Патриотическое воспитание учащихся на уроках ОБЖ и при проведении внеклассных мероприятий с целью формирования у учащихся качеств личности безопасного типа

Разделы: ОБЖ


I. Введение.

Программа Нижнеиртышской СОШ “Патриотическое воспитание учащихся на 2001-2005 годы” (далее именуемая Программа) разработана в соответствии с государственной программой “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”.

Программа, ориентированная на все возрастные группы учащихся школы, определяет основные пути развития системы патриотического воспитания учащихся, ее основные компоненты, позволяющие формировать готовность учащихся школы к служению Отечеству. При этом учитываются опыт и достижения прошлого, современные реалии и проблемы, тенденции развития общества.

II. Содержание проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости ее решения программными методами.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность коллектива школы по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.

Патриотическое воспитание учащихся направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Система патриотического воспитания учащихся предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в школе; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую совместно с государственными структурами, общественными движениями и организациями.

III. Цель и задачи программы.

Целью Программы является развитие системы патриотического воспитания учащихся, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение следующих задач:

  1. воспитание у учащихся преданности Родине;
  2. формирование у учащихся уважения к труду, людям труда, трудовым традициям;
  3. формирование уважения к боевому прошлому Родины;
  4. воспитание гуманного отношения к окружающим людям;
  5. воспитание основы гражданского сознания;
  6. воспитание мужества, стойкости, смелости;
  7. формирование стремления к здоровому образу жизни.

Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач. Реализация Программы будет осуществляться в течение 2001-2005 годов поэтапно.

IV. Система программных мероприятий.

1. Создание нормативной правовой базы патриотического воспитания учащихся.

В программных мероприятиях предусматриваются:

  • подготовка проектов школьных мероприятий, включающих вопросы патриотического воспитания учащихся;
  • разработка положения о школьном Музее боевой и трудовой славы;
  • разработка положения о Центре эстетического воспитания;
  • разработка положения о проведении военно-спортивных игр;
  • разработка положения о детской организации патриотической направленности.

Предполагается разработка нормативного механизма взаимосвязи и взаимодействия коллектива школы с государственными и общественными структурами с целью организации единой системы патриотического воспитания.

2. Совершенствование деятельности коллектива школы в области патриотического воспитания учащихся.

В числе первоочередных мер предусматривается формирование у учащихся духовно-патриотических ценностей, чувства верности конституционному и гражданскому долгу, а также готовности к их проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и государственной службы. Для этого планируется проведение комплекса внеурочных мероприятий патриотической направленности, широкое проведение дней и месячников защитника Отечества, военно-патриотической работы и подготовки к военной службе, “Вахт памяти” и поисковых мероприятий, военно-спортивных игр и походов.

Реализация указанных мероприятий осуществляется в рамках настоящей Программы, федеральных и региональных программ.

3. Консолидация и координация деятельности коллектива школы и общественных объединений и организаций в интересах патриотического воспитания учащихся.

Это направление предусматривает активное сотрудничество с ветеранскими и творческими организациями, более полное использование их опыта и духовного потенциала в целях сохранения и преемственности славных боевых и трудовых традиций.

Совместно с ветеранскими и творческими организациями необходимо определить меры по консолидации и координации деятельности при подготовке и проведении мероприятий, связанных с памятными событиями воинской славы России, а также новые активные формы коллективного воспитательного воздействия, адресного влияния на формирование патриотического сознания учащихся.

4. Формирование научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания учащихся.

Одним из важнейших направлений Программы является формирование научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания.

Это направление предполагает мобилизацию творческого потенциала коллектива школы на всестороннее научно-теоретическое обоснование и решение проблем патриотического воспитания, разработку учебно-методических рекомендаций в области патриотического воспитания с научным обоснованием путей приобщения подрастающего поколения к патриотическим ценностям.

V. Механизм реализации программы и ее ресурсное обеспечение.

Механизм реализации программы определяется с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма, переносом основных усилий в деле патриотического воспитания на образовательные учреждения.

Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет Совет школы совместно с администрацией школы.

Главными исполнителями мероприятий Программы являются преподаватели школы, классные руководители, детская общественная организация школы.

Главные исполнители:

  • разрабатывают мероприятия патриотической тематики;
  • организуют их проведение в соответствии с Программой;
  • обеспечивают реализацию положений Программы.

