Экологизация учебно-воспитательного процесса в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Судьба природы – наша судьба. Это не пустая фраза, не лозунг. Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, защиты и возобновления природных богатств. Успех в решении задач экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения – начальной школы, где закладываются основы формирования личности человека, обеспечивающие эффективность дальнейшего экологического образования, что будет содействовать созданию непрерывной системы становления и развития у человека экологической культуры. Помочь задуматься над взаимоотношениями природы и общества, призван курс «ЭКОЛОГИЯ». В основе преподавания любого предмета должна лежать проблема, а тем более в преподавании экологии, которая представляет собой науку о проблемах. В основу экологического образования легли следующие проблемы:

  • защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения;
  • сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ;
  • охрана природы как необходимого условия сохранения здоровья человека;
  • преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе.

В преподавании экологии использую методы различных уровней сложности. Например, эвристическую беседу планирую таким образом, чтобы каждый вопрос вытекал из предыдущего. Приведу фрагмент эвристической беседы при изучении темы «Городская экосистема».

Учитель: Что называют экосистемой?

Учащиеся: Экосистема – это совокупность организма и среды его обитания.

Учитель: Приведите примеры экосистем.

Учащиеся: Лес, луг, поле, река.

Учитель: Каких типов бывают экосистемы. Примеры.

Учащиеся: Экосистемы бывают естественные и искусственные. Например, лес – естественная экосистема, а поле – искусственная.

Учитель: Тема нашего урока « Городская экосистема». К какому типу она относится? Почему?

Учащиеся: Город – это искусственная экосистема, потому что ее создал человек.

Учитель: Что представляет собой современный город? Доклады учащихся.

Учитель: Что входит в состав экосистем?

Учащиеся: Растения и животные.

Учитель: Где в городах встречаются растения?

Учащиеся: Лесопарки, парки, сады, газоны, скверы.

Учитель: Главное назначение растений в городе?

Учащиеся: Газообмен, декоративная функция.

Учитель: Где и какие в городе встречаются животные?

Учащиеся: Птицы, грызуны, насекомые, домашние животные, санитары, особая группа – спутники человека.

Учитель: Напомните главный закон экологии.

Учащиеся: Равновесие.

Учитель: Может ли природа сама поддерживать экологическое равновесие в городской экосистеме?

Учащиеся: Нет. Экологическое равновесие должен регулировать человек.

Учитель: Это главная особенность городской экосистемы. Человек регулирует:

  • продукты питания, сырье, отходы, выбросы;
  • размеры самой экосистемы.

Эвристическая беседа стимулирует у ребят активный интерес к изучаемому материалу, обучает последовательности в поиске решения проблемы.

Исследовательский метод. Ставлю проблемные задачи, а учащиеся решают их самостоятельно. Использую на обобщающих уроках, когда учащиеся получили определенную сумму знаний. В качестве примера приведу вопросы школьной игры «Что? Где? Когда?»

  • Можно ли сказать, что живая и неживая природа и окружающий нас мир одно и тоже?
  • Горшок с цветком – это объекты природы или предметы окружающего нас мира?
  • Может ли природа быть учителем?
  • Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты, если исчезнет солнце?
  • Известно: почва, солнце, осадки – объекты неживой природы. Цветок, пчела и человек – объекты живой природы. Какие из указанных объектов зависят друг от друга?
  • Можно ли уличным термометром измерить температуру человеческого тела?
  • Можно ли задержать перелетных птиц, если развесить везде утепленные домики?

При решении проблемных исследовательских задач учащиеся постепенно овладевают приемами научного познания, у них формируются черты творческой деятельности.

Высший уровень проблемного обучения представляет собой поисковый метод. Он характеризуется тем, что ученики самостоятельно, без существенной помощи учителя открывают и усваивают новые знания и способы действия через постановку проблем и их решение. Задачи учителя в этом случае – нацелить школьников на постановку проблемы, стимулировать их познавательную активность. В ходе поискового обучения и формируется творческое мышление. Примером частично – поискового метода может служить фрагмент урока «Экологические связи».

