Метод проектов как педагогическая технология. Сюжетно-ролевая игра "Суд над хлором"

Разделы: Химия, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Проект означает самостоятельное доскональное изучение какой-либо проблемы и, как правило, является результатом коллективной работы, предусматривающей сотрудничество учащихся. Учащиеся получают задание, которые не являются обязательными для каждого, но заинтересованные ребята работают в паре, группе или индивидуально. Они качественно улучшают знания и повышают оценку за определенную тему.

Положительные стороны проектного образования:

  1. Углубление знаний учащихся по предмету;
  2. Помогает выявить способности ученика;
  3. Развивают интерес к науке, умение работать с литературой;
  4. Умение ставить эксперимент, проводить наблюдения, выступать с докладами.

Использование проектного образования позволяет:

  1. Индивидуализировать обучение;
  2. Актуализировать знания и умения, имеющиеся у школьников;
  3. Позволит каждому ученику участвовать в учебном процессе;
  4. Помогает выполнять работу в собственном ритме;
  5. Использовать полученные знания в практическом применении;
  6. Четко планировать свою деятельность и принимать во внимание время, ресурсы, методы и приемы деятельности;
  7. Видеть начальный, промежуточный и конечный результат совместной деятельности;
  8. Корректировать отдельные этапы, вносить изменения и поправки с целью достижения запланированных результатов.

В чем суть проектного обучения?

1. Создаются условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями при решении познавательных задач, приобретают коллективные умения работать в различных группах, развивая в себе системное мышление.

Основой метода проектов является его практическая направленность на результат, который обязательно должен быть таким, чтобы его можно было увидеть, осмыслить, реально применить в практической деятельности.

Для достижения такого результата учащиеся должны обладать способностью видеть проблемы:

  • самостоятельно разрабатывать варианты их решения, привлекая разносторонние знания;
  • прогнозировать результат;
  • корректировать план своих действий в зависимости от ситуации;
  • используются учебно-познавательные приемы с обязательной презентацией результатов;
  • метод проектов как педагогическая технология включает в себя:

Роле-игровые проекты намечают структуру, которая остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи (Шерлок Холмс) или же выдуманные герои имитирующие социальные или деловые отношения, осложненные ситуациями, придуманные участниками.

Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности является роле-игровая деятельность. Ставятся цели:

  • образовательная – формирование умений и навыков работы с различными источниками информации, расширение политехнического кругозора, ознакомление школьников с методами охраны окружающей среды, изучение химических реакций, лежащих в основе проекта;
  • воспитательная – воспитание у школьников бережного отношения к природе, чувства коллективизма;
  • развивающая – развитие творческого мышления, умений самостоятельного поиска нужной информации.

В своей работе применяю сюжетно-ролевые игры: “Суд над хлором”, “Суд над углекислым газом”, “Суд над кислородом”, “Суд над спиртом”, “Суд над табаком”, “Суд над человеком”, которые занимают определенное место среди интегрированных уроков при изучении химии и биологии. Они позволяют решить конкретные дидактические задачи. На таких уроках имею прекрасную возможность в нетрадиционной форме обобщить и расширить знания о веществах, действии их на организм, областях применения, помогают бороться за здоровый образ жизни.

Подготовка к уроку приобщает обучающихся к чтению научной и научно-популярной литературы, развивает их творческие способности. В данной ситуации применяются метод проектов. Участники проекта принимают на себя определенные роли, занимаются нахождением информации, ставят эксперименты для доказательства поставленной цели, которые стремится решить педагог.

Особое место среди активных форм обучения занимают сюжетно-ролевые игры, которые в учебном процессе позволяют моделировать различные жизненные ситуации и отношения.

Во-первых, они оригинальны по форме и тем самым включают один из основных внутренних мотивов учащихся к изучению предмета – интерес. А также они дают возможность рассматривать изучаемые вещества или явления с различных позиций, т.е показывают учащимся окружающий мир таким, каков он есть на самом деле, со всеми его противоречиями.

