная, округлая.

Практическая работа.

Задание: На отдельном альбомном листке получить различные оттенки синего цвета, разбавляя краску водой и белилами. Повторить элементы Гжельской росписи.

<Рисунок2>

<Рисунок3>

<Рисунок4>

<Рисунок5>

<Рисунок6>

Обвести и вырезать детали (развёртки) чайника и чашки. Самостоятельно сконструировать посуду.

<Рисунок 1>

<Рисунок7>

<Рисунок8>

<Рисунок9>

<Рисунок10>

Последовательность работы:

  1. Обвести по шаблонам детали и вырезать. Вспомните правила безопасной работы с ножницами, правила экономного расхода материалов.
  2. Надрезать нижний край разверстки тулова чайника и скрути ее в цилиндр.
  3. Нижние клапаны загнуть и приклеить к ним дно.
  4. В той же последовательности заготовить поддон и приклеить его к тулову.
  5. Детали склеить между собой и украсить завитками из бумажных лент.
  6. Примени для украшения чайника знакомые приемы скручивания бумажной ленты.
  7. В такой же последовательности сконструировать чашку.

Распиши сервиз по мотивам Гжельского узора.

IV. Итог урока.

Оформление выставки, просмотр выполненных работ. Отметить лучшие. Уборка рабочего места.

Домашнее задание.

Посмотреть, что еще в доме расписано художниками.