Экспериментальный проект "Применение технологии развивающего метода адаптивной школы на уроках русского языка в 7-м классе"

Разделы: Общепедагогические технологии


Актуальность исследования.

Основная цель школы – научить ребенка мыслить. Развитие мыследеятельности - основа интеллекта человека. Т.И. Шамова и Ю.А. Конаржевский пишут: “Системообразующим фактором любого урока является организация познавательной деятельности учащихся, которая возможна только на основе сформированных мотивов, она включает в себя такие процессы, как работа мышления.и воображения, ведущие к пониманию новых фактов и связей, к нахождению новых приемов и способов действий. Именно развитием мышления и воображения определяется интеллектуальный уровень учеников, их переход от одной ступени умственного развития к другой”.

Поскольку развитие интеллекта ребенка связано с развитием мыследеятельности, то применяемая мной технология обучения должна обеспечить мотивацию и постоянное движение мысли к внешней знаковой речи и наоборот. Известно, что значительная часть ученых-педагогов отрицательно относится к термину “универсальный метод”, считая, что такого в педагогике не может быть. Нужен метод, который бы гармонизировал процессы обучения, воспитания и развития. Развивающие технологии как раз и являются основным средством адаптации к требованиям программ обучения, т.е. полного освоения знаний и умений. Структура технологии развивающего метода состоит из следующих компонентов:

  1. Налаживание социального взаимодействия, т.е. установление коммуникативных связей между участниками процесса с помощью различных знаковых систем. Социальное взаимодействие - это всегда диалоговая форма отношений. Оно становится внешним побудителем к изменениям в умственной деятельности. Для этого необходим катализатор развития, в качестве которого выступает конфликт.
  2. Введение конфликта в социальное взаимодействие – столкновения разных точек зрения на предмет познания или поведения. Конфликт вызывает переживания, а потому и внутренний непроизвольный мыслительный процесс у ученика. Как показывает практика, около 30% учащихся на уроке не включаются в мыслительную деятельность. Поэтому необходимо побуждать ученика к этому посредством мотивации.
  3. Мотивация деятельности ученика в процессе взаимодействия. Главным мотиватором деятельности человека является его персонализация, т.е. признание другими людьми как личности, значимой для них. Персонолизация человека порождает стремление к достижению успеха.
  4. Размещение участников взаимодействия. Если в группу социального взаимодействия входят учащиеся с разным уровнем развития, но так, чтобы эти уровни не отличались друг от друга более чем на один уровень, то это способствует развитию учеников с более низким уровнем. При этом учащиеся с более высоким уровнем мотивируются за счет персонализации, а с более низким уровнем – за счет достижения успеха через самореализацию.
  5. Рефлексия на каждом этапе урока. Это самооценка на основе самоанализа учащимися собственной мыслительной деятельности и ее результатов. Для этого используются рабочие карты урока.

Технология развивающего метода выстраивается на основе известных технологий развивающего обучения Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, технологии поэтапного усвоения умственных действий П.Я. Гальперина, технологии модульного обучения, уровневой дифференциации, полного усвоения знаний и других, но отбирает из них то, что способствует развитию мыслительной деятельности учащихся через включение их в процесс социального взаимодействия. Ориентиром учителю служат критерии эффективности урока и критерии оценки его собственной творческой, инновационной деятельности. Критерии оценки эффективности урока позволяют оценивать процесс от ученика к учителю.

Объект эксперимента:

Образовательный процесс по русскому языку в 7А классе.

Предмет эксперимента: технология развивающего метода адаптивной школы, направленная на развитие мыслитительной деятельности учащихся в процессе их социального взаимодействия на уроке.

Цель: Апробировать технологию развивающего метода адаптивной школы на уроках русского языка, направленную на развитие мыслительной деятельности учащихся в процессе их социального взаимодействия на уроке.

Задачи эксперимента:

  • создание мотивации ученического коллектива 7А класса на вхождение в эксперимент;
  • создать условия для успешного осуществления экспериментальной деятельности (психологическое сопровождение учебного процесса школьным психологом, материально-техническое оснащение классной комнаты);
  • разработать дидактические материалы (стенограммы уроков, раздаточный материал, тесты, контрольные и самостоятельные работы, рабочие карты участников группы);
  • развивать у учащихся вербально-лингвистический интеллект через многообразие устной и письменной речи;
  • развивать межличностный интеллект через развитие коммуникативных способностей, взаимообучение, умение работать в команде, в малых группах;
  • развивать внутриличностный интеллект через развитие саморегуляции, самоконтроля, самооценки;
  • формировать способности к рефлексивному мышлению;
  • научить учащихся самостоятельно объективно оценивать свою работу на уроке, т.к. рефлексия приучает человека к ответственности, самостоятельности, принятию решений и анализу их качества;
  • повысить качество образования по русскому языку до 50%

Гипотеза:

Если организовать образовательный процесс по русскому языку на основе применения технологии развивающего метода адаптивной школы, то это позволит повысить качество образования по предмету, развить интеллектуальные способности учащихся в процессе их социального взаимодействия.

