Поэтапное построение урока литературы с учетом возможностей интерактивной доски (ИД) (на примере изучения главы из романа И.Гончарова "Обломов" – "Сон Обломова")

Разделы: Литература


В настоящее время все большую популярность в школьном преподавании завоёвывают интерактивные доски (ИД). Учащиеся по-разному понимают, что такое ИД. При ответе на вопрос: «Что вы понимаете под ИД?» - они отвечают, что это электронная доска, сенсорная доска, компьютерная доска, видеодоска, умная доска, помощник на уроке, а кое-кто даже говорит, что это стеклянная доска.

Если давать научное определение ИД, то можно сказать, что это экран, присоединенный к компьютеру, которым можно управлять, не отходя от экрана. Чтобы найти нужный файл, нужно только коснуться поверхности экрана.

Какие же возможности ИД могут быть на уроках и, в частности, на уроках литературы? Каким образом можно её использовать для развития логического, наглядно-действенного и образного мышлений? В чем может она помочь для активизации деятельности учащихся, укрепления их навыков, умений, знаний, а также для развития стремления к самовыражению и творчеству? Как она помогает реализовать субъект-субъектные отношения в образовательном процессе?

С ИД на уроках литературы я начала работать с 2007 года. Всего с её помощью мною было проведено 15 уроков и 7 внеклассных занятия по литературе. Мой опыт показал, что ИД вызывает у учащихся интерес к предмету, урок проходит более динамично, в работе принимает участие весь класс. Применяя ИД на уроках литературы, мы можем использовать цвета, передвигать объекты, писать маркером, вставлять иллюстрации, карточки, которые заранее подготовлены. Важно то, что все, что говорят учащиеся на уроках, можно записывать, анализировать, устанавливая логические цепочки между суждениями в режиме реального времени.

С помощью ИД можно осуществлять технологию сотрудничества, так как урок может выстраивать не только учитель, но и учащийся. Для этого избираем помощника- секретаря в начале урока, в обязанности которого входит следить за логикой рассуждений и фиксировать их ход на компьютере, проецируя затем на экране ИД. Такая организация индивидуальной работы с учащимися, которые от урока к уроку могут меняться (как правило, это те ребята, которые хорошо, грамотно и быстро печатают) развивает у них внимание, наглядно-действенное и образное мышления.

Рассмотрим применение ИД на примере урока литературы в 10-м классе по теме «Идейно-композиционная роль главы «Сон Обломова» по этапам.

С самого начала урока активизировать деятельность учащихся можно с помощью «мозгового штурма». Для этого размещаем в верхней части ИД иллюстрацию с портретом Обломова или просто набираем его имя печатными буквами и просим учащихся подобрать ассоциации к герою, дающие представление о его характере.

Звучат определения: «ленивый», «апатичный», «добрый», «философствующий», «бездеятельный», «скучающий», «неряшливый», которые помощником-секретарем переносятся на экран. Теперь можно расположить эти качества героя на две колонки. Эту работу может выполнить у ИД даже самый слабый ученик.

Распределение качеств на две колонки позволяет задействовать визуальный способ обработки информации. Весь класс, а не один учащийся получает возможность увидеть, насколько отрицательных черт в герое больше, чем положительных. Динамичность работе на уроке придает то, что написанное не надо стирать, или писать заново, достаточно прикоснуться к записи и передвинуть её в другую колонку. Такое структурирование по колонкам наработанного материала позволяет выстраивать логическую цепочку и понять, почему герой в конце 8-ой главы перед тем, как видеть сон, спрашивает себя: «Отчего я такой?» Этот вопрос выделяется на доске контрастным цветом, что привлекает внимание учащихся и демонстрирует следующий ход рассуждения.

Вновь применяем «мозговой штурм» уже для того, чтобы определить, что такое сон. Учащиеся дают свое толкование этого слова, и все высказывания записываются на экран, а затем на доске появляется заранее подготовленная запись формулировки сна (ИД позволяет до времени скрыть информацию, что тоже очень экономит время на уроке, так как не надо искать определение в словаре: достаточно скрытый текст сделать видимым). Контрастное выделение текста на доске привлекает внимание учащихся, а точная формулировка понятия дает им возможность оттачивать свое речевое мастерство.

Дальнейшая работа может быть посвящена выявлению тех произведений, где мотив сна уже встречался. Вновь «мозговой штурм». На экране появляются названия произведений: «Евгений Онегин» А.Пушкина, «Горе от ума» А. Грибоедова, «Портрет» Н. Гоголя. Цветовое решение помогает выявить идею произведения, так как учащиеся не просто называют, с чем ассоциируется сон в этих произведения, но и подбирают цвет. Получается, что в романе Пушкина сон - «чудный», и его выделяют голубым цветом, в комедии Грибоедова «сон в руку», но он сыграл роковую роль, и его выделяем красным. А вот в повести Гоголя - «страшный», поэтому выделим черным. Несмотря на разницу снов в этих произведениях, обнаруживаем, что сны в них фрагментарны. Логично встает вопрос: «А в чем особенность сна в романе «Обломов»? И учащиеся понимают, что для этого необходимо обратиться к композиции сна.

Всегда важно на уроке распределить деятельность учащихся, чтобы нагрузить каждого интеллектуальной работой. Осуществить дифференцированный подход может помочь экранная клавиатура, которая позволяет быстро проверить знание литературоведческих терминов. Одному из учеников даем индивидуальное задание - напечатать с помощью экранной клавиатуры все элементы композиции. Пока учащийся выполняет задание, остальные учащиеся выясняют, на какие части можно разделить сон Обломова. Все части заносятся после обсуждения на экран ИД. Их получилось четыре:

  1. Природа и деревня;
  2. День семилетнего Ильи;
  3. Сказки няни;
  4. Илья в 14 лет.

