Особенности организации учебной деятельности на уроках алгебры в классах VII вида

Разделы: Математика


Введение

На сегодняшний день в области образования имеется ряд проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения и воспитания детей с проблемами в развитии.

В школе №10 г. Череповца, как и во многих других, наряду с обычными классами и классами с углубленным изучением предметов, существуют классы 7 вида.

Принципы, на которых строится обучение в коррекционных классах

  1. Принцип коррекционной направленности (используются приемы, направленные на развитие памяти, внимания, мышления).
  2. Принцип нарастающей сложности.
  3. Принцип усиленной мотивации.
  4. Принцип личностно-ориентированного подхода.
  5. Принцип дифференцированного и индивидуального обучения.

В 2002-2003 учебном году в обучении математике перешли на учебник “Алгебра” А.Г.Мордковича.

Основные принципы, заложенные в учебнике

  1. Проблемное изложение материала
  2. “Проблема – это то, что сегодня мы решить не можем и не решим завтра; это то, что мучает нас продолжительное время, наконец, то, что будучи решено, дает эмоциональный заряд, приносит радость”, – говорит А.Г Мордкович.

  3. Диалектический подход к введению математических понятий
  4. Простейшие понятия даются сразу в готовом виде, другие вводятся постепенно, с уточнениями и корректировкой, а некоторые вообще остаются на интуитивном уровне восприятия до тех пор, пока не наступит благоприятный момент для строгого определения.

  5. Развивающее обучение

В учебнике реализованы практически все дидактические принципы развивающего обучения, сформулированные Л. В. Занковым:

  • обучение на высоком уровне трудности;

Искусственно поднимать планку трудности нельзя, но и освобождать учащихся от всех трудностей тоже не следует. Не освобождать от трудностей, а помочь в их преодолении!

  • прохождение тем программы достаточно быстрым темпом;
  • ведущая роль теоретических знаний;
  • осознание процесса обучения (учащийся должен видеть, как он умнеет в процессе изучения материала). Прежде всего, это связано с проблемным обучением. Учащийся ощущает свое развитие, если видит, как проблема, возникшая перед ним некоторое время назад, поддается решению благодаря изученным новым математическим фактам;
  • развитие всех учащихся (учитывая, что у каждого учащегося свой потолок).

Из опыта работы

Особенности организации учебного процесса в классах коррекции

  1. В каждой теме выделять главное, знакомить с обязательными результатами обучения.
  2. Дать возможность учащимся поверить в свои силы, чтобы усилить желание учиться.
  3. Мотивацией учения должна быть не боязнь получить плохую оценку, а похвала за малейшее улучшение.
  4. Всё что можно нарисовать, сложить, отрезать, выполнить наглядно, чтобы в дальнейшем перейти к образному мышлению.
  5. Уделять постоянное внимание речевому развитию.

Для детей с ЗПР, как уже было сказано выше, характерна низкая осведомленность в учебном материале, отсутствие навыка преодоления трудностей, слабая мотивация познавательной деятельности, иногда полное равнодушие к результатам учебной деятельности.

В начале процесса обучения я столкнулась со слабым развитием вычислительных навыков, незнанием алгоритмов и правил выполнения основных математических действий, их неотработанностью, недостаточным развитием общеучебных умений и навыков и с нежеланием учиться. Все это выявляется при комплексной или частичной диагностике учащихся в начале учебного года или при поступлении для обучения. Результаты диагностики заносятся в карту учета индивидуального стиля учебной деятельности учащихся (приложение 7). Добиться положительной динамики, повышения уровня обученности, повышения мотивации в обучении невозможно без развития осознанного отношения к изучаемому процессу, без осознания личных возможностей. Работа по пробуждению сознательного отношения ученика к процессу обучения в нашей школе начинается с первого урока математики. Данные исследования актуального уровня знаний (АУ3), доминирующего типа восприятия, особенностей познавательной и эмоциональной сферы, уровня мотивации – базовые данные для ученика и учителя, на основании которых только и возможно их осознанное взаимодействие.

Полная комплексная диагностика учащихся проводится по следующим параметрам:

  • обученность (на первом этапе проверяется АУ3 (приложение 2), затем проводятся итоговые работы, наблюдается динамика (приложение 3));
  • обучаемость (определяется психологом);
  • доминирующее полушарие (определяется психологом);
  • модальность, внимание, память (определяются психологами);
  • общеучебные умения и навыки (ОУУН) (организационные, информационные, устная речь, работа в группе, смысловое чтение определяются учителем, наблюдается динамика);
  • уровень мотивации (анкетирование; приложение 1);
  • вектор мотивации (выявляется в беседе).

