Урок литературы в 10-м классе "Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…" (Обличение самодурства и произвола властей в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Медведь на воеводстве")

Разделы: Литература


Цели урока:

  • Формирование понятия комического в литературе как выявления и осмеяния жизненных несообразностей;
  • выявление идейно-тематического и художественного своеобразия сказки М.Е.Сатыкова-Щедрина “Медведь на воеводстве”;
  • воспитание критического отношения к окружающей действительности;
  • развитие чувства ответственности по отношению к окружающим людям.

Оформление урока:

Портрет писателя, словарь (сказка, сатира, гротеск, аллегория, эзопов язык), схема – “солнышко” (см. рисунок 1), иллюстрации к сказке “Медведь на воеводстве”, обложка первого издания сказок Салтыкова-Щедрина.

Основные вопросы (записываются заранее на доске):

  • Какими качествами должен обладать правитель, чтобы быть нужным народу?
  • Почему для размышления по первому вопросу Салтыков-Щедрин избирает жанр сказки?
  • Почему Салтыков-Щедрин адресует сказки детям “изрядного возраста”?

Подготовительная работа:

Чтение сказки “Медведь на воеводстве”, мини-сочинение “Каким должен быть руководитель государства”, иллюстрирование сказки “Медведь на воеводстве”.

План урока:

  • Жанр сказки в русской литературе, сатирические традиции русской сказки.
  • Основной вопрос, волнующий Салтыкова-Щедрина, - положение народа и отношение власти к народу.
  • Раскрытие вопроса о правителе в сказке “Медведь на воеводстве”.
  • Связь идеи сказки с жизнью современного нам общества.
  • Традиционность темы для русской литературы.
  • Подведение итогов, домашнее задание.

Ход урока.

1. Жанр сказки в русской литературе
(слово учителя с элементом беседы, актуализация знаний)

Мы продолжаем разговор о произведениях Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина и обращаемся к сказкам. Всем известны пушкинские слова “Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок…”

/записываем тему в тетради/

А что мы знаем о сказках?

/по происхождению – народные и авторские,
строятся на аллегории
русские сказочники – Ершов, Пушкин/

Как вы думаете, почему писатели обращались к жанру сказки?

/романтика сюжетов, образов; возможность в иносказательной
форме показать своё отношение к действительности, дать
критическую оценку, разбудить чувства читателей/

2. Жанр сказки в творчестве Салтыкова-Щедрина

Это, конечно же, относится к сказкам Пушкина и Ершова (начало 19 века), А в конце? Время расцвета критического реализма. Искусство должно показывать жизнь такою, какая она есть на самом деле, и ориентировать массы на борьбу с “мерзостями жизни”. Для решения этой задачи Салтыков – Щедрин обращается к жанру сказки. Почему? И почему адресует сказки детям “изрядного возраста”?

/смотрим обложку первого издания,
отвечаем на вопросы/

Опираясь на содержание уже известных нам сказок мы можем сформулировать задачу, которая стояла перед автором: обличение самодурства, произвола властей

/чтение и запись подтемы урока/

То есть основной вопрос, волнующий Салтыкова-Щедрина, - каким должен быть руководитель государства, чтобы быть нужным народу. И ведь сказку “Медведь на воеводстве” Салтыков-Щедрин начинает именно с рассуждения о…

/о злодействах блестящих и срамных/

то есть даёт понять, что речь – не о медведе.

3. Раскрытие вопроса о правителе в сказке “Медведь на воеводстве”
(работа с текстом)

При первом же прочтении сказки бросается в глаза особенность её композиции. Какая?

/трёхчастная форма, в каждой – история одного из правителей
Топтыгиных, которые “целью ставят производить как можно
больше кровопролитиев” и приходят в лес “внутренних
супостатов усмирять”/

Запись в тетрадь:

1. = тезис 1= злодейства срамные
2. = тезис 2= злодейства блестящие
3. =тезис 3= злодейства натуральные

Что старается донести до нас сатирик, рассказывая историю Топтыгина 1?

Как характеризует его автор?

