Элективный курс "Здоровым быть здорово"

Разделы: Биология


 

Один восточный мудрец мечтал, чтобы в его школе преподавались четыре предмета:

урок здоровья, урок любви, урок мудрости и урок труда.

Здоровье – это работа

Пояснительная записка

Курс по выбору рассчитан на 16 часов, 1 час в неделю, 2 часа резервное время по теме «здоровым быть здорово!».
Курс рассчитан для предпрофильной подготовки уч-ся 8-9 класса. По данным медицинских осмотров в Республике Хакасия, а также в России резко ухудшилось здоровье детей. Ситуация усугубляется ростом болезней передаваемых половым путем. Растет число зарегистрированных ВИЧ-инфецированных в Республике. Беспокоит высокий уровень абортов среди подростков и молодежи. Трагизм демографической ситуации заключается в том, что на фоне крайне низкой рождаемости, возрастает социальное сиротство, детская беспризорность и детская подростковая преступность. Результатом и наградой будет сознание, что ты внес свой вклад в то, чтобы здоровые дети Хакасии ( России ) стало лучше, а жизнь нравственнее, чтобы сегодняшние подростки стали завтра духовно и физически здоровыми личностями.  

Цель:

Спецкурс направлен на формирование в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья. Помочь каждому ребёнку осознать здоровье, как самоценность привить умения основ гигиены и здорового образа жизни.

Школа – единственный институт, который охватывает всех без исключения граждан. В школу учащиеся приходят в восприимчивом к воспитанию возрасте, а длительность их пребывания в школе достаточна для формирования навыков здорового образа жизни.

Основные задачи курса:

1. Сформировалось ответственное отношение к своему здоровью.

2. Научиться использовать в проведении информацию, которая служит сохранению и укреплению здоровья.

3. Сформировать конкретные привычки здорового образа жизни.

4. Профилактика половой распущенности.

5. Расширить знание по санитарии, составляющие основу понимания необходимости ведения здорового образа жизни, борьбы с вредными привычками.

Содержание программы 9 класс ( 16 часов)

Вводная беседа ( 1 час )

Тема 1: Забота о здоровье в наше время. ( 1 час )

«Здоров будешь - все добудешь»
(русская пословица)

Что такое здоровье?
Главный фактор здоровья.
Резервы физического и психологического здоровья.
Условия предупреждающие болезни.
Возможности заложенные в человеке по утверждению академика Н.М.Амосова.

Тема 2:( 1 час ) Личная гигиена. Уход за телом. Гигиена одежды и обуви.

Что такое гигиена? Два направления медицины: клиническая медицина – лечебная. Профилактическая медицина. Задача гигиены. Гигиена и санитария. Методы гигиены. Отрасли гигиены. Гигиена кожи. Функции кожи. Кожные заболевания и их профилактика. Гигиена и мода. Гигиенические требования к одежде и обуви.

Тема 3: ( 1 час ) Режим дня. Питание. Подготовка уроков. Отдых и сон.

Значение режима дня для школьников, индивидуальный режим дня. Значение питания в жизни ребенка. Питание и здоровье. Рациональная подготовка уроков. Гигиеническое состояние комнаты (освещенность, стол, стул, их размеры и т.д. ). Сон, его значение, и сновидения. Гигиена сна.

Тема 4: ( 2 часа ) Как изменяешься ты и твое тело.

Морфофункциональные и психофизиологические особенности подросткового возраста. Нервная система. Половое созревание. Иммунная система. Сердечно-сосудистая система. Органы дыхания. Органы пищеварения. Костно-мышечная система. Нервно-психическое развитие. Физическое развитие. Состояние здоровья подростков в современных условиях.

Тема 5: ( 1 час ) Гигиена подростков.

Ежедневные, гигиенические процедуры юношей. Гигиенический режим при поллюциях. Ежедневные гигиенические процедуры девушек. Гигиенический режим во время менструации. Гигиена молочных желез.

Тема 6: ( 1 час ) Инфекции, передающиеся половым путем.

Понятия о венерических болезнях. Виды заболеваний. Профилактика венерических заболеваний. Факторы, затрудняющие профилактику венерических заболеваний.

Тема 7: ( 1 час )Подростковая беременность.

Проблемы подростковой беременности. Что такое аборт. Последствия аборта.

Тема 8: ( 1 час) Основы контрацепции.

Презерватив. Гормональные таблетки. ВМС. Стерилизация.

Тема 9: ( 2 часа) Вредные привычки и их влияние на организм.

Вред алкоголя. Развитие алкоголизма. Деградация личности алкоголика. Влияние алкоголя на потомство. Курение – вредная привычка. Вредные вещества табачного дыма, их влияние на работоспособность человека. Курение и спорт. Что такое гиподинамия. Вред гиподинамии на здоровье подростков.

Тема 10: ( 2 часа) Факторы укрепляющие здоровье.

Значение физкультуры и спорта на здоровье человека. Физкультурные минутки на уроках ( для глаз, туловища ). Закаливание организма. Солнечные процедуры, водные и воздушные. Последовательность и система закаливания. Моржевание. Естественная закалка организма по методу Порфирия Иванова ( 12 заповедей «Детка» ).

Учебно-тематический план:


п\п

Содержание

Кол-во
часов

Из них

Вид контроля

теории

практики

1.

Забота о здоровье в наше время

1

Беседа.

1

Собеседование.

2.

Личная гигиена. Уход за телом. Гигиена одежды и обуви.

1

Лекция.

 

Анкетирование.

3.

Режим дня. Питание. Подготовка уроков. Отдых (активный, пассивный). Сон.

1

Лекция.

 

Анкетирование.

4.

Как изменяется ты и твоё тело.

2

Видео фильм, беседа.

 

Собеседование.

5.

Гигиена мальчиков. Гигиена девочек.

1

Лекция.

 

 

6.

Инфекции передающиеся половым путём.

1

Лекция.

 

Анкетирование.

7.

Подростковая беременность.

1

 

1

Диспут- собеседование с врачом.

8.

Основы контрацепции.

1

Видео фильм.

1

Диспут - собеседование с врачом.

9.

Вредные привычки и их влияние на организм (курение, алкоголь, наркотики, гиподинамия).

2

Лекция. Видео фильм.

 

Рефераты.

10.

Факторы укрепляющие здоровье (физ-ра и спорт), рациональное питание, закаливание, чередование труда и отдыха.

2

 

 

Рефераты.

И 2 часа - резервное время.

Итого: 16 часов.

Литература:

  1. "Где искать здоровье?" Дмитрук М.А. Научно-популярная серия. Издательство «Знание», Москва № 4 – 1991 г.
  2. "Сохранить здоровье смолоду". А.В. Чаклин И.Л. Милевская, Москва «Педагогика» 1987 г.
  3. "Здоров ли Ваш ребёнок?" Е.А. Бабенкова, Москва Издательский центр, 2003 г.
  4. "Как правильно закаливать ребёнка?" В.Д. Санькин И.А. Антохина, Москва, Издательский центр «Вентана – граф», 2003 г.
  5. Формирование здорового образа жизни российских подростков. Л.В. Баль, С.В. Барканова. Москва, Издательство «Владос», 2003 г.