Час общения в 7-м классе "Я горжусь собой" по программе Г.К. Селевко "Самосовершенствование личности"

Разделы: Классное руководство


Цель: создание условий для саморазвития, самоутверждения подростков.

Задачи:

  • формирование эмоционально положительной Я-концепции: Я могу, способен, значу;
  • формирование способностей к активному самопроявлению и самовыражению сообразно своим личностным особенностям;
  • формирование классного коллектива.

Оборудование: компьютер, проектор экран.

На доске эпиграф:

Гордость людей низких состоит в том, чтобы
постоянно говорить о самом себе, людей же
высших - чтобы вовсе о себе не говорить.

Вольтер.

Ход занятия

1. На экране мультимедийная презентация с фотографиями классного коллектива.

Учитель:

- Что вы испытываете, глядя на эти фотографии?

- А есть ли чувство гордости за наш коллектив?

- Сегодня мы поговорим о том, чем же может гордиться человек, чем гордитесь вы.

- Тема часа общения: “Я горжусь собой”.

Начинаем его с традиционного солнышка. (Приложение 1)

2. Понятие “ГОРДОСТЬ”.

Зачитывается эпиграф.

Учитель:

- Мы же сегодня поговорим о гордости, чтобы разобраться в этом чувстве.

- Что такое гордость? (Ответы детей).

- Послушаем, как же толкуется это слово в словарях. (Учащиеся зачитывают толкование слова “гордый” в разных словарях).

Словарь Даля.

ГОРДЫЙ - гордынный, горделивый, надменный, высокомерный, кичливый; надутый, высоносый, спесивый, зазнающийся; кто ставит себя самого выше прочих. Гордость, гордыня, горделивость - женское качество. Гордым быть, глупым слыть. Гордым бог противится, а смиренным дает благодать. В убогой гордости дьяволу утеха. Во всякой гордости черту много радости. Быть гордым - кичиться, зазнаваться, чваниться, спесивиться; тщеславиться; ставить себе что-либо в заслугу, в преимущество, быть самодовольным. Сатана гордился, с неба свалился; фараон гордился, в море утопился; а мы гордимся, куда годимся? Гордый - гордыбака, фордыбака, бахвал, самохвал и наглец.

Учитель:

- Значит ГОРДИТЬСЯ – это плохо? (Ответы детей).

Словарь Ожегова

ГОРДЫЙ:

  1. Исполненный чувства собственного достоинства, сознающий своё превосходство. Гордый человек. Гордый взгляд.
  2. Заключающий в себе нечто возвышенное, высокое. Гордые мечты.
  3. Испытывающий чувство гордости (во 2 знач.). Гордиться успехом.
  4. Чересчур самоуверенный, надменный, самолюбивый. Обиделся на замечание: какой гордый!

Словарь Ушакова.

ГОРДЫЙ:

  1. Исполненный гордости, чувства своего достоинства, сознающий свое превосходство.
  2. Высокомерный, презрительно относящийся к другим.
  3. Торжественно-важный, величавый.

Учитель:

- Какие однокоренные слова к слову ГОРДЫЙ вы услышали? (Гордый, гордячка, горделивый, возгордиться, горжусь, гордыня). Слова выписываются на доску.

- Все ли они обозначают близкие друг другу значения?

- Разделите их на две группы. (Ответы детей). По какому критерию вы их разделили? (Скорее всего, в одну группу попадут слова “гордый”, “горжусь”; в другую “гордячка”, “гордыня” и т.д.).

- Послушаем, что об этом говорил Отец Александр Мень. (Учащийся зачитывает его высказывания).

  • Гордость может быть нормальной, но гордыня — это плохо.
  • Если мать гордится успехами своего сына, это нормальная гордость. А гордыня — это самомнение и ложное самоутверждение.
  • Масштаб должен быть правильным. Когда масштабы искажаются, начинается гордыня.
  • Гордыня слышит только самое себя. Гордыня замкнута в себе, она, как говорится, пожирает самое себя, живет в своем мире, в своей тюрьме.
  • Крайняя форма гордыни — это уже мания величия и душевная болезнь. В зачатке это находится в сердце каждого человека, когда наше «Я» выпирает и занимает неподобающее место.

3. Заполнение “Звёздных тетрадей”. (Приложение 1)

Учитель:

  • Чем можно гордиться?
  • Учащиеся называют, всё записывается на доске.
  • А чем гордитесь вы?

В “Звёздных тетрадях” дети заполняют страницу “Я горжусь…”.

4. Самопрезентация.

Учащиеся (по желанию) рассказывают, чем они гордятся (возможно представление заранее подготовленных проектов само- и взаимопрезентаций: фото, газета “Расскажу о подруге (друге)” и т.д.).

Учитель:

От чего зависит, будете вы гордиться собой или нет:

  • от меня самого,
  • от других людей,
  • от везения,
  • всего понемногу. (Ответы детей).

5. Заполнение “Звёздных тетрадей”.

Учитель:

- Как вы думаете, всегда ли достижение успеха в чём-либо влечет за собой чувство гордости? (Нет.) Приведите примеры (в случае затруднения, учитель приводит пример сам).

- Заполним страницу “Мне хотелось бы добиться успеха в …”, но впишем туда тот успех, которым могли бы гордиться и вы сами, и ваши родные.

По желанию зачитывается несколько записей.

6. Ролевая игра.

Учащиеся “превращаются” в своих мам, пап, бабушек, дедушек и говорят, чем они гордятся в своём сыне (дочери), внуке (внучке).

7. Упражнение “Имена”.

Учитель:

Имена есть у всех нас. У русских, кроме имени, есть еще и отчество. А у других народов детям дают двойные и тройные имена, считается, что так у ребенка будет больше ангелов-хранителей.

Объединитесь в пары и дайте характеристику имени своего партнера. Постарайтесь, чтобы прозвучали характеристики, которыми человек может гордиться.

Например:

  • Т – тактичная.
  • А – активная.
  • Т – требовательная.
  • Ь.
  • Я – яркая.
  • Н – настойчивая.
  • А – аккуратная.

Учащиеся выполняют упражнение в тетрадях. На работу в парах дается 1-2 минуты. (Можно заслушать несколько характеристик).

8. Итог часа общения.

Учитель:

- Давайте подведем итог нашего разговора. Что из него врезалось в память и останется там надолго? (Ответы детей).

-Мне бы хотелось, чтобы я, как классный руководитель, всегда испытывала только чувство гордости за вас.

9. Рефлексия.

Зачитывается солнышко.