"Дорожные цепочки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Общеизвестно, что дети лучше усваивают полезные знания в игровой форме. Особенно, если использовать на играх-занятиях «одушевленные» пособия, а также то, что сделано в присутствии детей и с их помощью из подручного материала. Наибольший эффект в закреплении знаний можно получить при использовании результатов творческих работ детей.

<Рисунок 1>

Для изготовления таких веселых знаков можно использовать любые коробки, например, из-под стирального порошка, молока, сока. Они обклеиваются яркой пленкой, так, чтобы знаки, относящиеся к определенным видам (приоритета, сервиса, предупреждающие, запрещающие, предписывающие) были одного цвета. Руки к знакам со сменяющимся набором геометрических фигур можно сделать из картона. Руки и фигуры крепятся с помощью липкой ленты или бельевых кнопок, что делает знак многофункциональным и мобильным.

К изготовлению пособия желательно привлечь детей, которые будут вырезать и наклеивать детали лица, фигуры, рисовать картинки, отображающие ситуацию на дорогах.

<Рисунок 2>

Правила игры.

Игра «Дорожные цепочки» предназначена для ознакомления детей от 3 до 7 лет с основными правилами дорожного движения. Эта игра применима даже в домашних условиях.

<Рисунок 3>

<Рисунок 4>

Данная игра имеет множество вариантов и может преследовать следующие цели:

  1. Закрепление названий дорожных знаков и умение их классифицировать (знаки приоритета, знаки сервиса, предупреждающие знаки, запрещающие знаки, предписывающие знаки).
  2. Развитие связной речи, упражнение детей в составлении небольших рассказов по рисунку.
  3. Развитие ориентировки в пространстве, закрепление предлогов на, под, в, перед, между, за, из-под, из-за, из и т.д..
  4. Развитие произвольного внимания.
  5. Развитие зрительной памяти, наблюдательности.
  6. Закрепление названия цветов спектра.
  7. Закрепление названий геометрических фигур.
  8. Развитие ловкости, меткости.
  9. Воспитание доброжелательности, справедливости, умение оказывать дружескую взаимопомощь.

Комплектность:

15 коробок – знаков по 3 знака на каждый вид дорожных знаков:

  • знаки приоритета;
  • знаки сервиса;
  • предупреждающие знаки;
  • запрещающие знаки;
  • предписывающие знаки.

Руки к знакам со сменяющимся набором геометрических фигур (круг, квадрат треугольник, прямоугольник, овал) по 6 штук каждого вида конверты с геометрическими фигурами (круг, квадрат треугольник, прямоугольник, овал); мяч, 5 обручей; набор детских рисунков с ситуациями применения дорожного знака; сигнальные карточки цветов спектра; карточки с загадками и стихами.

Вариант 1. «Озорной мячик»

Цель: закрепление названий дорожных знаков, цветов спектра развитие произвольного внимания, памяти, смекалки, ловкости, меткости.

Ход игры

Играют 5 человек.

Перед игрой воспитатель предлагает детям выбрать по одной сигнальной карточки и назвать цвет данной сигнальной карточки.

Перед детьми на расстоянии 2- 3 м выстраивается цепочка из дорожных знаков.

С помощью считалки дети определяют очередность и согласно очередности начинают сбивать знак, бросая мяч одной или двумя руками, предварительно договорившись о способе броска.

Ребенок может только тогда забрать знак:

  • средний возраст (5 лет) - когда цвет обратной стороны его будет соответствовать цвету сигнальной карточки ребенка. Воспитатель называет сам знак, а ребенок повторяет. Если цвет обратной стороны знака назван неправильно или цвет не соответствует цвету сигнальной карточки, то знак снова восстанавливают в цепочке.
  • старший дошкольный возраст (6-7 лет) когда цвет обратной стороны его будет соответствовать цвету сигнальной карточки ребенка и правильно будет назван сам дорожный знак. Если ответы даны неверно, и цвет не соответствует цвету сигнальной карточки, то знак снова восстанавливают в цепочке.

Побеждает тот, кто первый соберет все знаки. В данном случае у детей должно быть по 3 дорожных знака.

<Рисунок 5>

< Рисунок 6>

 <Рисунок 7>

Вариант 2. «Кто больше соберет цепочек?»