/ответ ученика строится по плану:

1. авторская характеристика ( “служака-зверь”, не был зол, а “так – скотина”, “всему на свете предпочитал блеск кровопролитий”)
2. мечты и дела Топтыгина 1 ( прибежал ранним утром и сейчас же решил: быть назавтра кровопролитию, но прежде решил свои именины отпраздновать)
3. как реагирует народ (лесная челядь задумывалась, так как вольница между лесными мужиками шла, всякий по-своему норовил: звери – рыскали, птицы – летали, насекомые – ползали, а в ногу никто маршировать не хотел.

В ходе ответа в тетради записывается тезис1:

1. “Всему на свете предпочитал блеск кровопролитиев,…
но… что больше старается, то у него глупее выходит”

(злодейства срамные)

Почему задумывались лесные мужики?

/ученики высказывают своё мнение/

И, может быть, поэтому челядь лесная так необычно отреагировала на историю с Чижиком.

/пересказ эпизода/

Каким показал себя Топтыгин 1?

/он не способен управлять народом/

То есть трагедия – гибель “супостата” Чижика превращается в фарс. Как создаётся комичность ситуации?

/особенный, умный чижик медведя принял за гнилой чурбан,
удивился, когда чурбан заговорил ( нелепость, несоответствие )
Топтыгин, съев Чижика, растерялся и осмеян “добрыми людьми”
(гипербола)/

Медведь пытается переловить насмешников, но “что больше старается, то у него глупее выходит” . Чего так боится Топтыгин?

/общественного мнения/

Так ли смешна эта ситуация? Почему остаётся горечь на душе?

/см. авторскую оценку: “Ведь, чтобы этакую пакость загладить,
сколько потребуется генеральных кровопролитий учинить, сколько
народу угробить, разорить, загубить!”/

То есть когда правитель “цитадель общественного благоустройства сооружает” с помощью злодеяний срамных и малых, страдает народ. И страдает напрасно. Салтыков –Щедрин мастерски доказывает это.

Как Топтыгин 1 пытается исправить свою ошибку?

/эзопов язык: перерезал стадо баранов, отобрал у бабы лукошко с
малиной, “корни и нити разыскивал”, “целый лес основ выворотил” -
искал тайные революционные организации/

Помогают ли Топтыгину 1 “срамные злодейства”?

/Лев: “Не верю, чтоб сей офицер храбр был, ибо то самый Топтыгин,
который маво Любимова чижика съел” - и приказал отчислить в
пехоту. – Какая суровая аллегория! (ср: Александр II)/

Так бесславно закончилось правление Топтыгина I. Почему автор подробно рассказывает о правителе, который “имеет блестящие планы, но дела делает мизерные”. Как к нему относятся?

/неприязненно, неуважительно: зверь, скотина, сукин сын/

Возникает вопрос: почему же о “злодействах блестящих” и “натуральных” Салтыков-Щедрин рассказывает очень коротко?

Каким предстаёт перед нами Топтыгин II?

/Он преобразователь: мечтает о злодействах блестящих: разорить
типографию, спалить университет или академию, растерзать
Магницкого. Дела: во дворе соседнего мужика учинил погром:
загородки сломаны, двор раскрыт, в хлевах лужи крови стоят/

Каков итог его деятельности?

/“взорвало мужиков” - поставили рогатину и “уважили Топтыгина,
шкуру содрали, а стерво вывезли в болото” - аллегория: автор
допускает возможность расправы/

То есть оказывается, что и правитель, совершающий “злодейства блестящие” народу не нужен. Об этом размышляла в своём сочинении Зоя Мамулькина

/ученица цитирует свою работу: “Есть люди, которые ради
достижения славы готовы совершать самые низкие и ужасные
поступки. Они ни перед чем не останавливаются, они готовы
переступать через людей и порой проливать чужую кровь ради
достижения своей цели. Тогда они становятся опасными для
окружающих”/

Приговор истории: “Блестящие злодейства могут иметь последствия не менее плачевные, чем злодейства срамные”

записывается тезис 2:

“Блестящие злодейства могут иметь последствия не менее
плачевные, как и злодейства срамные”

То есть не нужен правитель, который всё меняет в корне. Он политически враждебен народу, он – хищник. И перед этим приговором пасует и верховный правитель, царь зверей, Лев.

Как ведёт себя Топтыгин III?.