Для проведения сюжетно-ролевой игры применяется следующая схема:

  1. Сформировать задачу.
  2. Поставить цель пред собой, которая должна быть достигнута по завершению обсуждения игры.
  3. Выбрать благоприятный момент для использования игры и распределения ролей.
  4. Поставить цель перед классом и дать четкую инструкцию.
  5. Проверить правильность понимания цели.
  6. Распределить роли, приводя в случае необходимости примеры её исполнения.
  7. Установить регламент.
  8. Организовать место проведения игры.
  9. Не затягивать игру.

Для проведения урока “Суд над хлором” были созданы группы учащихся по направлениям: химики, биологи, экологи, литераторы, играющие определенную роль на уроке, которые занимались отбором материала для урока. Урок сопровождался применением компьютерных технологий (представитель химической лаборатории демонстрировал химические опыты, подтверждающие свойства соляной кислоты и свойства хлора).

Сюжетно-ролевая игра “Суд над хлором”

Цель. Дать представление о составе и строении хлора, его физических и химических свойствах, положительной и отрицательной роли этого газа, соединениях хлора, их значении.

Оборудование и реактивы. Zn, CuO, Cu(OH)2, AgNO3, HCl, яичная скорлупа, индикаторы.

Участники судебного заседания: секретарь суда, судья, прокурор, подсудимый хлор, адвокат, защитник, представитель химической лаборатории, эксперты – эколог, биолог, химик, химик-технолог, судмедэксперт, два свидетеля, два журналиста.

Ход урока

Секретарь суда. Встать! Суд идет! Прошу всех сесть. Прошу доложить явку ответчиков, истцов, пострадавших, свидетелей, экспертов.

Секретарь суда. Присутствуют все. Начинаем судебное заседание. Слово судье (называет настоящие фамилию, имя, отчество ученика, играющего роль судьи).

Судья. Сегодня в этом зале вершится суд над хлором – газом зеленовато-желтого цвета, с очень резким запахом. Вдыхание его даже в небольших количествах вызывает сильное раздражение дыхательных путей и воспаление слизистых оболочек. Более значительное количество хлора может вызвать тяжелое отравление и даже смерть. Хлор растворяется в воде, обладает следующими химическими свойствами:

взаимодействует

  • с металлами: 2Na + Cl2 =2NaCl
  • с водородом: H2 + Cl2 = 2HCl
  • с водой: H2O + Cl2 = HOCl + HCl
  • с щелочью: 2NaOH + Cl2 = NaCl + NaClO + H2O.

Хлор обвиняется в нанесении вреда всем живым существам – от едва различимых под микроскопом бактерий до крупных животных и человека. Вступая в реакции почти со всеми химическими элементами, в том числе со многими металлами, убивает их, не дает возможности существовать в свободном виде, наносит вред окружающей среде. Суду необходимо:

  • определить состав преступления, выслушав прокурора;
  • подтвердить преступную деятельность показаниями свидетелей;
  • выслушать показания обвиняемого – хлора;
  • познакомиться с показаниями защитников обвиняемого;
  • принять справедливое решение.

Слово по составу преступления предоставляется прокурору.

Прокурор. Гражданин хлор и его производные действительно загрязняют окружающую атмосферу и делают ее неблагоприятной для жизни человека и животных. Гражданин хлор виновен в массовом убийстве людей на войне и в мирное время. Хлор агрессивен, нападает на вещества, и они перестают существовать в свободном виде.Все это означает, что нужно судить гражданина хлора по всей строгости закона и изолировать его от общества.

Судья. Суд выслушал обвинение, выдвинутое в адрес гражданина хлора, и приступает к слушанию свидетельских показаний. Приглашается 1-й свидетель.

1-й свидетель. В первую мировую войну хлор нашел неожиданное применение как оружие массового уничтожения. Послушаем отрывок из романа М.Шолохова “Тихий Дон, где описывается зелено-желтый газ, который стал убийцей многих тысяч людей: “На рассвете 3 октября немцы, употребив удушливые газы, отравили три батальона 256-го полка и заняли первую линию… Валет, клацнув зубами, отпрыгнул, и на то место. Где секунду назад стояли его ноги, спиленным деревом упал стоявший под сосной человек. Они перевернули его лицом вверх и тут только догадались, что под сосной нашел себе последний приют этот отравленный газами, бежавший от смерти, которую нес в своих легких, солдат одного из трех батальонов 256-го пехотного полка. Рослый, широкоплечий парень, он лежал вольно откинув голову с лицом, измазанным при падении клейкой грязью, изъеденным газом, разжиженными глазами, из стиснутых зубов его черным глянцевидным бруском торчал пухлый мясистый язык.

