Элективный курс по физической культуре "Патриот" для 9-х классов

Разделы: ОБЖ, Спорт в школе и здоровье детей


Предполагаемый образовательный курс в объёме 18 часов, который изучается в 9-ом классе в школах, предполагает организацию классов оборонно-спортивного профиля.

Значительное ухудшение здоровья населения, особенно подростков 14-17 лет, ни для кого не новость. Этому “помогают” социальная ситуация, сложная экологическая обстановка и особенно – прогрессирующее распространение курения, наркомании, употребление алкоголя под влиянием мощного потока рекламы и информации от печатной и прочей продукции средств массовой информации. И наша главная задача содействие укрепления и поддержания на оптимальном уровне самого необходимого и дорогого, чем одарила каждого человека природа – его здоровья. Именно здоровье является определяющим для нормальной жизнедеятельности и достижения успехов в любой сфере человеческой деятельности. Такая ответственная роль, несомненно, возводит специальные знания и умения, необходимые для грамотного использования человеком средств физической культуры с целью укрепления здоровья и оптимизации состояния организма. Значимость, роль и место данного курса определяется так же необходимостью подготовки старшеклассников к службе в рядах Вооружённых сил России и воспитанию у них патриотизма.

Учащимся с ослабленным здоровьем, с низким уровнем физического развития и двигательной подготовленности, то есть школьникам, которые наиболее нуждаются в использовании средств физической культуры дается возможность выбора соответствующего профиля с целью укрепления своего здоровья, личных физических данных.

Цель курса:

  • Формирование у школьников интересов к физической культуре и спорту;
  • Пропаганда и популяризация среди учащихся ЗОЖ;
  • Развитие патриотических, моральных и нравственных качеств;
  • Выявление способных и увлеченных учащихся для дальнейшего профильного обучения по спортивно-прикладному направлению;

Задачи курса:

  • Раскрыть значение, роль и место физической культуры и спорта в жизни общества;
  • Развитие физической инициативы и самостоятельности у учащихся на основе военно-прикладных видов спорта;
  • Диагностика уровня знаний и навыков по основам военной службы и прикладной физической подготовке;
  • Воспитание физически здорового и психологически зрелого поколения, подготовка их к государственной службе;
  • Пропаганда здорового образа жизни.

Содержание программы.

1-й раздел. Введение (2 часа)

Тема 1. Вводное занятие. Цели и задачи курса (1 час).

Задачи, поставленные при изучении курса. Цели курса. Пропаганда здорового образа жизни. Значение физической культуры и спорта в жизни подростка. Олимпийские чемпионы Краснодарского края.

Тема 2. Тестирование (1 часа).

Выявление уровня физического развития учащихся (низкий, средний, высокий). Тестирование: бег 30 м. (скоростные особенности), челночный бег 3х10м (координационные), прыжок в длину с места (скоростно-силовые), подтягивание, поднимание туловища (силовые), наклоны туловища вперед (гибкость), 2000м (выносливость)

Термины и понятия: физическая культура, здоровый образ жизни, чемпион, Олимпийский чемпион, уровень физического развития, скоростные физические особенности, координационные особенности, скоростно-силовые, сила, гибкость, выносливость.

2-й раздел. ОФП (4 часа).

Тема 1. Общая физическая подготовка.(4 часа)

Физическое развитие, размеры и форма тела, развитие мускулатуры. Влияние систематических занятий физической культурой на укрепление здоровья.

Выносливость, её виды и способы её развития. Режимы нагрузки.

Ловкость. Упражнения на развитие ловкость. Гимнастические и акробатические упражнения, различные единоборства (групповые или парные упражнения с сопротивлением партнера, подвижные игры с обводкой предметов и противников, перехватами мяча после отскока).

Скоростные-силовые качества и способы развития. Вводный комплекс атлетической гимнастики для подростков и юношей. Различные комплексы атлетической гимнастики. (с гантелями, штангой, перекладиной, брусьями, резиновым амортизатором). Силовые упражнения (с отягощениями).

Термины и понятия: физическое развитие, мускулатура, режимы нагрузок, ловкость, единоборства, упражнения с отягощениями.

3-й раздел. Кроссовая подготовка (2 часа).

Тема 1. Кроссовая подготовка.(2 часа)

Влияние кроссового бега на организм. Переменный бег.

Продолжительный бег умеренной интенсивности.

Термины и понятия: кроссовый бег, интенсивность бега, переменный бег, продолжительный бег.

4-й раздел. Военно-прикладные виды спорта (9 часов).

Тема 1. Единая полоса препятствий (2 часа).

Преодоление отдельных элементов единой полосы препятствий. Метание гранаты на точность из траншеи ЕПП.

Выполнение комплексного упражнения № 1 на единой полосе препятствий. Выполнение комплексного упражнения № 2 на единой полосе препятствий.

