Силуэт и стиль в одежде. Требования, предъявляемые к одежде

Разделы: Технология


Цель урока: кратко познакомить учащихся с историей моды, с понятиями силуэта и стиля в одежде, требованиями, предъявляемыми к одежде; воспитывать эстетический вкус.

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Наглядные пособия: рисунки одежды разных эпох, журналы мод.

Оборудование и материалы: рабочая тетрадь, карандаши, презентация (Приложение 1).

Словарь: силуэт, стиль.

Ход урока

I. Организационный момент.

  1. Проверка готовности учащихся к уроку.
  2. Сообщение темы и цели урока.

II. Изучение нового материала.

1. Словесно-иллюстративный рассказ.

Во время рассказа учитель демонстрирует рисунки одежды разных эпох.

Все мы привыкли к одежде, как к собственному телу. Настолько привыкли, что часто не интересуемся ее происхождением и возрастом. Из научных трудов можно узнать, как одевались первобытные люди каменного века. Но имелись ли различия в одежде в то время или набедренные повязки были одинаковыми? Оказывается, различия имелись. Уже тогда люди отличали более сильных, удачливых, выделяя им лучшие шкуры, изготавливая особые украшения. (См. слайд №3).

Первоначально одежда отличалась крайней примитивностью и делилась главным образом на плечевую и поясную. Плечевая состояла из куска ткани, перекинутого через плечо, а, например мужской костюм греков – из нескольких кусков ткани, которые не сшивались, но искусно драпировали тело. Этот костюм состоял из двух частей – нижней рубашки, называвшейся хитоном, и верхней накидки (плащ четырехугольной формы), именуемый гиматией. Одежда женщин Древней Греции состояла из пеплоса – большого куска шерстяной материи прямоугольной формы, размеры которого менялись в зависимости от общественного положения и индивидуального вкуса женщин. Длина пеплоса была различной, а цвет пестрым. Поясная одежда применялась в виде набедренного прикрытия, от которого ведут свое происхождение передник, юбка, брюки.

Египтяне носили льняной передник прямоугольной формы, который обматывался различным образом вокруг нижней части тела и держался на бедрах при помощи кушака или пояса. Несколько позже этот примитивный костюм – передник был заменен более сложным, типа рубашки. Она шилась из сложенного пополам куска материала, образующего перед и спинку. В центре делался вырез для головы, а по сшитым краям оставлялись отверстия для рук. Этот костюм назывался у древних египтян и римлян туникой. (См. слайд №4-8).

С развитием человеческого общества костюм усложняется. Появляется понятие туалета, т.е. совокупность одежды, обуви, перчаток, а также предметов, дополняющих костюм (украшения, цветы и т.д.).

Костюмы прошедших веков и более современные мы легко отличаем по характерному силуэту в фас или профиль.

Силуэт - это французское слово, которым называют внешние очертания любого предмета, его «тень». Несмотря на все своеобразие и неповторимость костюмов разных эпох, их можно вписать в одну из простых геометрических фигур – прямоугольник, трапецию, треугольник, овал. На протяжении последних десятилетий постоянно в моде можно выделить четыре силуэта: прямой, полуприлегающий, приталенный, трапециевидный.

Прямой силуэт – наиболее «универсальный», его можно рекомендовать для всех возрастов и фигур.

Приталенный силуэт можно уподобить двум «встречным» треугольникам или трапециям, и он интересен в том случае, если есть контраст между тонкой талией и легкими, свободными формами верха и низа одежды.

Полуприлегающий силуэт слегка подчеркивает формы.

В силуэте «трапеция» расширение происходит от линии плеча или проймы. Значительное расширение одежды книзу лучше выглядит на фигурах относительно высокого роста, худощавых. (См. слайд №9-13).

2. Изучение силуэтов в современной одежде.

Практическая работа.

Задание:

  1. Определить по журналам мод силуэт разных видов одежды.
  2. Нарисовать в рабочей тетради силуэты современных направлений моды.

3. Словесно-иллюстративный рассказ о стиле в одежде.

Особенности исторического пути развития каждой нации, ее самобытность, обычаи и традиции находят отражение в костюме. Каждая историческая эпоха создавала свой художественный стиль. Например, стили «рококо», «барокко».

Стиль – это выраженная в содержании и форме предметов быта, в искусстве и архитектуре общность художественно-выразительных средств. Одежда, являясь носителем стиля, выражает его с помощью силуэта, цвета, фактуры ткани.

Стиль находится в тесной взаимосвязи с модой, но отличается от нее длительностью существования, широтой распространения, он регулирует, направляет моду.

В современной одежде различают три основных стиля: классический, спортивный и романтический.