- Пойдем. Пойдем ради бога! Пусть он себе лежит, - шепнул товарищ, дергая Валета за руку.

Они пошли и сейчас же наткнулись на второй труп. Мертвые стали попадаться чаще. В нескольких местах отравленные лежали копешками, иные застыли сидя на корточках, некоторые стояли на четвереньках – будто паслись, а один, у самого хода сообщения, ведущего во вторую линию окопов, лежал, скрючившись калачиком, засунув в рот искусанную от муки руку”.

Судья. Слово по этому факту предоставляется судмедэксперту.

Судмедэксперт. Действительно, хлор очень токсичен. Он раздражает слизистые оболочки глаз и дыхательных путей. Острое отравление развивается почти немедленно. При вдыхании хлора отмечаются стеснение и боль в груди, сухой кашель, учащенное сердцебиение, резь в глазах, слезотечение, повышение лейкоцитов в крови и температуры тела. Возможны бронхопневмония, токсический отек легких, депрессивное состояние, судороги. В легких случаях отравления выздоровление наступает через 3-7 суток.

Судья. Спасибо. Слово предоставляется следующему свидетелю.

2-й свидетель. Вскоре после хлора был применен другой удушающий газ – фосген. Это соединение хлора с оксидом углерода:

CO + Cl2 = COCl2

В 1917 г. массовое применение нашел иприт, который тоже содержал в себе хлор. К концу войны применялось более 50 различных боевых отравляющих веществ (ОВ), 95% которых – производные хлора. Чтобы судить об эффективности ОВ на полях войны, достаточно указать, что в одной только английской армии, занимавшей среди воюющих государств пятое место по своей численности, с июля 1917 г. по ноябрь 1918 г. ОВ вывели из строя более 160 тыс. человек.

Судья. Спасибо. Теперь все понятно. Но хлор имеет сообщников. Он нашел их в среде неметаллов. Например, водород на свету активно взаимодействует с хлором, да еще со взрывом.

2-й свидетель. Уважаемые судьи! Я и сам не понимаю, как у такого почтенного родителя, как водород, мог родиться этот бесцветный газ с резким запахом. При вдыхании раздражает дыхательные пути и вызывает удушье. Он в 1,3 раза тяжелее воздуха; очень быстро растворяется в воде, в одном объеме воды растворяется 500 объемов хлороводорода. Называется соляной, или хлороводородной кислотой.

Судья. Спасибо. Для дачи показаний приглашается представитель химической лаборатории.

Представитель химической лаборатории. Соляная кислота – бесцветная жидкость. Концентрированная кислота содержит до 37% хлороводорода и на воздухе “дымит”. Будучи сильной кислотой, она обладает всеми их свойствами. Многие металлы, основные оксиды, основания, некоторые соли и газы взаимодействуют с соляной кислотой:

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2,
CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O,
Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O,
AgNO3 + HCl = AgCl + HNO3,
NH3 + HCl = NH4Cl.

А нитрат серебра от соляной кислоты без ума; при появлении у него мутнеет рассудок.

Судья. Спасибо. Приглашается для дачи показаний эколог. Что вы можете сказать об участии хлороводорода и соляной кислоты в образовании кислотных дождей?

Эколог. Впервые кислотные дожди были отмечены в Скандинавии. Потом появились на северо-востоке США. Сейчас проблема, связанная с кислотными дождями существует во всем индустриальном мире. Рыба исчезла из многих озер. Поверхность каменных и бетонных домов, мраморных статуй разъедена. Сельскохозяйственные культуры замедлили темп роста, леса умирают. Новая Зеландия и Скандинавия – регионы, наиболее пострадавшие от кислотных дождей, но последние в настоящее время распространились по всему миру.

Судья. По вопросу кислотных дождей прошу пригласить эксперта-химика.

Химик. Я могу показать, как кислотные дожди влияют на скорлупу яиц.

(Демонстрация опыта:CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2 .)

Вы видите, что скорлупа растворяется. Аналогично кислотные дожди действуют на мраморные статуи.