Учитель: Вернемся к пищевым цепям. Выделите из пищевой сети одну цепь.

Ученики:

ЛИСА

ЗАЯЦ

РАСТЕНИЯ

Учитель: Как вы считаете, достаточно ли зайцу, одного растения, чтобы прокормиться?

Ученики: Нет, растений должно быть больше, чем зайцев.

Учитель: А чтобы насытиться и прокормиться лисе достаточно одного зайца?

Ученики: Нет, зайцев должно быть больше, чем лис.

Учитель: На что похожа наша схема?

Ученики: На пирамиду.

Учитель: А так как у нас урок экологии, то и пирамида будет называться «экологической». Сделайте самостоятельно вывод по экологической пирамиде.

Ученики: Растений должно быть больше, чем растительноядных животных, а растительноядных животных должно быть меньше, чем растений, но больше, чем хищников.

Учитель: Сравните свой вывод с выводом в учебнике.

Уроки были разнообразны: они проводились в классе, на природе, уроки-экскурсии, заочные путешествия, практические уроки и домашние работы. Главная задача всех уроков – формирование экологической культуры. Разнообразны были методы, приемы и средства обучения. На уроках дети читали стихи, рассказы, сказки разных авторов и сочиняли свои.

Ведущий метод при изучении нового материала – моделирование: создание графических и динамических схем и таблиц, отражающих те или иные явления. Моделирование помогает сформировать у учащихся представление об экологических связях.

Для усвоения правил поведения в природе использовала природоохранные знаки, которые изготовила с детьми на уроках трудового обучения и изобразительного искусства. Уроки часто начинала с красивой музыки, стихотворения, рассказа, беседы, используя ТСО. Все это рождало у детей интерес и любовь к природе. Часть уроков были в форме заочных путешествий и экскурсий. Дети выступали в роли путешественников, врачей, геологов. Важной работой считаю поиск и самостоятельное чтение дополнительной литературы. Дети находят книги и статьи, по которым готовят сообщение, которое заслушивают на уроке, обсуждаем, проводим дискуссии и практически решаем посильные проблемы. Решать проблемы экологии помогали работы творческого характера, в частности сочинения на темы, вытекающие из программы: о красоте природы, о родном крае, о животных и растениях, о профессиях и о будущем планеты.

Отношение к окружающей среде – сплав знаний, чувств и действий. Это сложное образование, и сформировать его можно только усилиями всех учебных предметов. Каждый учебный предмет вносит определенный вклад в формирование экологической культуры младших школьников. Так, изучение предметов гуманитарно-эстетического цикла (русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство, музыка) содействуют художественному освоению природной и социальной действительности, развитию эстетических и нравственных отношений учащихся, их творческой активности, умению выражать свое личное отношение к природе творческими средствами. На уроках окружающего мира у школьников формируется целостное представление о природе и человеке как важнейшем компоненте природы, воздействующем на нее с учетом познанных законов и закономерностей. Экологическая направленность этого курса позволяет учителю формировать ответственное отношение учащихся к природному и социальному окружению, готовить к активным действиям по его охране и обогащению. На уроках трудового обучения младшие школьники знакомятся с практической значимостью природных материалов (ресурсов) в жизни человека, учатся бережному, рациональному обращению с объектами природы и изделиями из них. Уроки физической культуры используются для того, чтобы закрепить полученные на уроках окружающего мира знания о своем организме и охране здоровья с помощью природных факторов, сформировать у детей гигиенические умения и навыки. А на занятиях по математике вопросы взаимодействия человека (общества) с окружающей средой находят отражения в текстовых задачах, используемых для работы по раскрытию вопросов заботы и благоустройства среды обитания, рационального природопользования, восстановления и преумножения природных богатств. Для примера приведу конспект урока математики во 2 классе.