Теперь мы можем создать проблемную ситуацию, дав задание соотнести элементы композиции и части сна. Вновь преимущества ИД очевидны, так как мы можем бесконечно передвигать объекты, стирать ластиком, если в чем-то ошиблись вначале, а у учащихся, благодаря этому, пропадает страх во время ответа. В ходе обсуждения выясняется, что кульминация отсутствует. Маркером можно зачеркнуть это слово на экране ИД и написать крупно вопрос: «Почему?», приглашая к обсуждению.

В течение всего хода урока, таким образом, неоднократно появляются записи высказываний учащихся на экране. С помощью таких графических записей осуществляется индуктивный метод, когда учащиеся приходят к выводам, сортируя информацию. Важнее в таком случае становится сам поиск, а не результат.

Следующий этап урока - работа по группам. Её также можно организовать с помощью ИД. Анализируем природу в Обломовке. Экран делится на две колонки: « Что присутствует в пейзаже Обломовки» и «Что отсутствует в пейзаже Обломовки». Класс делится на две группы, каждая из которых должна заполнить свою колонку примерами, характеризующими пейзаж Обломовки. Для развития самоконтроля учащихся и их умения планировать свою деятельность включаем таймер, который есть у ИД. Когда на экране обе колонки заполнены, то у учащихся возникает визуальная возможность произвести сравнительный анализ, что не только экономит время на уроке, но и дает возможность закрепить важный композиционный приём- антитезу, так дети без труда определяют, что два пейзажа контрастны. Вновь появляется возможность поработать с цветом и выбрать в зависимости от содержания пейзажа цветовую гамму. В ходе анализа оказалось, что есть романтический пейзаж, и его мы изобразим голубым или розовым цветом, а вот тот пейзаж, показывающий, чего нет в Обломовке, каким-либо контрастным. В данном случае именно цвет помогает решить идейную роль сна Обломова. То место, где он воспитывался, скорее, напоминает рай, чем реальность. Вновь встает проблемный вопрос: «А каким мог вырасти Обломов в таком краю, где нет ни бурь, ни дремучих лесов, ни моря, а только одна тишина, всё тихо, сонно?» Теперь логично было бы узнать, каким же показан герой в этой среде.

Когда мы выслушиваем ответ учащегося (ему было дано опережающее задание) о качествах Илюши в 7-летнем возрасте, то приходим к выводу, что этот ребенок от природы был подвижен, активен, любопытен, самостоятелен, пытлив.

ИД позволяет структурировать материал по страницам, а это требует поэтапного логического подхода и облегчает планирование. Теперь мы можем вернуться на несколько страниц назад, к первой характеристике Обломова (на обычной доске эта запись бы уже не существовала) и вновь обратиться к вопросу, который мучил 33-летнего Обломова: «Отчего же я такой?» Более того, ИД позволяет расположить параллельно качества Обломова, заложенные природой, и качества 33-летнего Обломова. Опять возникает проблемная ситуация: мы должны подумать, почему же он стал таким апатичным, ленивым.

Размер экрана позволяет всем учащимся участвовать в обсуждении, а наглядность материала через цвет, структурирование помогает обобщать, осмысливать знания.

Для решения проблемного вопроса переходим к анализу 3 и 4 частям сна и делаем вывод, что причина трагедии Обломова кроется в его воспитании. Теперь учащиеся понимают, сон многое объясняет, как в герое, так и в произведении: он раскрывает социальные основы, порождающие таких людей, как Обломов. А главное обвинение автора направлено против крепостной системы в России.

Важное преимущество доски ещё и в том, что она позволяет сделать отметку наглядной и тем самым организовать самоконтроль учащихся за знаниями, выделять критерии отметок. В конце урока мы можем выставить отметки прямо на ИД.

Благодаря ИД, изменяется стиль преподавания и обучения, осуществляется дополнительная мотивация и вовлечения учащихся в работу. ИД – это большой визуальный ресурс, оживляющий урок и удерживающий внимание даже непосед.

Учащиеся оценили преимущество ИД перед традиционной очень высоко. Это видно из приведенной ниже таблицы.

Процент учащихся

Выделенные учащимися преимущества ИД

37%

Позволяет сохранить информацию

45%

С её помощью можно систематизировать, структурировать материал

50%

Цвет позволяет точнее выражать мысли.

57%

ИД дает возможность редактировать записи

Для повышения интенсивности образовательного процесса путем соединения различных блоков информации мы соединяем индивидуальные и коллективные виды деятельности. Активная форма получения изменения и формирования конечной информации приводит к развитию аналитического мышления.

Структурирование большого объёма информации развивает образное, логическое и наглядно-действенное мышление

Результаты анкетирования показали, что учащихся работа с ИД побудила к саморазвитию.

  • У 39% учащихся возникло желание красиво писать и рисовать.
  • У 34% - научиться структурировать материал
  • У 21% - стать аккуратнее

ИД позволяет вести по-новому и внеклассную работу по предмету

С помощью программы ЕХСЕЛ можно строить диаграммы прямо на доске, материал викторин соединять гиперссылками, автоматически выстраивать диаграммы. За счет этого возникает наглядность соревновательной борьбы в процессе участия в конкурсе, повышает активность в творческом подходе к отметке. Такая работа выполняет не столько контролирующую, сколько развивающую функцию.

Результаты мониторинга показали, что учащиеся, увидели эффективность ИД на уроке, так заметили в себе позитивные сдвиги. 67% учащихся стали лучше понимать тему, поэтому повысили отметку по предмету, а 33% - повысили интерес к уроку и стали лучше запоминать.

Таким образом, ИД использует физическую природу ребенка, так как происходит быстрая смена деятельности, что очень действенно для образовательного процесса.