Судья. Итак, суд заслушал показания свидетелей и экспертов. Переходим к судебным прениям. Слово предоставляется защите.

Адвокат. Уважаемый суд! Из показаний свидетелей и экспертов ясно, что у хлора наряду с недостатками существуют и достоинства.

Впервые хлор был использован в медицине. Раствор хлора в воде – хлорная известь – рекомендовался как дезинфицирующее средство врачам и студентам-медикам при работе в моргах.

С помощью соединений, содержащих хлор, отбеливают хлопчатобумажные, льняные ткани и целлюлозу соответственно в текстильной и бумажной отраслях промышленности. Ведь до появления этих соединений в некоторых европейских, особенно северных, странах весенней порой поля и луга устилали льняными тканями, которые под воздействием солнечных лучей и других природных факторов приобретали необходимую белизну. Для лугового отбеливания ткани из Англии отправляли даже в Голландию, а купцы из французского города Бордо вывозили на африканское побережье.

За последние десятилетия широкое распространение получило хлорирование воды – обеззараживание. Введение в водопроводную воду газообразного хлора в количествах, безопасных для человеческого организма, приводит к уничтожению в воде болезнетворных микробов, устранению неприятных привкусов и запахов.

В цветной металлургии хлорированием руд извлекают из них некоторые металлы (титан, ниобий, тантал). В химии высокомолекулярных соединений хлор используют для получения пластмасс, синтетических волокон, каучука, соляной кислоты и т.д.

Хлор действительно токсичен, за ним глаз да глаз нужен. Единственное, что он требует от всех, - это соблюдение правил техники безопасности.

Защита просит пригласить для дачи показаний биолога.

Судья. Слово биологу.

Биолог. Хлор – один из биогенных элементов, постоянный компонент тканей растений и животных. Суточная потребность взрослого человека в хлоре составляет 2-4 г. и покрывается за счет пищевых продуктов.

С пищей хлор поступает в организм в виде хлорида натрия и хлорида калия. Особенно богаты хлором хлеб, мясные и молочные продукты. В организме хлор играет большую роль в вводно-солевом обмене, способствуя удержанию тканями воды.

Судья. Спасибо. Слово предоставляется защите.

Защитник. Я хочу сказать, что активность хлора “убила” его самого. В природном состоянии он не встречается. Если в редких случаях и происходит его выделение (например, при извержениях подводных морских вулканов), то в очень небольших количествах, и хлор тотчас же исчезает, взаимодействуя с окружающими веществами.

Хлор входит в состав поваренной соли – вещества, необходимого для организмов животных и человека. В организме человека содержится около 200 г соли. Важное значение соли в организмах наземных животных и близкие значения соотношений между солью и другими соединениями хлора, находящимися в крови наземных животных и морской воде, дают повод ученым говорить о происхождении наземных животных из морских организмов.

Прошу дать слово эксперту-биологу.

Судья. Разрешаю.

Биолог. Соль участвует в важнейших физиологических процессах человека и животных. Она содержится в слюне, желудочном соке, желчи и лимфе. Наличие хлорида натрия в крови обеспечивает необходимое осмотическое давление, от которого зависит нормальная жизнедеятельность клеток.

Почти все нужные нашему организму минеральные соли содержатся в обычной пище. Только хлорида натрия в ней хватает. Для поддержания жизни человек должен получать 20-25 г соли ежедневно.

Каждый человек потребляет в год 6-8 кг соли.

Защитник. Для защиты прошу предоставить слово эксперту химику-технологу.

Судья. Разрешаю.

Химик-технолог. Ныне мировая добыча поваренной соли составляет 100 млн. т в год. На пищевые нужды расходятся лишь около четвёртой её части. Куда же идёт остальная часть? Поваренная соль необходима при производстве мясных и рыбных консервов, в металлургической отрасли промышленности, при обработке мехов, сыромятных кож, при варке мыла, в медицине. Но главный потребитель поваренной соли – химическая отрасль промышленности. И трудно сказать, каким новым отраслям народного хозяйства она еще понадобится. Но и сейчас в движении атомных подводных лодок, в полетах космических кораблей, в создании огромного количества окружающих нас материалов участвует хлорид натрия – “соль земли”.