Тема «Случаи сложения и вычитания, основанные на знании десятичного состава числа», построенного на основе эколого-природоведческого материала.

Цели:

Познакомить со случаями сложения и вычитания, основанными на знании десятичного состава числа.

Закрепить знания таблицы сложения и вычитания в пределах 20, умение решать задачи известных типов и состав чисел до 20.

Расширить кругозор детей, пополнить запас экологических знаний.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование и наглядность: Магнитофон; фонограммы: «Вместе весело шагать», «Голубой вагон», «Белочка», «Синяя песня»; карточки с буквами и цифрами; картинки: поезд, солнышко, дым; монеты, индивидуальные светофоры, геометрические фигуры, подставная доска, магнитная доска и магниты, картины: «Птичья столовая» и «Белки у гнезда».

Ход урока

I. Звучит фонограмма «Вместе весело шагать». Наш урок я неслучайно начала песней В.Я. Шаинского. Мы отправляемся путешествовать. Во время поездки мы повторим таблицу сложения, состав числа до 20, научимся решать новые примеры и узнаем еще много интересного. А куда мы поедем, догадаетесь, решив примеры, приготовленные для УСТНОГО СЧЕТА.

8+8=16 (к) 12-8=4 (л) 12-10=2 (ю) 6+5=11(о) 9+5=14 (м) 13-7=6 (с)
15-8=7 (н) 12-7=5 (е) 10+2=12 (р) 12-2=10 (а) 11-8=3 (В)

Примеры решают, по очереди выходя к доске, весь класс сигналит светофорами. Решая примеры, дети переворачивают номера вагонов, соответствующие ответам, открываются буквы.

Открылась надпись: В лесном краю.

–Как вы уже догадались, мы поедем на сказочном поезде, но прежде надо заплатить за проезд.

II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

а) монеты: 50 копеек, 1 копейка. ОБЪЯСНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ: 50+1=51 51-1=50 51-50=1

в) У доски – дети:

20+5=25 50+2=52
25-5=20 52-2=50
25-20=5 52-50=2

- Что нам пришлось вспомнить, решая эти примеры? (Десятичный состав числа)

III. РАБОТА НАД ПРОЙДЕННЫМ. Пока мы считали деньги, наш паровоз так надымил, что стало трудно дышать и солнышко нахмурилось. Как помочь солнышку?

1. Решим УСТНЫЕ ЗАДАЧИ, написанные на колечках дыма, воздух очистится и солнышко улыбнется.

1) Одна сова за ночь съела 7 мышей, а другая 8. На сколько больше мышей съела первая сова, чем вторая? (Справка: за год сова уничтожает 10 000 мышей, сберегая 20 т зерна, которое эти мыши могли бы съесть.)

2) Семья больших синиц за лето обслуживает 4 десятка яблонь, оберегая их от вредителей. Сколько десятков яблонь будут охранять 2 семьи синиц? (Справка: за день дятел уничтожает 750-900 короедов, кукушка – 40 гусениц, 40 кузнечиков, 5 личинок майского жука, 50 личинок щелкунов и чернолеток).

- Вот и заулыбалось солнышко. А мы поехали дальше.

Музыкальная физ. пауза «Голубой вагон».

2. РАБОТА НАД ЗАДАЧЕЙ. Приехали. Пройдемся пешком. Как ведут себя в лесу?

(Дети вспоминают правила поведения в лесу). В чем польза леса? (Ответы детей).

Справка: ель живет 1200 лет, сосна – 600 лет, береза – 250 лет, рябина – 80 лет.

-Летом птицы помогали нам и деревьям. А зимой им самим нужна помощь. Как же помочь птицам? ( Развесить кормушки)

№2 с. 56 Картина «Птичья столовая».

Было - 6 синиц.

11 птиц

Прилетело - ?

