Поэтическая встреча "Она ни в чем не виновата…" (Н.Н. Гончарова в творчестве Николая Доризо)

Разделы: Литература


Оборудование:

  • портреты Н.К. Доризо, А.С. Пушкина, Н.Н. Гончаровой;
  • мультимедиапрезентация: слайды с изображением обложки книги Н.К. Доризо «России первая любовь» (Доризо Н.К. России первая любовь: Стихотворения, поэмы, проза. /худож. Б. Лавров. – М.:Современник, 1986); первых страниц входящих в книгу произведений.

Школьный актовый зал, расставленные полукругом столы, на столах – фрагменты произведений Н.К. Доризо.

Присутствуют учащиеся 9 – 11 классов, учителя разных предметных областей, родители учащихся.

Слово учителя (в руках - книга «России первая любовь») Я держу в руках удивительную книгу. Открываю эту книгу часто, на любой странице, и начинаю читать. А еще я люблю рассматривать в ней очень красивые репродукции. Возвращаться к этой книге придется наверняка еще много раз. Я советую это и вам. Книга называется «России первая любовь», ее автор - мастер поэтической мысли Николай Константинович Доризо, лауреат Государственной премии России. Кто не знает его стихов и песен: «Огней так много золотых...», «Давно не бывал я в Донбассе...», «На тот большак, на перекресток», «Почему ты мне не встретилась?..» и многих других?! Но не всем известно, что путь поэта был трудным и сложным – это тема другой нашей встречи. Сегодня же мы поговорим о главном и современниками не оцененном труде поэта. Книга «России первая любовь» вышла в разгар перестройки, в 1986 году. В нее вошли трагическая поэма «Третья дуэль», полемические раздумья под названием «Жена поэта», сборник посвященных пушкинской теме стихов – давший название всей книге, героическая поэма «Берестяное слово» и драматическая «Место действия - Россия». Потом – снова мысли о Пушкине, Лермонтове, Маяковском, Есенине…Любой поэтически мыслящий россиянин не может не испытать потрясения, читая «Третью дуэль» - драму в стихах о жизни Александра Сергеевича Пушкина и его жены, Натальи Николаевны Гончаровой. В пушкиноведении появилось много новых документов, которые помогли автору по-новому взглянуть на образ жены поэта, а, следовательно, и на трагические обстоятельства гибели гения русской литературы – А.С. Пушкина. Эта женщина, по свидетельству всех современников, была одарена божественной красотой, как Прекрасная Елена, из-за которой началась Троянская война. Молоденькая провинциальная барышня вышла замуж за бессмертие, на которое с минуты венчания была обречена сама. Разобраться во всем поможет нам поэт Николай Константинович Доризо (его роль сегодня будет играть ваш одноклассник) и его творчество.

Ученица. Стихотворение «Наталья Пушкина» (стр. 236)

Как девочка,
тонка,
бледна,
Едва достигнув совершеннолетья,
В день свадьбы
знала ли она,
Что вышла замуж за бессмертье?
…………………………………
Одно мерило всех мерил,
Что он ей верил,
Верил свято
И перед смертью говорил, -
Она ни в чем не виновата.

Ученик. Автор, Николай Константинович Доризо, говорит в «Полемических раздумьях»: «Трудно найти не только в русской, но и во всей мировой истории женщину, которая оставила бы такой неизгладимый след в людской памяти, которая вызывала бы столь противоречивые толки, яростные споры, длящиеся вот уже полтора столетия. Слишком много у нее было обвинителей и почти не было адвокатов…» Подобно Леониду Леонову, называвшему себя «следователем по особо важным делам человечества», Николай Доризо в литературе, по собственному его определению, адвокат по особо важным делам. Вот и взялся он за дело, которое не так-то просто решить адвокатской конторе. Его произведения несут отблеск его судьбы и адвокатской наследственности, хотя, конечно, без обличительных нот в творчестве он не обходится. В последней поэтической и прозаической книге Николая Константиновича, вышедшей в сентябре 2004-го в издательстве «Русская книга», много чисто криминальных историй, переработанных из разговоров с друзьями – профессиональными защитниками.