Критерии оценки эффективности экспериментального урока:

1. Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока (планирование деятельности каждого ученика на всех этапах урока).

2. Обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других.

(Переживания стимулируют изменения и последующее развитие интеллекта). Если на уроке ученик переживает свои успехи или неудачи, то это способствует включению мотивационных центров (Л.С. Выготский) и центров саморегуляции поведения.

3. Мотивация познавательной деятельности ученика на уроке.

Основными факторами, побуждающими ученика у мыслительной деятельности, является его самореализация и персонализация. Организация социального взаимодействия помогает ученику быть постоянно включенным в процесс мыслительной деятельности на уровне либо внутренней, либо внешней речи. Простейшими формами включения ученика во взаимодействие с другими является парная и групповая работа на уроке, сложными – лекция, рассказ учителя. Речь учителя, объясняющего новый материал, требует сосредоточенности, внимательности для того, чтобы активные мыслительные процессы протекали на уровне внутренней речи. Для ученика это трудная задача. Поэтому на уроке необходимо сочетание различных форм взаимодействия учителя с учащимися или учащихся друг с другом.

4. Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока.

Учащийся сам отслеживает свои результаты и оценивает их. Например, во время проверки домашнего задания используются самопроверка, взаимопроверка по критериям, данным учителем. При изучении нового материала каждый ученик оценивает свое внимание, запоминание, полноту воспроизведения материала, понимание; во время закрепления и самостоятельной работы учащиеся также оценивают себя сами по тем критериям, которыми пользуется учитель. С введением рефлексии повышается ответственность учащихся за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой, т.к. отметка “2” не ставится, ученику дается шанс ее исправить в течение урока, используя помощь других учеников или работая самостоятельно. Процессы рефлексии и самооценивания включаются с помощью рабочих карт урока и точных критериев оценки и самооценки выполненной работы. В конце урока проводится итоговая рефлексия.

5. Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке.

На каждом уроке самопроверка и взаимопроверка сразу после выполнения работы обязательна. Отсроченные результаты (например, на следующий день при традиционных условиях) снижают уровень восприимчивости результатов, т.е. их воздействия на эмоциональную сферу (переживания) в такой степени, как хотелось бы учителю.

6. Оценка полного усвоения знаний.

Все учащиеся получают на уроке отметки. Они получают отметки за каждый этап урока и за весь урок в целом. “Два” на уроках не ставится, может не выставляться в журнал и любая другая отметка, если учащийся считает, что она случайна и не удовлетворяет его.

7. Достижение целей урока.

Дидактическая цель – это усвоение знаний, формирование умений и способов действий на уроке по изучаемой теме. Технология обеспечивает реализацию восприятия, осмысления, запоминания, обобщения, систематизацию (познавательных процессов) на уроках, т.к. конечный результат – полное усвоение знаний и способов деятельности всеми учащимися на каждом уроке.

Выставление отметок по критериям оценки

  1. Если работа выполнена самостоятельно и без ошибок – 5
  2. Если работа выполнена правильно, но с помощью – 4 и т.п.

При любой форме проверки должна звучать внешняя речь ученика, т.к. внешняя речевая деятельность активно влияет на развитие сознания.

При изучении нового материала

  1. если вы были внимательны, уверены, что поняли материал и можете его воспроизвести так же, как это сделала я, оценка – 5.
  2. если вы были не всегда внимательны, но в целом поняли материал и можете ответить на вопросы, оценка – 4;
  3. если вы были рассеянны, поняли лишь часть материала, оценка – 3
  4. если вы были невнимательны и не поняли совсем то, о чем мы говорили, то в рабочей карте поставьте себе “минус”

Итоговая отметка за урок выставляется самим учащимся в рабочей карте (5 -11 кл.), в тетради (1-4 класс). Критерием итоговой отметки выступает не средняя арифметическая отметка, а та, которая характеризует уровень усвоения знаний и приобретения умений применять знания в практической работе.

Ф.И. ученика Проверка домашнего задания (с/о или в/о Изучение нового материала (с/о) Закрепление

(с/о или о/г)

Самостоятельная работа (с/о или в/о) Итоговая отметка (с/о)
1          
2          

Примечание: с/о – самооценка, в/о – взаимооценка, о/г – оценка группы

Ожидаемые результаты:

  1. повысится уровень общей, качественной успеваемости, уровень обученности каждого ученика.
  2. произойдет развитие мыследеятельности школьника, его интеллекта;
  3. изменится характер межличностных отношений на основе взаимопонимания, взаимообучения, социального взаимодействия.

Диагностический инструментарий и методы ведения эксперимента:

  1. “Г-И-Т” - групповой интеллектуальный тест Дж. Ванна;
  2. наблюдение за влиянием образовательного процесса на развитие интеллекта учащихся;
  3. проведение контрольных срезов;
  4. анализ полученных данных с целью коррекции и дальнейшей разработки экспериментального проекта;

Сроки эксперимента:

2007-2008 учебный год

Этапы эксперимента:

1. Подготовительный (сентябрь-декабрь 2007 года)

- Анализ общей и качественной успеваемости учащихся по русскому языку за 3 года.