- Что известно? (Было – 6, стало –11)

- Что надо узнать? (Сколько прилетело?)

- Выбираем действие. (Вычитание)

- Запишите решение и ответ. (Один ученик работает на подставной доске. Проверка)

3. СРАВНЕНИЕ ЧИСЕЛ. Вставьте нужные знаки в неравенства. Идем дальше, а я продолжаю рассказывать вам о лесе и его обитателях:

а) Осина за сутки поглощает 66 литров воды, а береза – 60 литров. 66…60

б) Еж живет 10 лет, а заяц 8 лет. 10…8

в) Ворона живет 70 лет, а сорока 25 лет. 70…25

4. СОСТАВ ЧИСЛА 15. Картина «Белки у гнезда». Сучья пронумерованы.

- А кто это прыгает по веткам? Белки не могут попасть в свое гнездо. По каким сучьям они должны прыгать, чтоб добраться до гнезда?

Музыкальная физминутка «Белочка». Белки рады. Отдохнем вместе с ними.

5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Многие отдыхающие не берегут лес, бросают мусор. Нам встретилась замусоренная поляна. Поможем лесу, уберем мусор. Каждый будет работать самостоятельно. Если понадобится помощь – зовите. Сначала вспомните, при каком действии результат называется суммой? (Сложение) разностью? (Вычитание)

1 вариант: Выписать из № 4 с.56 суммы, найти их значения.

2 вариант: Выписать разности, найти их значения.

(Взаимопроверка, оценки друг другу карандашом. Проверка с подставной доской).

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Пора возвращаться.

- Где побывали? Кого встретили? Что нового узнали? Чему новому научились?

V*. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ. Давайте на прощание построим из геометрических фигур кормушку и птичку пригласим.

На магнитной доске из геометрических фигур строят кормушку.

-Какие фигуры использовали? Каких фигур было больше?

-Садимся в поезд. Путешествие закончилось. (Благодарю детей, ставлю оценки за урок).

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: с.56 № 1, 3.

Звучит «Синяя песня».

УРОК ОКОНЧЕН.

 

На всех своих уроках стараюсь:

усилить целенаправленность (четкая постановка целей),

усилить информативность обучения,

усилить мотивацию обучения,

вводить активные формы работы учителя и учащихся,

работать с учебной книгой.

Внеклассная работа. Внеучебная воспитательная работа обладает значительным потенциалом для формирования экологической культуры школьников. Экологическая культура – это социально необходимое нравственное качество личности. Учитывая личный опыт, уровень экологической культуры, возрастные особенности учащихся, составляю план мероприятий, куда включаю познавательные мероприятия.

Познавательные мероприятия по форме разделяю:

Групповые формы работы. Встречи со специалистами: работниками С/Х, инспекторами СЭС, «Музей природы на столе», экскурсии в природу, на производство. Просмотр диафильмов. Диспуты «Охрана природы в нашей стране»; дискуссии: «Нужны ли заповедники?»

Массовые формы работы. День птиц, Неделя леса. День экологических знаний. День Земли. Колокола тревоги.

Игровые формы работы. КВН, «Счастливый случай», «Что, где, когда?», деловые и ролевые игры (научная конференция, ученый совет, экспедиции).

Исследовательская работа. «Изучение воздействия человека на природу». В качестве примера позднее приведу фрагмент занятия «Мир вокруг нас», где исследуется деятельность человека и ее последствия.

Практические мероприятия. Подкормка животных, изготовление кормушек, борьба с мусором, работа на пришкольном участке.

Просветительские мероприятия. Оформлены стенды «Экология», «Красная книга», «Зеленые лекарства», «Природа и мы»; книжка – раскладушка «Знакомьтесь, экология». Радиопередачи. Выставки рисунков, работ из природного и бросового материала.

Фрагмент внеклассного занятия «Мир вокруг нас»

II часть. Раздаются сигналы SOS.

