Урок развивающего обучения "Простые механизмы", 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Методическая цель: показать, как можно вызвать интерес и потребность в овладении знаниями с использованием элементов устного народного творчества.

Цель урока: сформировать представление о простых механизмах и их значении в жизни человека.

Задачи:

  • формировать представления о процессе научного познания
  • развивать логические способности учащихся и способствовать овладению ими исследовательских компетенций.
  • приобщать к общечеловеческим ценностям.

Оборудование к уроку:

Модели : подъёмный кран, вилы, грабли, ножницы, весы, корабль, катапульта, колодец, винт, ворот, скелет человека.

Таблицы: простые механизмы, рычаги в живой природе, строительство пирамиды, портрет Архимеда, рисунки детей, физическая карта, картина Васнецова, картины простых механизмов.

ТСО: видеомагнитофон, магнитофон

Тип урока: изучение нового материала. Урок - мотивация.

Методы: проблемное изложение, частично поисковый, исследовательский.

Формы: Работа в парах, в группах, индивидуальная, фронтальная, театрализация. предворительная подготовка сообщений.

План урока.

  1. Загадки
  2. Применение рычагов в Древнем Египте.
  3. Сценка об Архимеде
  4. Стихотворение В.Шефнера.
  5. Русские герои – богатыри и их оружие.
  6. Применение клина.
  7. Рычаги в растительном мире.
  8. В скелетах животных и человека.
  9. Обобщение с помощью схемы
  10. Пословицы
  11. Творческое практическое задание
  12. Сказка о применении колеса.
  13. Вывод
  14. Домашнее задание.

 Структура урока

Этап урока. Цель. Что делает учитель Что делает ученик Результат
Начальный

Пробудить у учащихся интерес к теме

 

 

 

 

Развитие логических способностей, используя метод дедукции

Основной

Связь с историей: применение простых механизмов с древних времен

 

Формирование логических навыков.

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником

 

 

 

 

Показать значение

 

 

 

Дифференцировать индивидуальную работу

 

 

 

 

 

Формирование патриотического воспитания

 

 

Учиться составлять рассказ, используя дополнительную литературу

 

 

Показать многообразие механизмов

 

 

Учить детей давать устный ответ

 

Учить составлять схемы

Закрепляющий

Развивать коммуникативные способности

Приобщение к исследовательской деятельности

Показать применение

Итоговый

Результаты урока.

Загадывает загадки:

 

 

 

 

 

Открывает записанные на доске отгадки и просит назвать их одним словом.

 

Когда стали использовать простые механизмы для совершения работы?

 

 

Что же такое рычаг?

Все имеющиеся на столе механизмы делит на две группы и предлагает учащимся увидеть признак, по которому первую группу можно назвать рычагами.

Предлагает найти определение в учебнике.

 

Давайте заглянем сквозь 1000 лет, в тот город у моря, где жил Архимед

 

Прошло много лет , а память об этом ученом сохранилась. Почему?

Послушайте стихотворение о нем, написанное В. Шефнером.

Можно ли назвать Архимеда патриотом своей Родины?

 

 

Каких героев Древней Руси вы знаете?

 

 

 

 

Какие ещё механизмы используют для совершения работы?

 

Только ли для военных целей использовались рычаги?

 

 

Предлагает заполнить схему

 

 

Проанализировать пословицу

 

 

 

Сделать устройство

 

 

 

 

 

Включает фрагмент сказки “Чьи колеса?”

 

Подводит итоги урока и выставляет оценки

 

Дает домашнее задание и индивидуальные задания.

Отгадывают загадки:

Ножницы

Топор

Весы

Грабли

Коромысло

Предлагают различные варианты.

Записывают тему урока в тетради.

Ученица рассказывает о использовании механизмов в древнем Египте, используя картины.

Рассматривают модели, поделки детей и определяют общий признак

 

 

 

 

 

Записывают определения в тетрадь

 

 

Показывают сценку об Архимеде.

 

Ученик рассказывает стихотворение.

Рассуждения учеников.

 

 

Ученик рассказывает о картине “Богатыри” Васнецова, какое оружие они использовали.

Называют другие устройства, из имеющихся на столе и не только.

Сообщения учащихся о рычажных элементах в организмах растений, в скелете животных и человека.

Заполняют пропущенные форточки

 

 

Работают в группах

 

 

Работают в парах

Предлагают свои варианты

 

Смотрят

 

 

 

Записывают д/р в дневники и выбирают свое творческое задание.

 

 

 

 

 

Все сразу же вовлечены в работу

 

 

 

Введено понятие “механизмы”

 

Дети увидели назначение рычага

 

 

 

 

Введено понятие “рычаг”

 

 

Увидели, что новые знания можно получить самостоятельно

Формируются артистические способности.

 

Используется связь с гуманитарными предметами

 

 

Дети делают вывод, что человек славится делами.

Создается переход к восприятию героев Древней Руси

Формируется умение составлять рассказ.

 

 

 

Познакомились с другими механизмами

 

 

Формируется практическая потребность в применении знаний

 

Обобщили полученные знания

Приобщение к истории, быту людей, культуре народа.

Применили полученные знания

Сформировано представление о многообразии механизмов.

Увидели применение

Создан мотив к изучению темы.

 

 

 

“Я Землю бы мог повернуть рычагом, лишь дайте мне точку опоры”
Архимед.