Тема 2. Устройство и предназначение ручных осколочных гранат. Метание гранат (2 часа).

Виды ручных осколочных гранат, их боевые свойства. Предназначение и применение ручных осколочных гранат.

Метание гранат Ф-1, РГ-5 из-за укрытия, из траншеи на точность, метание ручных осколочных гранат на дальность.

Тема 3. Стрельба из ПВ (1 час).

Правила техники безопасности при стрельбе из пневматической винтовки. Прицеливание и стрельба из пневматической винтовки из положения лежа с упора и без упора.

Тема 4. Устройство автомата Калашникова (3 часа).

Тактико-технические и боевые данные автомата Калашникова. Прицельная дальность стрельбы, скорострельность стрельбы. Вес автомата, емкость магазина. Особенности стрельбы из автомата Калашникова по воздушным целям и стрельба в горах.

Основные узлы и детали автомата Калашникова и их работа. Прицельное устройство. Назначение и работа возвратного механизма.

Неполная разборка и сборка автомата Калашникова. Порядок разборки и порядок сборки АК-74. Снаряжение магазина. Порядок разборки и сборки магазина.

Тема 5. Силовые упражнения, поднятие гири 16 кг (1 час)

Правила техники безопасности при поднятии гири. Техника выполнения упражнений. Рывок, толчок гири 16 кг.

Термины и понятия: единая полоса препятствий, ручные осколочные гранаты Ф-1, РГ-5, траншея, укрытие, прицеливание, прицельная дальность, воздушная цель, возвратный механизм, магазин, патронник, ствольная коробка, затворная рама, затвор, шомпол, прицельное устройство, стопорной планки, пружина и подаватель

5-й раздел. Сдача нормативов на спортивные разряды. (1час)

Тема 1. Сдача нормативов(1 час)

Сдача нормативов на спортивные разряды по гиревому спорту. Сдача нормативов по неполной разборке и сборке АК-74, по преодолению единой полосы препятствий. 

№ п/п Название тем Кол-во часов
теоретич. практич. всего
1. Раздел № 1 Введение.

Вводное занятие. Цели и задачи курса

1

1

1

 

2

1

Тестирование.   1 1
2. Раздел № 2 ОФП

Физическая форма и способы её поддержания.

1

1

3 4

1

Выносливость, её виды и способы её развития.   1 1
Ловкость. Развитие ловкости.   1 1
Скоростные-силовые качества и способы развития.   1 1
3. Раздел № 3 Кроссовая подготовка

Кроссовая подготовка

-- 2

2

2

2

4 Раздел № 4 Военно-прикладные виды спорта

Единая полоса препятствий.

2

 

7

2

9

2

Устройство и предназначение ручных осколочных гранат. Метание гранат Ф-1, РГ-5. 1 1 2
Стрельба из ПВ.   1 1
Устройство автомата Калашникова. 1 2 3
Силовые упражнения, поднятие гири 16 кг.   1 1
5. Раздел № 5 Сдача нормативов на спортивные разряды.

Сдача нормативов на спортивные разряды

  1

1

1

1

  Всего часов 4 14 18

Контроль качества образования.

Ученик получает зачет при условии:

  • Одно выступление на предложенную или выбранную самостоятельно тему.
  • Дополнительные работы (доклады, рефераты, исследовательская работа)
  • Выполнение тестов.
  • Сдача нормативов на спортивные разряды.

Методическое обеспечение программы.

Работа по данной программе строится на основе добровольности, занимательности, доступности, индивидуального подхода. По форме занятия – групповые и индивидуальные.

Оборудование и инвентарь:

  1. СD-диски по теме.
  2. Спортивный инвентарь.
  3. Автомат АК-74.
  4. Гранаты для метания, учебные осколочные гранаты Ф-1, РГ-5
  5. Гири 16 кг.
  6. Полоса препятствий.

Используемая литература:

  1. Подписка журнала “Физическая культура в школе”.
  2. Подписка журнала “ОБЖ.. Основы безопасности жизнедеятельности”
  3. Интернет.
  4. Физическая культура. 9-й класс. Подготовка к экзамену. Саратов: “Лицей”, 2001г.
  5. Ю.А.Янсон “Физическая культура в школе”.Ростов н/Д: “Феникс”, 2004г.
  6. Т.И.Магомедова, Л.Н.Канищева. “Формирование здорового образа жизни” 5-11кл. Волгоград: “Учитель”, 2007г.
  7. Ю.А.Орешкин “К здоровью через физкультуру” Москва, 1990г.
  8. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Ю.А.Янсон. Ростов-на-Дону “Феникс” 2004г.
  9. Настольная книга учителя физкультуры. Г.И.Погодаев. Москва “Физкультура и спорт” 2000г.
  10. Чудеса физкультуры. Е.Лагутина. Москва “Физкультура и спорт” 1968г

3.03.2008