Результаты проведенного анкетирования (приложение l) учащихся 7-го класса (выявление мотивации на изучение математики), проведенного в начале этого учебного года показывают, что математика как предмет учащимся нравится, но объяснить почему, многие не могут. Объяснения, которые дают учащиеся, показывают, что они не информированы о специфике предмета, не знают и не задумывались о том, что даже сам процесс решения может доставить удовольствие.

После обсуждения результатов анкетирования учащимся дается объяснение и на практическом опыте они убеждаются, что, запоминая алгоритмы, правила решения, можно тренировать память. Обращается внимание и на то, что процесс решения уравнения позволяет проверить объем памяти ученика, установить, какое количество шагов, операций он может удержать в памяти одномоментно: раскрыть скобки; перенести слагаемые из одной части уравнения в другую, меняя знаки; найти неизвестный множитель. Указывается, что процесс решения простейшего уравнения или неравенства требует усиленной концентрации внимания, так как изменение всего лишь одного знака приводит к неверному ответу. В то же время, в поисках верного решения вырабатывается терпение, усидчивость, умение добиваться поставленной цели. Все это необходимо для того, чтобы быть успешным в жизни.

После такой беседы выполнение заданий начинает приобретать другую окраску. Учащиеся уже понимают необходимость изучения математики. Но мотивация на то, “чтобы не обсчитали в магазине” или “пригодится”, не может поддерживать интерес к предмету.

Самое радостное, что все учащихся хотят улучшить свои результаты, и в этом им должен оказать поддержку учитель.

Следующий этап: проверка актуального уровня знаний (приложение 2). Предлагаемые задания позволяют проверить актуальный уровень знаний учащихся (как правило в начале четверти), необходимый для дальнейшего изучения материала по курсу математики в 5-6-х классах и алгебры – в 7-9-х классах; дают возможность учителю в течение четверти контролировать минимальный уровень знаний, умений и навыков учащихся, необходимый для овладения обязательным уровнем обучения и прохождения программы.

Материалы направлены на выявление недостаточно сформированных предметных промежуточных умений и навыков: элементов непонимания, недостаточного усвоения простейших математических операций при выполнении действий с числами, решении уравнений и т. д., на проверку умения сохранять в памяти правила, основные математические действия, преобразования и алгоритмы.

Результаты проверки позволяют мне организовать индивидуальную работу с каждым учащимся, вовремя оказать необходимую помощь, поддержку, являются мобильным средством контроля и оказания своевременной помощи; могут быть объектом для работы как на консультационных часах при индивидуальной помощи, так и в классе при планировании урока. Весь процесс обучения строится с учетом первичной диагностики.

Из предложенных заданий, в которых проверяется одно-два правила, чаще всего учащиеся справляются с 4-5, что соответствует неудовлетворительной оценке (около 25%). Эти учащиеся составляют “группу риска”, им в первую очередь необходима индивидуальная помощь.

Результаты проверки я заношу в таблицу (планкарту; приложение 3), что позволяет затем четко организовать индивидуальную работу с учащимися. В ней также можно вести учет знаний, умений и навыков, которые приобретаются в течение всего учебного года, фиксировать ОУУН, которых достиг ученик.

Оценочная таблица позволяет каждому видеть свой уровень достижений.

В конце изучения каждой темы проводится зачет.

Зачетные задания позволяют решить задачи развития мотивации на успешный результат. В отличие от контрольных работ, зачетная система дает возможность всем учащимся получить положительную оценку, а при желании улучшить свой результат.

Задания состоят из обязательной части и дополнительной. Обязательная часть включает задания по изученной теме: первые – на уровне понимания, начиная с простейших приемов, далее – пошаговое усложнение (расширение) применения алгоритма или правил вычисления. Выполнение этих заданий необходимо для дальнейшего прохождения программы (обязательный уровень обучения). Дополнительная часть содержит задания, для выполнения которых необходимы более серьезные вычислительные навыки и глубокое знание предмета.

Проведение зачета позволяет учителю оценить уровень достижений каждого учащегося на текущий момент.