Земля: Я – Земля, я слышу вас всегда, но и вы прислушайтесь ко мне. Я в беде! Я не в силах исправить все зло, которое творит человек. Я не в силах спасти гибнущих зверей и птиц, очистить от дыма и гари воздух…Я не могу уничтожить столько мусора, сколько разбросал на Земле человек…Скоро я не смогу спасти и вас, дети…Сил моих все меньше и меньше…

Ведущий: Земля, неужели ты можешь погибнуть?

Земля: У вас есть немного времени, чтобы спасти меня и себя. Только вы можете разгадать причины моих бед и найти дорогу к спасению. Я верю в ваши силы, ум и добрые сердца…

Ведущий: Земля, скажи, что мы должны сделать? (Пауза)… Молчит! Может быть, у нее уже не осталось сил, чтобы говорить с нами? Надо действовать самим.

Прислушайтесь, что сказала нам Земля, проложите дорогу к спасению… Где же эта дорога?

Класс делится на группы, каждая из которых получает задания:

Задание №1. Показать на динамической схеме, что произойдет, если:

Группа «А»: человек срубит все деревья в лесу?

Группа «Б»: люди будут мыть автомобили в лесу?

Группа «В»: люди осушат болота?

Задание №2. Разобрать поступившие жалобы от обитателей садов, лесов, огородов. Назвать жалобщика, решить, обоснована она или нет.

Группа «А»: «Ох, и не любят же меня люди! Голос мой им не нравится и глаза, говорят, у меня не красивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Так подумайте хорошенько, обижать или любить меня надо?»

Ответ: Это сова. С1964 года в России совы находятся под охраной закона. Одна серая сова за лето уничтожает 1000 полевок, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.

Группа «Б»: « На земном шаре нет, пожалуй, такого существа о котором рассказывают столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Обижают нас часто». Ответ: летучая мышь.

Группа «В»: «Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахаются в стороны, а то еще камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми! А польза от меня людям большая.

Ответ: Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – они исчезнут.

Задание №3:

Группа «А»: Защита запрещающего знака.

Группа «Б»: Защита предупреждающего знака.

Группа «В»: Расшифровка предложенных знаков.

В перерывах между заданиями проводятся:

песенная перекличка (песни о природе, растениях, животных)

конкурсы художников

конкурсы пословиц и поговорок о природе.

III часть. В заключении формулируются стихотворные правила поведения в природе:

Как пойдете вы в поход,
Помните, ребята,
Не разоряйте птичьих гнезд,
Стреляя из рогаток.

Консервных банок целый склад
В лесу не надо оставлять,
А надобно сейчас понять
Свалить все в кучу, закопать.

И муравейники в лесу
Вам трогать не пристало,
Ведь не хотите же всерьез,
Чтоб хуже людям стало.

Зимой, когда за окнами пурга,
Когда все мерзнут в холода,
Подумайте о птицах.
Добро сердец ваших потом
Воздастся вам сторицей.

Для этого нам надо постараться
Не забывать и выполнять
Все правила, придуманные нами
Начнем, друзья, сначала сами.

Единство человека с природой… Всегда ли мы осознаем, как тесно связаны с природой, как зависим от нее? По мнению В.И. Вернадского, «никогда человек не имел такого влияния на окружающую природу, как теперь, никогда это влияние не было так сильно и так разнообразно. Человек настоящего времени представляет собой геологическую силу»…

Воспитание подрастающего поколения экологически грамотным является одним из факторов, определяющих сохранение жизни на нашей планете.

Младшие школьники находятся в том возрасте, который благоприятен для формирования элементарных экологических понятий. Чтобы научить ребенка сопереживать и размышлять, мы, педагоги, должны приложить все силы и использовать все доступные способы и методы. В противном случае сбудутся слова замечательного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту с такой скорбной надписью: «Каждый хотел лучшего только для себя».