Судья. А теперь последнее слово предоставляется подсудимому.

Подсудимый. Уважаемый суд! Я обращаюсь к вам со своим последним словом. Учтите, пожалуйста, что в свободном виде в природе я встречаюсь только в экспериментальных ситуациях. Человек сам получает хлор и по своему усмотрению им распоряжается, нарушая технологию и используя его против человечества. Я себя виноватым не считаю.

Судья. Итак, мы заслушали свидетелей, экспертов, защитников и подсудимого. Прокурор, предоставляю вам слово.

Прокурор. Учитывая в совокупности все показания свидетелей, экспертов и защитников, я отказываюсь от поддержания обвинения в суде.

Судья. Суд удаляется для выяснения приговора.

Секретарь суда. Внимание! В зале судебных заседаний работают журналисты радио и телевидения. Они хотят побеседовать с вами – участниками данного судебного заседания.

Журналисты начинают работу, направленную на закрепление сведений, полученных на уроке, задают вопросы и слушают ответы.

Журналисты.

  1. Какое впечатление произвел на вас подсудимый?
  2. Какие черты личности вам особенно запомнились?
  3. Кто за то, чтобы его осудили? Поднимите, пожалуйста, руки.
  4. Почему вы за осуждение хлора?
  5. Назовите, пожалуйста, факты, свидетельствующие в пользу освобождения хлора.
  6. Как вы в целом оцениваете все происходящее в этом зале? (Вопрос гостям, присутствующим на уроке.)
  7. У кого есть чувство жалости и сострадания к подсудимому? Почему вы ему сочувствуете?
  8. Как вы оцениваете участие других действующих лиц этого судебного процесса – судьи, прокурора, свидетелей, защитников? Как они справились со своими ролями?
  9. Хотите ли вы сами участвовать в подобном действии в дальнейшем?

Секретарь суда. Встать! Суд идет…

Судья. Прошу всех сесть. Заслушав и обсудив показания свидетелей, обвиняемого, экспертов, защитников, суд сделал следующие выводы.

  • Благодаря хлору существует огромное многообразие химических веществ, имеющих большое практическое значение.
  • Хлор, обеззараживая воду, спасает людей от инфекции и сохраняет им здоровье.
  • Суд считает необходимым оправдать хлор, т.к. в природе в свободном состоянии он не встречается.
  • Суд осуждает человека за то, что он производит вещества, убивающие людей, нарушает технологии, не заботится в полной мере об окружающей среде.

Секретарь суда. Внимание! Журналисты сообщили, что готов вариант радиопередачи, и предлагают ее прослушать.

Включают магнитофоны (звучат позывные какой-либо передачи).

“Внимание, в честь Дня химика в средней школе № 5 г. Моздока состоялось заседание суда. Прошел судебный процесс над гражданином хлором”.

Судья. Суд принял решение: даровать подсудимому свободу! Теперь слово предоставляется учителю для подведения результатов.

Урок завершается применением рефлексии по принципу незаконченного предложения:

  1. Сегодня я на уроке закрепил и углубил знания по …
  2. Сегодня я на уроке узнал …
  3. После сегодняшнего урока я буду относиться к окружающим …

В своей работе применяю краткосрочные исследовательские работы:

“Изучение состава и свойств пищевых продуктов, лекарств, средств бытовой химии”

  • химический анализ прохладительных напитков.
  • соединения азота в пище, воде, организме человека.
  • качественный элементарный анализ органических веществ (продуктов питания).
  • качественные реакции на катионы и анионы (компоненты биологических материалов).
  • лекарственные препараты.
  • экспериментальное определение содержания органических веществ в растениях (витамина С, каротина, дубильных веществ).
  • изучение индикаторных свойств растительных пигментов.
  • качественное определение глюкозы в мёде.
  • важнейшие составляющие пищи.
  • опыты с аспирином.
  • исследование СМС, использующихся в быту.
  • получение красителей из растений.

Таким образом, использование метода проектов способствует формированию новых знаний и умений с использованием разнообразных форм работы, которые направлены на развитие у учащихся умения сопоставлять, анализировать, выбирать нужную информацию. Умело организованная проектная деятельность приносит детям радость поиска и находок, чувство уверенности в своих силах.