Структура зачетных заданий дает возможность учащимся быть более успешными, что мотивирует их на процесс обучения и ориентирует на достижение более высоких целей. Ученику предоставляется возможность делать выбор адекватно своим возможностям, учит не бояться допустить ошибку, так как оценивание осуществляется по принципу “сложения” и зависит от числа заданий, которые ученик выполнил верно. Такая структура учит объективно оценивать уровень собственных достижений.

Система работы (см. структуру в приложении 6) строится на применении коррекционно-развивающей технологии, что представляет собой:

  1. Первоначально знания формируются на наглядно-интуитивном уровне в ходе содержательной предметно-практической деятельности.
  2. Правила возникают как обобщенное вербальное выражение способов действий.
  3. Интеллектуальное развитие учащихся, вся организация учебного процесса стимулирует психическое развитие, способствует дозреванию их нервной системы.
  4. Изучаемый материал дается в доступной данному возрасту и развитию ребенка форме.
  5. Подход к учащимся строго дифференцированный, обусловлен особенностями индивидуального развития.

Фрагмент урока работы над ошибками в 7 классе по теме “Разложение на множители”

При проверке контрольных работ в тетради учащихся вложены закладки. На каждую ошибку – закладка определённого цвета.

Например: ошибка в раскрытии скобок – закладка синего цвета.

Те, у кого такая закладка, садятся за столы у стены, развёрнутые к доске. Это 4 – 6 учеников. С каждым учитель ещё раз решает задания на раскрытие скобок на доске и проверяет, как они выполняют их.

В это время те учащиеся, у кого не было этой ошибки, выполняют задание самостоятельно. Им выданы карточки.

Если ошибка на формулы сокращенного умножения, закладка в тетради красного цвета и т.д.

Работа проводится аналогично (индивидуально и фронтально).

Такая коррекционная работа, если она проводится в системе, приводит к усвоению знаний, умений, навыков всех учащихся. В усвоении знаний учащиеся развиваются интеллектуально. Дифференцированный подход позволяет дойти до каждого ученика.

Урок по теме “Решение неравенств с одной переменной и их систем” проводится в 8-м классе

Тип урока – контрольно-обобщающий.

В рамках урока предусмотрены различные формы организации контроля и способы работы с учебным материалом, поэтому каждый ученик может самореализоваться в течение всего урока, что согласуется с гуманитарной направленностью образовательного процесса.

Цели урока – предметная и общеучебная:

1) отработка навыка решения неравенств с одной переменной и их систем;

2) формирование умений контроля и самоконтроля.

Предполагается, что в течение всего урока ученики самостоятельно оценивают свою работу в соответствии с установленными ранее критериями, а результаты оценивания заносятся в индивидуальный контрольно-оценочный лист. На каждом этапе урока (приложение 8) применяются различные формы контроля:

  • контроль со стороны учителя,
  • взаимоконтроль в парной работе,
  • самоконтроль.

Если в конце урока в контрольных листах будут стоять оценки хорошо и отлично, то можно сказать, что предметная цель достигнута. Но любая организация контроля и самоконтроля связана с определенными трудностями: возникает вопрос об объективности оценивания учениками себя и своих товарищей. Чтобы преодолеть эти затруднения, можно провести выборочный контроль учащихся или проверить соответствие критерия оценки самой оценке.

Некоторые приемы работы в классах 7 вида

Очень важно, чтобы уроки не были для таких детей однообразными и скучными, поэтому я стараюсь использовать на каждом из них различные виды работы, широко применяю наглядные материалы, дидактические игры и т.д. Особое внимание уделяю подбору заданий, предлагаю их в самой разной форме: это и задания-тренажеры, задачи с выбором ответа, перфокарты, работа с алгоритмами и др.

Обзорные работы

Перед изучением новой темы я обычно провожу письменную обзорную (тематическую) работу с целью выяснить, насколько готовы учащиеся к восприятию нового материала. С ее помощью можно проверить, как дети усвоили пройденные ранее темы, и оперативно выявить пробелы в их знаниях.

В качестве примера приведу обзорную работу, предваряющую изучение темы “Вычитание”.

  1. Запишите и вычислите разность чисел: 14 и 6; 15 и 25.
  2. Уменьшаемое равно 7, а вычитаемое равно – 10. Найдите разность.
  3. Число – 24 уменьшите на 12.
  4. Число – 15 увеличьте на 19.
  5. Первое слагаемое равно 4,6, второе – 0.4, третье – 1,2. Найдите сумму.