- Постановка и осмысление проблем образовательного процесса;

- Поиск путей их решения;

- Разработка экспериментального проекта. Работа с научным руководителем.

2. Практический (январь-март 2008 года)

Организация образовательного процесса по русскому языку:

- Апробация технологии развивающего метода адаптивной школы на уроках русского языка в течение 3 четверти.

- Организация психологического сопровождения учебного процесса в экспериментальном режиме.

3. Аналитический (апрель-май)

- Анализ полученных результатов (уровень обученности и развития учащихся по русскому языку).

- Соотнесение их с целями эксперимента.

- Обобщение хода и результатов эксперимента.

Состав участников эксперимента:

Основными участниками эксперимента являются учащиеся 7А класса, учитель русского языка и литературы, психолог школы, родители учеников.

План зкспериментальной работы учителя русского языка на 2007-2008 учебный год

Содержание работы Сроки Исполнитель Формы представления результата
1. Анализ общей, качественной успеваемости, уровня обученности по русскому языку учащихся экспериментального 7А и контрольного 7Б класса за последние 3 года, 1 и 2 четверти сентябрь, 1, 2 четверть Ананьева Н.С. Аналитическая справка
2. Погружение в проблемное поле, принятие целей и задач экспериментальной работы сентябрь Ананьева Н.С. Материалы расширенного научно-методического совета школы
3. Вхождение в эксперимент в творческой группе “Применение технологии развивающего метода адаптивной школы на уроках русского языка” октябрь Научный руководитель,

Руководитель кафедры, члены творческой группы

Материалы совместного заседания МО учителей русского языка и литературы,

Научно-методического совета школы

4. Изучение научно-теоретических материалов по теме эксперимента октябрь Ананьева Н.С. конспекты
5. Освоение технологии развивающего метода адаптивной школы октябрь Ананьева Н.С. Рабочие материалы
6. Консультации научного руководителя В течение года Ананьева Н.С. консультации
7. Планирование экспериментальной работы на каждый период эксперимента Октябрь – ноябрь Ананьева Н.С.,научный руководитель План эксперимента
8. Разработка экспериментального проекта Октябрь-ноябрь Ананьева Н.С., Экспериментальный проект
9. Проведение группового интеллектуального теста Дж. Ванна в экспериментальном классе декабрь Психолог Петренко Е.А. Диагностические материалы
10. Разработка анкет, контрольно-измерительных материалов по русскому языку декабрь Ананьева Н.С. Диагностический инструментарий
11. Организация и осуществление экспериментального проекта. Ведение дневника учителя-экспериментатора Январь-март Ананьева Н.С. Стенограммы экспериментальных уроков.

Дневник

12. Взаимное посещение и проведение открытых уроков экспериментального преподавания Январь-март Творческая группа Анализ посещенных уроков
13. Участие в работе творческой группы. Январь-март Ананьева Н.С. Материалы заседаний творческой группы
14. Промежуточный самоанализ экспериментальной работы февраль Ананьева Н.С. Аналитическая справка
15. Наблюдение за экспериментальным воздействием на учащихся Январь-март Ананьева Н.С., психолог Рабочие материалы
16. Методический анализ результатов и хода осуществления экспериментального проекта Апрель-май Ананьева Н.С., научный руководитель, творческая группа Рабочие материалы
17. Участие в работе научно-методической конференции “Экспериментальная деятельность педагогических работников в учебно-воспитательной системе школы-интерната” май Научный руководитель, кафедра, творческая группа Материалы конференции
18. Подготовка отчетных материалов май Ананьева Н.С. Отчет о проведении эксперимента в 7А классе
19. Выпуск брошюры “Первый опыт экспериментирования” сентябрь Ананьева Н.С. брошюра
20. Участие в районном конкурсе “Учитель-мастер” Октябрь 2008 Ананьева Н.С. Конкурсные материалы

Список используемой литературы:

  1. Евстифеева О.В., Живолун О.Ю., Кучменко Н.Г., Сиденко А.С., Слепцова В.Г. Индивидуализированный образовательный процесс в малокомплектной школе: эксперимент и реальность. Практическое руководство. – М.: “Фолиум”, 2001. – с.52.
  2. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 1999. - 216 с.
  3. Пахомова Н.Ю. Рекомендации по составлению плана экспериментальной работы образовательного учреждения.//Справочник заместителя директора школы, №0, 2007, С.55-66
  4. Сиденко А.С. Как разработать программу эксперимента? / Под ред. Целищевой Н.И. – М., 1999. – 16с.
  5. Сиденко А.С Педагогический эксперимент: от идеи до разработки. Пособие для директоров инновационных учебных заведений, заместителей директоров по научной и экспериментальной работе, учителей-экспериментаторов. – М., 2001.