Органы самоуправления и администрация школы обеспечивают финансирование мероприятий Программы за счет бюджетных и иных средств.

Конкретные объемы финансирования определяются при разработке мероприятий, предусмотренных программой.

VI. Оценка эффективности реализации программы.

В результате осуществления Программы ожидается:

  • формирование духовно-нравственной личности учащихся через возрождение истинных духовных ценностей российского народа;
  • сохранение и развитие славных боевых и трудовых традиций российского народа.

Перечень мероприятий, проведённых в музее Нижнеиртышской школы, в ходе реализации программы
“Патриотическое воспитание учащихся на 2001 – 2005 годы”.

п/п

Проведённые мероприятия Дата проведения
 

2001 год

 
1 “Город-герой Ленинград”. Встреча с ветеранами войны – участниками прорыва блокады Ленинграда. 27 января
2 Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками локальных войн, посвящённая Дню защитников Отечества. 22 февраля
3 Экскурсия учеников школы, активистов работы школьного музея в в/ч 7484 “Белые медведи”, в Музей воинской славы омичей, в Омский областной краеведческий музей. Февраль
4 Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны – женщинами, посвящённая Международному женскому дню. Март
5 Встреча с ветеранами войны, тружениками тыла, посвящённая Дню Победы. 8 мая
6 Организация и проведение выставки экспонатов музея, посвящённой 60-й годовщине начала Великой Отечественной войны. Май – июнь
7 Встреча с ветераном войны, уроженцем с. Нижнеиртышского, а ныне жителем г. Киева Полубесовым В.М. Видеозапись встречи. Август
8 Организация и проведение экскурсий учащихся в школьный музей. В течение года
9 Встреча с ветеранами войны, посвящённая 60-й годовщине битвы под Москвой. “Подвиг Подольских курсантов”. 5 декабря
10 Мероприятие, посвящённое памяти мичмана Безуленко Г.Н., выпускника школы, погибшего при выполнении воинского долга в Грузии. Открытие памятного стенда. Декабрь
 

11

Участие руководителя музея в работе районной отчётной конференции “Развитие детских общественных организаций”, выступление с докладом на тему: “Формирование познавательного интереса учащихся, влияние краеведения на развитие личности учащихся, воспитании гражданственности и патриотизма”.  

25 апреля

12 Участие руководителя музея в работе областной научно-практической конференции “Страницы истории Омской школы”, выступление с докладом “Музей Нижнеиртышской школы: история создания и развития”. 26-27 октября
 

2002 год

 
1 Встреча с ветеранами войны, жителями блокадного Ленинграда. 27 января
2 Восстановление переписки с Советом ветеранов 256-й Нарвской Краснознамённой стрелковой дивизии. Январь – февраль
3 Встреча с ветеранами войны и труда, посвящённая Дню защитников Отечества. 21 февраля
4 Организация выставки отдельных экспонатов школьного музея в Саргатском районном музее. Март – май
5 Организация и проведение исследовательской работы среди учеников школы “История боевой награды”. Пополнение фондов музея. Апрель – май
6 Организация и проведение фотовыставки “Люди, победившие войну”, посвящённой жителям с. Нижнеиртышского – участникам Великой Отечественной войны. Апрель – май
7 Встреча с ветераном войны Полубесовым В.М., жителем

г. Киева, лекция “Украина сегодня”. Обмен материалами, пополнение фондов музея.

Июль
8 Открытое мероприятие, посвящённое году Украины в России. Октябрь
9 Экскурсии учащихся в школьный музей В течение года
10 Районный семинар “Организация работы школы по патриотическому воспитанию”. Обмен опытом работы. (Проводился на базе Нижнеиртышской школы). 5 ноября
11 Участие во Всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ старшеклассников “Человек в истории. Россия – XX век”. Работа выполнена по материалам школьного музея. Январь – май
 

2003 год

 
1 Встреча с ветеранами войны, посвящённая 60-й годовщине прорыва блокады Ленинграда. Оформление тематической выставки. Январь
2 Оформление тематической выставки, посвящённой 80-летию Нижнеиртышской школы. Помощь в подготовке и проведении юбилейного мероприятия. Февраль
 

3

Участие в районной и областной научно-практических конференциях с работами на тему: “История Нижнеиртышской школы периода Великой Отечественной войны” и “Развитие предпринимательства в Саргатском районе в конце XIX – начале XX века”. Работы, написаны по материалам школьного музея.  