Перфокарты

Для проверки знаний и умений учащихся я использую перфокарты (образец в приложении 9), что позволяет существенно экономить время на уроке. На листе бумаги, подложенном под перфокарту, ученику достаточно записать в вырезанные “окошки” ответы к заданиям, а учителю – проверить их с помощью “ключа”. Отмечу, что сама перфокарта может содержать несколько заданий на одно или несколько правил, формул и т.д.

Карточки-тренажеры

На уроках математики ребята любят работать с карточками-тренажерами (образец в приложении 9). Они предназначены для парной работы и могут использоваться при повторении пройденного материала на любом этапе урока.

Каждая пара получает карточку со сквозными отверстиями, около каждого из которых записана одна из частей формулы (или какое-то задание), а на обороте – ее другая часть (ответ к заданию). Первый ученик вставляет в любое отверстие острие карандаша или ручки, а второй “озвучивает” формулу (ответ). Когда все задания проверены первым учеником, ребята меняются ролями. Оценивается такая работа по усмотрению учителя.

Творческие задания

Это могут быть задания на поиск различных способов решения задачи, изготовление моделей, составление кроссвордов, сочинение математических сказок, игр и т.п. Такие задания я предлагаю ученикам и на уроках, и на дом.

На групповых занятиях мы с ребятами изготовляем собственными руками разнообразный наглядный материал, например, делаем пособие “Экзаменатор”

Оно представляет собой небольшой красиво оформленный плакат: вверху располагается съемный диск с заданиями, а под ним (в прорези) – чистый вкладыш, на котором пишутся ответы на них.

Работа с “экзаменатором” обычно проходит в конце урока, когда внимание детей заметно уменьшается. В такой ситуации смена вида деятельности – лучший помощник. Ребята могут обмениваться пособиями, а также заранее подбирать друг для друга задания по пройденной теме.

А вот при работе с несколькими однотипными формулами (например, сокращенного умножения) облегчить их запоминание помогают задания на раскрашивание картинки: каждый ее фрагмент с названием формулы ученику надо закрасить в цвет, соответствующий выписанной рядом с рисунком формуле. Даже если задание выполнено с ошибками, его можно использовать для лучшего усвоения материала, предложив детям найти и исправить допущенные “художником” ошибки.

Карточки для индивидуальной работы

Карточки с примерами задач и заданиями для самостоятельной работы можно использовать на разных этапах изучения материала.

Так, при освоении нового материала ученики получают тренировочные карточки с образцами решения типовых задач. С их помощью дети на конкретных примерах овладевают алгоритмом решения задачи, учатся оформлять решение, а также комментировать свои действия на основе известных правил. Затем им предлагается самостоятельно решить аналогичную задачу.

Такие же карточки, но уже с подборкой однотипных примеров на применение определенного правила, я предлагаю на самостоятельной проверочной работе.

Деформированные задания

Это задания, в которых требуется закончить фразу или заполнить пропуски в тексте.

Например.

  1. Закончите предложение.
  2. Квадратное уравнение – это уравнение вида………

    Графиком функции у =х2 является……………

  3. Вставьте пропущенные слова.
  4. Квадратное уравнение – уравнение вида ах2 + в _ + с, где а_0,

    а – первый или ________ коэффициент, в – __________ коэффициент, с – _________ член.

  5. Между числами 1 2 3 4 5 расставьте знаки арифметических действий и скобки так, чтобы в результате получилась единица.

Подобные задания полезно применять при закреплении изученного материала. Они отличаются нестандартной формулировкой, поэтому вызывают у детей интерес. Обычно я предлагаю их ребятам, когда необходимо поменять вид деятельности на уроке или “разбавить” письменную работу устной.

Задания с выбором ответа

Задания с выбором ответа можно использовать как при закреплении или повторении изученного материала, так и при проверке знаний и умений учащихся (приложение№5).

Проблемы, решаемые данным опытом

  1. Обеспечение базового уровня математической подготовки учащихся коррекционных классов.
  2. Организация учебного процесса с учётом реальных возможностей детей.
  3. Обеспечение эффективной, комфортной, не приводящей к тяжелым психологическим срывам, работы учащихся.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

3.03.2008