Классический стиль мало подвержен капризам моды, которая вносит лишь небольшие изменения в покрой, отделку одежды. К этому стилю можно отнести жакет, кардиган, жилет, платья рубашечного покроя.

Спортивный стиль наиболее распространен в наше время среди молодежи. Одежда этого стиля подходит как для работы, так и для активного отдыха. К ней относят куртки, блузки, комбинезоны, джинсовую одежду.

Романтический стиль очень подчеркивает женственность. Этому стилю присущи различные отделки: воланы, рюши, оборки, кружева, вышивка. Ткани используются воздушные, блестящие, струящиеся. Чаще в этом стиле шьются нарядные платья, блузки.

Свой гардероб вы можете формировать по своему вкусу из одежды разных направлений, но очень важно научиться одеваться в соответствии с ее назначением. Не стоит в театр надевать спортивный костюм, а на работу – нарядное платье из блестящей ткани. Ведь говорят: «Встречают по одежке», а вдруг у вас не будет возможности доказать вторую часть пословицы, что «провожают по уму». (См. слайд №14).

4. Изучение стилей в современной одежде.

1) Практическая работа.

Задание:

По журналам мод определить стили в современной одежде.

2) Беседа с учащимися по вопросам:

  • В одежду какого стиля вы сейчас одеты?
  • Можете ли вы назвать силуэт своей одежды?
  • Одежду какого стиля не стоит надевать на дискотеку?

5. Изучение требований, предъявляемых к одежде.

Одежда играет большую роль в жизни человека, защищая его от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Она имеет также психологическое и эстетическое значение. Поэтому, создавая одежду, необходимо исходить из определенных требований к ней – гигиенических, эксплутационных, эстетических и экономических.

Гигиенические требования – это требования соответствия одежды ее назначению. То есть одежда должна создавать благоприятный микроклимат вокруг тела человека, быть легкой, мягкой, удобной.

Предъявляемые к одежде гигиенические требования достигаются подбором соответствующих тканей и разработкой рациональной конструкции изделия.

Эксплутационные требования к одежде заключаются в следующем:

  • у изделия должна быть удобная конструкция и высокое качество обработки отдельных деталей и узлов;
  • одежда должна быть достаточно прочной, износоустойчивой;
  • изделие должно легко стираться, чиститься и т.д.

Выполнение этих требований зависит от покроя, свойств ткани, качества обработки, условий носки.

Эстетические требования заключаются в том, что одежда:

  • должна быть красивой;
  • соответствовать современному направлению моды;
  • учитывать индивидуальные особенности телосложения и возраста человека.

Экономические требования заключаются в том, что одежда должна быть недорогой и доступной.

Учет вышеперечисленных требований обязателен как при массовом, так и при индивидуальном изготовлении одежды. (См. слайд №15,16).

6. Конспектирование учащимися основных требований, предъявляемых к одежде.

Учащиеся в рабочих тетрадях записывают основные требования, предъявляемые к одежде. (Учебник, С. 102-103;).

III. Итог урока.

1. Закрепление изученного материала.

Беседа с учащимися по вопросам:

  • Какие силуэты можно выделить в современной моде?
  • Учитываются ли при выборе силуэта особенности телосложения человека? Если да, то каким образом?
  • Назовите стили в одежде, которые вы узнали сегодня на уроке.
  • По каким признакам можно отличить одежду классического стиля от романтического?
  • Как вы думаете, из какой ткани должна быть сшита блузка, чтобы ее отнесли к спортивному стилю?
  • Как можно учесть выполнение гигиенических требований при изготовлении домашнего халата?

2. Выводы по теме урока.

Итак, какие же выводы вы можете сделать после сегодняшнего урока? Что вы узнали нового? Как вы будете применять эти знания? (См. слайд №17).

Учитель задает наводящие вопросы, учащиеся формулируют вывод.

1. Сколько видов силуэтов используется в современной моде?

Вывод: В современной моде используют в основном 4 вида силуэта.

2. Что нужно учитывать при выборе одежды какого-либо силуэта?

Вывод: При выборе одежды определенного силуэта необходимо учитывать особенности телосложения человека.

3. Как нужно правильно одеваться, чтобы не выглядеть нелепо?

Вывод: Одежду разных стилей необходимо одевать в соответствии с ее назначением.

4. На каком этапе изготовления одежды необходимо учитывать требования, предъявляемые к ней?

Вывод: При подборе ткани, проектировании и выборе способов обработки отдельных узлов одежды необходимо проверять, насколько они соответствуют требованиям, предъявляемым к одежде.

3. Выставление оценок, их аргументация.

Домашнее задание: стр. 97-103; оформить в альбоме лист «Основные силуэты в современной моде».

6.03.2008