Ученик. Было два побуждения. Первое: «С Пушкиным я словно родился на свет, прожил всю свою жизнь. Побудил сам факт моего рождения. Во главе всего был Пушкин с его сказками и стихами. И вся жизнь, все творчество связаны с Пушкиным. От него идет вся наша литература». И второе: «Когда порою в наши дни ревнители «чистого Пушкина», без его жены, пытаются как бы отодвинуть ее в сторону, они оказываются беспомощными по-настоящему понять жизнь поэта… А для того чтобы понять, надо любить. Любить большой человеческой любовью не только самого Пушкина, но и его многострадальную жену…» За спиной у России чуть не два века вымыслов и брани в адрес Натальи Николаевны. Но способны ли простые – порою хуже воровства – истолкования ее образа как пустой и недостойной гения не опорочить его самого? Это и тревожило Доризо как ничто иное, это и лежало раной на душе у всей России. Вот и решился некогда поэт уврачевать эту рану – развеять нелепые мифы и рассказать правду.

Н.К. Доризо. Обвинители Натальи Николаевны не считаются с очевидным. И до сих пор молва считает, что Пушкин в своей любви был наивен и легковерен, что ослеплен был «голой» красотой. Это принижает великий пушкинский ум. Многие ошибались, размышляя об отношениях Александра Сергеевича и Натальи Николаевны. Ошибался Шеголев, написавший обстоятельную монографию «Дуэль и смерть Пушкина». Ошибалась Цветаева: «Тяга Пушкина к Гончаровой… тяга гения – переполненности к пустому месту. Он хотел нуль, ибо сам был все». Анна Ахматова не менее Цветаевой боготворила Пушкина и не менее Цветаевой ненавидела его жену: «Мы имеем право смотреть на Наталью Николаевну как на сообщницу Геккеренов в преддуэльной истории. Без ее активной помощи Геккерены были бы бессильны». Ошибался М.Булгаков, написавший «Последние дни». Да что там – ошибались и современники Пушкина. Куда проще списать все на флирт, на любовную интригу, чем воссоздать истинное существо вещей. Она же была для него и верным другом, и матерью его детей, и женой-ребенком, ведь он был старше ее не только на тринадцать лет, но и на свою гениальность.

Ученик. Чтение стихотворения «Читая Пушкина» (стр. 259)

Ученик. «Третья дуэль» (1963 – 1982) покоряет прозрачностью стиха, динамикой рассказа, колоссальным владением историческим материалом, но главное – раскрытием образов. И в этом поэт приближается к самому Пушкину. Вот взволнованная беседа двух сестер: Натальи Николаевны и Александры Николаевны (инсценирование)

Александра Николаевна

Друзья
Все
Знают:
Этот пасквиль – ложь.
Зачем же придавать
Пустым наветам
Значенье роковое?

Наталья Николаевна

Это так.
И все ж
Не забывай,
Он Пушкин.
Дело в том.
Ведь имя Пушкин
Не кружку друзей
С их мненьем,
Как и жизнь их,
Быстротечным, -
Оно
Принадлежит России всей
И потому
Должно быть
Безупречным.
Дантесу
Мненье тех
Важней всего,
Кого
Сегодня
Он встречает в свете,
А Пушкин так тревожен оттого,
Что знает Пушкин –
Каждый шаг его
Судить потомки будут.
Он в ответе
Пред ними.
Потому он так раним.
Как страшно жить
С бессмертием своим...

Ученик. Усыновленный бароном Луи де Геккереном кавалергард Жорж Дантес был не единственным обожателем Натальи Пушкиной. Сам царь Николай I был ею очарован. Что еще обсуждать в свете как не влюбленности? Такова, увы, природа великосветского общества. Тем и тяготило Пушкина его камерпажество, его зависимость от сиятельных и влиятельных ничтожеств, от беспечных повес и сибаритов.

Ученик. …да он и сам был повесой… - всегда упрекала его молва, - вот и список его донжуанский… и поделом ему… В этом большая неправда: влюбленности Пушкина бывали безответны зачастую – и часто на уровне восторга, который испытываешь перед прекрасным вообще. А в Наталье Гончаровой он, видимо, разглядел одну из тех, в ком таилась готовность понять всю неохватность его личности – и вместе жизненную правду всех его побуждений.

 Ученик. Автор пишет: «Он увидел в ней не только красавицу, достойную поклонения, но и верного друга, способного разделить его нелегкую судьбу, судьбу поэта… Представьте себе робкую, застенчивую девушку, с детства привыкшую во всем подчиняться властному характеру матери. И вдруг эта девушка решительно встает на сторону жениха, идет против воли матери с непримиримой смелостью (мать сопротивлялась браку дочери с Пушкиным)…Такие решительные поступки людям, подобным Наталье Николаевне, людям мягкого характера, даются нелегко. Их вызывает к жизни большое, благородное, самоотверженное чувство. И поэтому у таких людей подобные поступки особенно ценны. Со стороны Пушкина это не была тяга гения «к пустому месту», это была великая пушкинская тяга к гармонии, гением которой он был… Вот как описывает знакомая Натальи Николаевны Н.Еропкина ее портрет: «Глаза добрые, веселые, с подзадоривающими огоньками из-под длинных бархатных ресниц. Но покров стыдливой скромности всегда останавливал вовремя слишком резкие порывы».