Цель: закрепление названий дорожных знаков, геометрических фигур, умения их классифицировать и называть обобщающие понятия (знаки приоритета, знаки сервиса, предупреждающие знаки, запрещающие знаки, предписывающие знаки), развитие произвольного внимания, памяти, смекалки, ловкости.

Ход игры

Играют 1-2-3 человека. При игре больше одного человека будет присутствовать соревновательный элемент.

Знаки, с прикрепленными к рукам геометрическими фигурами, расставлены по всей комнате. Дети стоят за чертой. В центре комнаты лежат 5 обручей в каждом обруче - конверт с определенной геометрической фигурой.

По сигналу «Раз, два, три, цепочку собери!» дети подбегают к одному из обручей, открывают конверт, называют геометрическую фигуру и после этого, начинают собирать знаки с данной геометрической фигурой, складывая их в соответствующий обруч.

  • средний возраст (5 лет) Побеждает тот, кто быстрее всех и больше собрал цепочек и правильно назвал дорожные знаки.
  • старший дошкольный возраст (6-7 лет) Побеждает тот, кто быстрее всех и больше собрал цепочек и правильно назвал обобщающее понятие (вид знаков собранной цепочки).

< Рисунок 8>

<Рисунок 9>

< Рисунок 10>

Вариант 3. «Собери знаки и объясни ситуацию»

Цель: закрепление названий дорожных знаков, развитие произвольного внимания, памяти, наблюдательности, ориентировки в пространстве, закрепление предлогов на, под, в, перед, между, за, из-под, из-за, из и т.д., упражнение детей в составлении небольших рассказов по рисунку.

Ход игры

Играют 1-5 человек. (дети старшего дошкольного возраста)

В разных местах комнаты разложены рисунки на тему «Дорога глазами детей и взрослых». В центре комнаты выложены цепочка дорожных знаков.

Педагог дает задание ребенку (или каждому ребенку свое задание):

  • найти рисунок, который лежит НА столе, В шкафу, ПОД альбомом, ЗА дверью, ИЗ коробки, ПЕРЕД регулировщиком, МЕЖДУ регулировщиком и светофором.
  • вытащить его ИЗ-ПОД книги, ИЗ-ЗА шкафа и т. д. Количество заданий зависит от количества рисунков.

Ребенок находит рисунок, рассматривает его, называет дорожный знак или знаки, которые там изображены, находит данный знак в цепочке знаков, но знак может взять после того, как отгадает загадку.

Затем ребенок объясняет ситуацию, где применен данный дорожный знак и составляет небольшой рассказ по своему рисунку.

Побеждает тот, кто больше соберет знаков и составит интересную историю.

Загадки и стихи можно использовать из запоминалок «Дорожный алфавит» автора Бабиной Р.Б.

Дорожный алфавит. Автор Бабина Р.Б.

Чтобы я тебя повез,
Не давай ты мне овес.
Напои меня бензином

И проверь мотор и шины.
Вот тогда, вздымая пыль,
Нас помчит...

АВТОМОБИЛЬ.

<Рисунок 11>

По наезженной дороге
Они бегут быстрей, чем ноги.

КОЛЕСА.

<Рисунок 12>

Освещают путь-дорогу
В сумерки и темной ночью.

ФАРЫ.

<Рисунок 13>

Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
Крутят ноги вдоль дороги
Два веселых колеса,
У загадки есть ответ:
Это мой …

ВЕЛОСИПЕД.

В этом месте, как ни странно,
Ждут чего-то постоянно.
Кто-то сидя,
Кто-то стоя...
Что за место здесь такое?

ОСТАНОВКА.

На четыре ноги надевают сапоги.
Перед тем как надевать - надо обувь надувать.

ШИНЫ.

Горючая жидкость для заправки машин называется.

БЕНЗИН.

<Рисунок 14>

Чтоб приучить пешехода к порядку,
Разлиновали асфальт, как тетрадку.
Через дорогу полоски идут
За собой пешехода ведут.

ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД.

<Рисунок 15>

Голубые поезда под землёю мчаться,
Помогают горожанам всюду добираться.

МЕТРО.

<Рисунок 16>

Кто стоит на переходе?
Почему он нужен тут?
Знаешь, как его зовут?