/Он вынужден изворачиваться. Топтыгин III в страхе: “мало
напакостишь – поднимут на смех, много – на рогатину поднимут.
Ехать ли?” Решается, вспомнив об “уйме подъёмных и прогонных
денег”. Но, прибыв на место, он боится: “хохочет в берлоге, приговор
истории вспоминаючи, а на сердце у него жутко: везде права
завелись” (народ осознал свою силу). И Топтыгин III остаётся в
берлоге, определив для себя задачу воеводства “в том, чтобы исстари
заведённый порядок от повреждений оберегать и ограждать и
довольствоваться злодействами натуральными.”/

записывается тезис 3:

“Чтобы исстари заведённый порядок от повреждений оберегать
и ограждать”

Послушаем, к какому выводу пришла в своём сочинении Таня Власенко

/ученица цитирует свою работу: “Главное – не злоупотреблять своей
должностью, не делать того, что принесёт людям несчастье”/

Действительно, на первый взгляд, Топтыгин III поступает разумно, устранившись от вмешательства в дела лесные. Какой стала жизнь в лесу?

/ “Был в лесу порядок установившийся и прочный: и днём и ночью он
гремел миллионами голосов… И наружные формы, и звуки, и
светотени, и состав населения – всё представлялось неизменным”./

Но интересный вопрос задаёт нам Салтыков-Щедрин: почему “майор спал, а мужики приносили поросят, кур, мёду… складывали у входа в берлогу”?

/Ученики предлагают варианты ответа, в т.ч. цитируются сочинения,
делается общий вывод: людей устраивает правитель, который ничего
не делает, а “царствует, лёжа на боку”/

Но Галя Вознюк в своём сочинении написала, что “люди, стремящиеся на пост главы государства лишь для власти, наносят государству большой ущерб”

4. Связь идеи сказки с жизнью современного нам общества.

Так какой же правитель нужен мужику?

/открываем “солнышко” и комментируем его “лучи”, перенося
запись в тетрадь/

ср: тезис 1 и проекты: поворот северных рек, орошение пустынь;
ср: тезис 2 и 1985-1986 гг. Перестройка. Недодуманность привела к чему? ГКЧП (август 1992), расстрел в Вильнюсе, распад СССР, глубокий экономический кризис.
ср: тезис 3 и эпоха Брежнева.

Нужна ли такая власть русскому мужику, который “всяк по-своему норовил”, если даже сам Топтыгин III, наиболее “мудрый”, приходит к мысли: “Я даже не понимаю, зачем воевод посылают, ведь и без них…”

5. Традиционность темы для русской литературы

И, действительно, народ выбирает – “без них”.

/Ученик рассказывает о том, какая судьба постигает царей в
народных и литературных сказках начала 19 века (трансформация
отношения к царю): в народных сказках царь умный, справедливый,
добрый; в “Сказке о золотом петушке” Пушкина царь царствовал
“лёжа на боку” и – клюнут в темечко. В сказке Ершова “Конёк –
Горбунок” царь давал Ивану выспаться и – сварен в котле.
Щедринского Топтыгина III “постигла участь всех пушных зверей”/

записывается нижняя часть схемы-“солнышка”

И, может быть, лучший вариант тот, что предлагает в своём сочинении Максим Лихачёв

/ученик цитирует: “Я бы выходил на улицу и разговаривал с людьми,
интересовался бы народными нуждами и проблемами”/

То есть нужно спросить у народа, что ему нужно!

6. Поведение итогов.

Нам сейчас трудно ответить на вопрос, поднятый Салтыковым-Щедриным вслед за Пушкиным, вопрос остаётся “вечным” ( см. ключевой вопрос №1 ) какой государь – мэр, губернатор, президент – нужен народу. Мы продолжим этот разговор на уроках, посвящённых творчеству Л.Н.Толстого, М.А.Булгакова.

/далее ученики отвечают на второй и третий вопросы:

1)
а) правитель, устраивающий всех – мечта, сказка
б) из цензурных соображений

Таким образом, формируется особый жанр – политическая (сатирическая) сказка (фантастика + злободневность)

2) сказка – жанр, наиболее близкий и понятный представителям народных масс/

Нам осталось выяснить, какие художественные средства использует Салтыков-Щедрин для создания сатирической сказки, т.к. упомянули только некоторые

/прочитываем “словарь”/

Домашнее задание:

1) повторить по словарю значение терминов: сатира, гротеск, эзопов язык, аллегория
2) прочитать сказки “Коняга”, “Дикий помещик”, “Карась – идеалист”.

26.02.2008