Н. Доризо. Наталья Гончарова затмила всех великосветских красавиц своей красотой. И дело не только в правильности черт или тонкости стана. Пресыщенное светское общество увидело в ней неподдельную молодость со здоровым провинциальным румянцем на щеках, застенчивость, скромность. То, что в этом обществе редко встречается…

  Ученик. В вашей «пушкиниане» дана и новая версия Дантеса. Это не охамевший ловелас, а запутавшийся в своих чувствах юноша – любимая игрушка Геккерена. Да и тот у вас в поэме тоже не однозначен. Да, он интриган, но движимый не столько коварством, сколько сложным чувством к Дантесу. Интригу против Пушкина (нацеленную в сердце поэта) затевают иные люди – и они у вас тоже в числе персонажей… Вот ваш Дантес выговаривает приемному отцу, убеждающему его жениться на Екатерине, сестре Натальи Николаевны. Геккерен это делает, чтобы спасти лицо и избежать дуэли Дантеса и Пушкина. Задача – усмирить гнев Пушкина. Навязчивый интерес Дантеса к Наталье Николаевне теперь должен показаться поэту как естественное стремление к общению с будущей родственницей.

Инсценирование.

Геккерен

…Катрин согласна,
я с ней говорил.

Дантес (в бешенстве)

Катрин согласна.
Не согласен я.
Я не давал
Таких вам полномочий.
По-видимому, сударь,
Вы забыли,
Что вы не мой посланник,
А голландский.

Геккерен

Как раз об этом
Я не забывал,
Когда тебя
Почти что на коленях
Одуматься просил,
Унять любовный пыл.
Из-за тебя
Коварный этот пасквиль
Мне приписали,
Мне –
Посланнику голландского двора.
А в пасквиле,
Где Пушкин назван рогоносцем,
Намек
На связь его жены
С державным венценосцем.
Как отнесется царь
К подобному намеку?
В его глазах
Я гнусный лжец
И пасквилянт…

Но он же, Геккерен, и затеял когда-то эту интригу – предложив Дантесу поволочиться за Натальей Пушкиной и тем обратить на себя внимание света… Такова ваша версия.

Н. Доризо. Дантес нравился Наталье Гончаровой. Сначала она не могла разобраться в своих чувствах, не могла сразу осознать, что за тот срок, который она прожила с мужем, она приняла его нравственное вероисповедание, находясь под гипнотическим влиянием его гения. Для нее, едва достигшей совершеннолетия в пору замужества, Пушкин был и мужем, и любящим отцом, и мудрым наставником. Он понимал, что его юная, неопытная в светских кознях жена – первая красавица Петербурга, молва о которой прошла по всей России - беззащитна и нуждается в его мудрой опеке. Поэтому Пушкин и требовал от нее полной откровенности. Но откровенности не может быть без доверия. Пушкин нежно и мудро старался заслужить это доверие. Такая откровенность предполагает невозможность измены. А самое главное – окруженный врагами Пушкин не мог оставить в их руках по-юному доверчивую свою жену.

Ученик. Звучит стихотворение «Дантес» (Нет, жив Дантес, он жив опасно..) стр.238

Ученик Николай Константинович, в своих полемических раздумьях вы писали в этой связи, что это бережение и мудрая мужеская опека происходили оттого, что Пушкин обладал гениальным умом психолога и даже стратега. Но почему же он сам себя не смог защитить? 

Н. Доризо. Во многом поэт превзошел и опередил свой век – и об этом прекрасно сказано и Гоголем, и многими другими. Но жить ему приходилось в условиях общества, которые формально нельзя было не принимать. И во многом он должен был подчиняться тому кодексу чести, который был принят. Когда-то я получил письмо от женщины, доктора филологических наук. Она писала: «Если бы Наталья Николаевна действительно была заботливой, любящей женой, то не ходила бы по балам, а сама бы вместо нянек готовила семье обед и стирала пеленки, так как семья поэта пребывала в нужде…» Если бы жена потомственного аристократа, принадлежавшего к высшему обществу, не ходила бы на балы, а сама стирала пеленки, ее посадили бы в сумасшедший дом. Я об этом тоже писал.

 Ученик. С условиями общества нельзя было не считаться. Но представления о мужской чести слишком часто побуждали поэтов браться за дуэльные пистолеты. Я говорю о Лермонтове, который сам сказал, что значит гибель Пушкина для России.