Март – апрель

4 Организация и размещение в зале школьного музея передвижной выставки областного Музея воинской славы омичей. Экскурсии учеников школы и жителей села в школьный музей. Апрель
5 Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, посвящённая Дню Победы. Май
6 Организация и проведение экскурсий в школьный музей. В течение года
7 Районное мероприятие, посвящённое презентации Книги памяти “Реквием”. (Проводилось в музее Нижнеиртышской школы). Декабрь
8 Встреча с ветеранами войны, посвящённая 60-летию Курской битвы. Организация фотовыставки. Сентябрь - октябрь
9 Встреча с воспитанником Нижнеиртышского детского дома периода Великой Отечественной войны Мухатазовым Г.Я., жителем г. Шахты Ростовской области. Октябрь
10 Переписка с Советом ветеранов 256-й Нарвской Краснознамённой стрелковой дивизии (г. Люберцы Московской области). Обмен материалами по истории дивизии. В течение года
 

2004 год

 
1 Районное мероприятие, посвящённое 60-летию снятия блокады Ленинграда. Проведено совместно с районным Советом ветеранов. 27 января
2 Встреча с ветеранами войны и труда, посвящённая Дню защитников Отечества. Февраль
3 Участие в районной и областной научно-практических конференциях. Работа на тему: “256-я Нарвская Краснознамённая стрелковая дивизия. 1941 – 1945 гг.”, написана по материалам школьного музея. Март – апрель
4 Презентация Книги памяти односельчан – участников Великой Отечественной войны. Книга создана Советом ветеранов села Нижнеиртышского и передана школьному музею. Май
5 Переписка с автором книги “Нарвская Краснознамённая” Н.П.Клявиным, живущим в г. Ульяновске. Обмен материалами по истории дивизии. В течение года
6 Встреча с ветеранами войны и труда. Сентябрь
7 Сбор и обработка материалов по истории села Нижнеиртышского. Подготовка к открытию зала музея, посвящённого истории и культуре села. Сентябрь – октябрь
8 Организация и проведение экскурсий в школьный музей учеников школы и жителей села. В течение года
9 Экскурсионная поездка учеников школы в Омский кадетский корпус, в Музей воинской славы омичей. Май
10 Экскурсия учеников школы в Омский областной краеведческий музей. Май
 

2005 год.

 
1 Районное мероприятие, посвященное 61-й годовщине снятия блокады Ленинграда, проведенное совместно с районным Советом ветеранов, с учителями и учениками Увало-Битиинской школы Саргатского района, обмен опытом работы. Январь
2 Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, посвященные 60-летию Великой Победы. В течение года
3 Встреча с ветеранами войны, военнослужащими, офицерами запаса, посвященная Дню защитников Отечества. Февраль
4 Комплекс мероприятий, подготовленных к участию в смотре-конкурсе школьных музеев (Музей Нижнеиртышской школы занял первое место во всех трех номинациях районного этапа конкурса и стал лауреатом областного этапа). Май
5 Подготовка материалов для районной газеты “К новым рубежам” и телевидения (12 канал). В течение года
6 Открытие зала музея, посвященного истории и культуры села. Октябрь
7 Переписка с Советом ветеранов 256-й дивизии, с Советом ветеранов г.Киева. В течение года
8 Организация и проведение экскурсий в школьный музей учеников школы и жителей села. В течение года
9 Создание книги “Память”, посвященной участникам Великой Отечественной войны, жителям села Нижнеиртышского. Автор-составитель книги Веденин В.П. Май

В ходе выполнения программы достигнута основная цель, которая может быть сформулирована следующим образом. Возрождение системы патриотического воспитания учащихся в школе как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности; формирование и развитие подрастающего поколения, обладающего важнейшими социально значимыми качествами и способного проявить их в интересах общества, в том числе и в тех видах деятельности, которые связаны с обеспечением защиты и безопасности личности, общества, государства.

Продолжением вышеназванной программы стала составленная мною Комплексно-целевая программа Нижнеиртышской СОШ “Школа патриотизма”, в которой определены задачи патриотического воспитания учащихся на период 2006-2010 годов.