РЕГУЛИРОВЩИК.

<Рисунок 17>

Сами не видят, а другим указывают.

ЗНАКИ.

<Рисунок 18>

Мы три родные брата
И светим с давних пор
В дороге всем ребятам.
Наш домик —...

СВЕТОФОР.

<Рисунок 19>

Посреди дороги прямо
Разлеглась нахально...

ЯМА.

Сигнал светофора, который велит машинам стоять, а пешеходам подождать.

ЖЁЛТЫЙ.

Кто стоит на переходе?
Почему он нужен тут?
Знаешь, как его зовут?

ПЕШЕХОД.

<Рисунок 20>

Вариант 4. «Путешествие в страну дорожных знаков»

Цель. Закрепить знания детей о правилах поведения на улице, назначении дорожных знаков. Продолжать симулировать зрительно-двигательную координацию. Создать доброжелательную атмосферу, вызвать эмоционально-положительное настроение. Воспитывать справедливость, умение во время оказать дружескую взаимопомощь.

Ход игры

Играют 2 команды по 5 человек.

На полу стоят дорожные знаки, мягкие модули, строительный конструктор.

Воспитатель предлагает командам выбрать капитана.

Затем капитаны выбирают рисунок, согласно которому команды должны на полу смоделировать дорожную ситуацию и расставить соответствующую дорожную цепочку из дорожных знаков.

Побеждает та команда, которая правильно назвала все использованные дорожные знаки и их обобщающее понятие и достоверно составила модель в соответствии с рисунком.

Вариант 5. «Внимательный пешеход»

<Рисунок 21>

Цель. Закрепить знания о дорожных знаках. Воспитывать дисциплинированность, расширить кругозор детей. Стимулировать зрительно-двигательную мыслительную реакцию.

Ход игры

Играют 2 команды по 5 человек.

Воспитатель предлагает детям поиграть в пешеходов.

I-я часть.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки.

За правильно угаданную загадку, команда получает фишки.

Знак ребят предупреждает
От несчастья ограждает:
«Переезд! Во всю глядит!
За шлагбаумом следит»

(Железнодорожный переезд со шлагбаумом!)

<Рисунок 22>

Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Говорим и день и ночь,
Зеленый, желтый, красный
Затихают все моторы!

(Светофорное регулирование)

И внимательно шоферы,
если знаки говорят:
«Близко школа! Детский сад!»

(Дети)

<Рисунок 23>

Это знак такого рода:
Он на страже пешехода.
Переходим с куклой вместе
Мы дорогу в этом месте

(Пешеходный переход)

<Рисунок 24>

Если нужно вызвать маму,
Позвонить гиппопотаму,
По пути связаться с другом -
Этот знак к твоим услугам!

(Телефон)

<Рисунок 25>

Тут и вилка, тут и ложка
Подзаправились немножко.
Накормили и собаку…
Говорим «Спасибо» знаку»

(Пункт питания)

<Рисунок 26>

II-я часть.

Эстафета:

  1. Выбрать знак для пешеходов и объяснить его назначение.
  2. Сгруппировать знаки по обобщающим их видам: (одна команда собирает знаки сервиса, другая команда - запрещающие знаки)
  3. Кто быстрее соберет данные знаки, та команда побеждает.

Вариант 6. «Цветные паровозики» для 3 лет

Цель: закрепление названий цветов спектра развитие произвольного внимания, памяти, ориентировки в пространстве, знакомство с дорожными знаками их значениями.

Ход игры

Ребенку предлагается расставить знаки – вагончики по цвету.

<Рисунок 27>

<Рисунок 28>

Вариант 7. «Найди такую же фигурку» для 3 лет

Цель: закрепление названий цветов спектра, геометрических фигур, развитие произвольного внимания, памяти, ориентировки в пространстве, развитие моторики, знакомство с дорожными знаками их значениями.

Ход игры

Ребенку предлагается найти две одинаковые фигурки (квадраты и т.д.) и прикрепить их к знаку желтого цвета. По аналогии ребенок ищет все квадратики и прикрепляет их к знакам желтого цвета. Аналогичное задание выполняется с другими геометрическими фигурками.

<Рисунок 29>

<Рисунок 30>