Ученик. Звучит стихотворение «…А если б не было дуэли?» (стр. 242)

 Н. Доризо. Юный Лермонтов (так случилось, что в России почти одновременно родились два близнеца-гения), не признававший авторитетов, гордый и своенравный, однажды пришел к дому Пушкина. Но постоял и ушел. Он понимал подлинное величие Пушкина, и, видимо, то был единственный раз, когда он оробел. Пушкин был единственным поэтом, перед которым он мог преклоняться. Об этом можно прочитать в стихотворении «Погиб поэт, невольник чести». А он еще не написал «Демона», «Мцыри», не написал свои гениальные стихи, потому и не мог прийти к Пушкину. А вот если б он это написал уже, он мог бы с Пушкиным разговаривать… Уезжая на Кавказ, Лермонтов встретился у Карамзиных с Н.Н.Пушкиной. И весь вечер с ней проговорил. Это подтверждение того, что он преклонялся перед ней как перед женой Пушкина, недоброжелателей у которой после его гибели было много. О чем они могли говорить? Только о Пушкине. Он видел в ней часть самого Пушкина, а не женщину, которая (вспомним Щеголева) «была так красива, что могла позволить себе роскошь не иметь никаких других достоинств».

 Ученик. Расскажите, как работалось с архивами, с историческим материалом? Ведь столько поднято и понято… чувствуется, что автор знает о своих героях все до мелочей. 

Н. Доризо. Потребность восстановить справедливость в отношении чего-то оклеветанного, оболганного, непонятого чего-то в литературе – мой самый главный долг, который и заставляет меня браться за перо, работать в архивах. Кто говорит, что Наталья Николаевна была равнодушна к мужу, прежде всего умаляют не ее достоинство, а достоинство самого Пушкина. Ведь это был интереснейший, очень обаятельный человек, общению с которым радовались самым искренним образом. А вспомним, что о нем писал Гоголь: «В последнее время набрался он много русской жизни и говорил обо всем так метко и умно, что хоть записывай всякое слово: оно стоило его лучших стихов; но еще замечательнее было то, что строилось внутри самой души его и готовилось осветить перед ним еще больше жизнь».

 Ученик. Письма Натальи Николаевны, к сожалению, утеряны, но в письмах Пушкина по отдельным фразам, репликам можно воссоздать ее письма к нему. Наталья Николаевна пишет Пушкину: «…Теперь пойду отдохнуть, я очень устала сегодня – эти образчики большого света заставляют меня с ужасом думать о предстоящих выездах этой зимой…». «Если бы ты знал, как я была счастлива вернуться домой; я разделась и села писать тебе. Мои так называемые успехи нисколько мне не льстят. Я выслушала, как всегда, множество комплиментов…». Пушкин обладал очень покладистым, неприхотливым, нежным и веселым характером. Обожал своих детей, и заботы о них очень роднили его с Натальей Николаевной. Если Пушкин родился на свет прежде всего поэтом, она родилась на свет прежде всего матерью. Доктору Спасскому Пушкин сказал пророческие слова: «Она, бедная, безвинно терпит и может еще потерпеть во мнении людском». В последние минуты жизни Пушкина Наталья Николаевна лежала без памяти, потрясенная горем. «несчастную жену с большим трудом спасли от безумия, в которое ее, казалось, неудержимо влекло мрачное и глубокое отчаяние» (Д.Ф. Фикельмон).

Ученик. Дочь Дантеса Леони выучила русский и возненавидела своего отца, осознав содеянное им… Неужели так оно и было? Вот эти ваши строки:

И это так меня ошеломило –
Я не могла ни есть, ни спать.
Все время
Стоял передо мною
с укоризной
Печальный образ
гения-поэта,
……………..
Вот для чего
с таким упорством изучала
Я столько лет
его родной язык…

Н.Доризо. Действительно, дочь Дантеса сошла с ума и окончила жизнь в клинике, куда он ее и упрятал. Это не было в полном смысле больницей – просто он как мог изолировал ее жизнь и круг ее общения…

Ученик. Цитата:

Леони:

Пока живу, до смертного конца
В одном моей судьбы предназначенье -
Замаливать кровавый грех отца,
Так, видно, суждено мне от рожденья.
По силам ли нести мне эту ношу?...
Болит все тело. Голова в жару…

Учитель. Все, что имеет конец, так кратко… - сокрушался Августин Великий. Речь сегодня шла о вечном, о подлинном, о человеческом…Все узнается, всему свое время. Ученик. Звучит стихотворение «Он, страх внушавший знати и царю…», стр. 243-244