Ход урока

-“ Я Землю бы мог повернуть рычагом, лишь дайте мне точку опоры” - эти слова, которые являются эпиграфом нашего урока, Архимед сказал более 2000 лет назад. А люди до сих пор их помнят и передают из уст в уста. Почему? Мы постараемся ответить на этот вопрос в конце урока.

А сейчас отгадайте загадки:

  1. Два кольца, два конца, а посредине гвоздик.
  2. Две сестры качались – правды добивались, а когда добились, то остановились.
  3. Кланяется, кланяется – придет домой – растянется.
  4. Зубасты, а не кусаются
  5. Два братца пошли в воду купаться , два купаются, а один на берегу валяется.

Посмотрите ещё раз внимательно на отгадки (они написаны на доске) и назовите их одним словом.

“Орудие, машина” в переводе с греческого означает “ механизмы”. Запишите тему урока. Простые механизмы

Как вы думайте, для чего они нужны? Конечно, чтобы легче было работать.

Рычаги начали применяться людьми в глубокой древности.

1 ученица: с помощью рычагов удавалось поднимать тяжелые каменные плиты при постройке пирамид в Древнем Египте. Ведь для возведения пирамиды Хеопса, имеющей высоту 147 метров, было использовано более двух миллионов каменных глыб, самая меньшая из которых имела массу 2,5 т.

На Руси для постройки домов и возведения храмов так же использовали простые механизмы, такие как топоры, пилы, сверла, долота.

-У меня на столе множество простых механизмов, я их разделила на две группы. В одной группе все механизмы можно назвать рычагами. Что общего у них у всех, попробуйте найти общий признак?

После разных ответов, предлагаю сравнить свой вывод с определением, данным в учебнике, и записать определение в тетрадь.

- Давайте заглянем сквозь 1000 лет, в тот город у моря, где жил Архимед (музыкальное сопровождение – шум моря), на остров Сицилия в город Сиракузы. Посмотрите на карту и представьте себя на берегу моря.

Сценка об Архимеде [Стр. 15-17, Е.Ефимовский “Ракета и травинка”, 1984 г , Ленинград “Детская литература”]

- Память об этом ученом сохранилась через века, а В Шефнер посвятил ему стихотворение.

2 ученица: рассказывает стихотворение.[Приложение 1]

-Можно назвать Архимеда патриотом своей Родины?

-Каких героев Древней Руси вы знаете?

Наша земля богата богатырями и мы узнаем о них из былин, сказаний.

Посмотрите на картину В.М.Васнецова “Богатыри”

3 ученик : рассказывает о героях картины и русском оружии: это колющее оружие - сулица, джид тройной, копья, рогатина, искепище.

Ударное оружие: кистень, булава, шестопёр.

Мечи и сабли, рубящее оружие, а так же лук.

-Только ли для военных целей использовали простые механизмы.

-Какие ещё механизмы используют для совершения работы? Назовите их из имеющихся на столе.

Где мы встречаемся с клином?

4 ученица: “Колющие орудия” многих животных - когти, рога, зубы по форме напоминают клин. У некоторых растений – колючки, шипы.

Деревообрабатывающие инструменты представляли клин – это струг, тесла, скобели, лопата, мотыга.

5 ученица: Землю обрабатывали сохой, бороной -суковаткой. Убирали урожай с помощью граблей, кос, серпов.

6 ученица: в растениях рычажные элементы встречаются реже, что объясняется малой подвижностью растительного организма. Типичный рычаг – ствол дерева и корни. Глубоко уходящий в землю корень сосны или дуба оказывают огромное сопротивление, поэтому сосны и дубы почти никогда не выворачиваются с корнем. Наоборот, ели, имеющие часто поверхностную корневую систему, опрокидываются очень легко. (используются таблицы)

7 ученица: в скелете животных и человека все кости, имеющие некоторую свободу движения, являются рычагами, например, у человека – кости конечностей, нижняя челюсть, череп, фаланги пальцев. (показывает на скелете)

- Заполните схему, изображенную на доске ( ответы пока закрыты. )

- Работа в группах:

Предлагается обсудить и ответить на вопросы к пословицам

  1. О каком простом механизме идет речь.
  2. Верна ли пословица с точки зрения физики.
  3. В чем вы видите её житейский смысл.

(Плуг от работы блестит, нашла коса на камень, клин клином вышибают)

- Работа в парах:

Сделать простой механизм из имеющегося на столе оборудования

- Посмотрите видеофильм-сказку о применении простых механизмов.

Вернемся к эпиграфу и сделаем вывод.

Домашнее задание: заполнить таблицу.

Применение простых механизмов в
В животном мире В растительном В быту В технике

Индивидуальные задания:

  1. Изготовить модель простого механизма.
  2. Найти пословицы о простых механизмах.
  3. Сообщение о применении рычагов в технике
  4. Рисунок.

Итог урока.

Загадка на последок: одной ручкой встречает, а другой провожает.

Используемая литература:

  1. Ц.Б. Кац “Биофизика на уроках физики” Москва “Просвещение” 1974 год,, стр 23 -25.
  2. Е.Ефимовский “Ракета и трваинка”, Ленинград “Детская литература” 1984 год, стр. 15 – 17.
  3. И.Л. Юфанова “Занимательные вечера по физике”, Москва “Просвещение” 1990 год, стр 69.
  4. С.А.Тихомирова “Физика в пословицах, загадках и сказках”, Москва “Школьная пресса” 2002 год, стр.15, 19.