Опыт работы по реализации предпрофильной подготовки и проектной деятельности в средней школе

Разделы: Информатика


Проектная работа, представленная вашему вниманию, есть результат сотрудничества учащихся 9 – 11 классов и учителей. Посвящен наш проект проблеме предпрофильной и профильной подготовки.

Возник проект благодаря курсам по выбору учащихся. Наши предпрофильные курсы вводят школьников в многообразие сфер профессиональной деятельности и различных социально – профессиональных ролей, а также дают возможность каждому получить представление о той или иной сфере деятельности.

Мы поставили перед учащимися следующие задачи:

  • анализировать собственные мотивы, определяющие выбор;
  • отслеживать направления своей деятельности и ее результативность;
  • выявлять и разрешать проблемы, связанные с выбором своей образовательной траектории.

Представленная в проекте презентация учителя под названием: «Выбери свой путь к успеху» (Приложение №1), помогает учащимся выделить для себя перечень приоритетных ценностей и наметить пути их реализации; учит осознанно подойти к профессиональному самоопределению путем составления профессиограмм желаемых профессий. На наш взгляд, самым интересным является слайд №9 презентации. На его основе руководитель курса по своему усмотрению может разработать как минимум девять уроков, связанных с девятью различными профессиями и даже циклы уроков (по 2 -3 урока на каждую профессию.)

Результатом для учащегося являются сделанные им самим выводы. По опыту работы можно сделать заключение, что выводы чаще всего бывают оценочными как позитивными, так и негативными. С нашей педагогической точки зрения самое важное здесь вербализация, т. е. проговаривание учащимся процесса и результатов собственного анализа. Вербализация нашими школьниками осуществлялась в двух формах: отчуждаемой (дневник) и неотчуждаемой (в ходе консультирования).

Как показывает практика, к концу 9 класса около 97% подростков определяются с окончательным выбором и около 3% продолжают сомневаться.

Полагаем, ценным в работе является и то, что если учащийся в силу каких – то обстоятельств не может определиться с выбором, ему предоставляется возможность самостоятельно определить степень активности интереса к определенной области путем тестирования. (Приложение №4). А затем при помощи психолога – консультанта определиться с набором профессий данной области.

Освоение курсов по выбранным профессиям предоставляет учащимся материал для анализа своих намерений, возможностей и предпочтений. Учащиеся получают базу для проектирования своей будущей образовательной траектории. Совместно с консультантом учащиеся оценивают результативность курса: подтвердило освоение курса правильность выбора или направление поиска нужно изменить.

Путеводителем нашего проекта является презентация «Методика - описание проекта» (Приложение №2).

В нашем проекте в разделе «Образцы работ учащихся» отражена рефлексия по поводу полученных результатов. Ярко демонстрирует это «Презентация ученика» (Приложение №3).

Поскольку часть курса проводится вне рамок нашего образовательного учреждения, то предприятия, которые посещают учащиеся в ходе экскурсий, являются площадками для реализации практической части курса. Это нашло отражение в публикации учеников «Моя будущая профессия – повар».

Анкеты, проводимые в ходе курса по выбору в нашей школе можно найти в папке Дидактический материал (Приложение №5).

Надеемся, что наш проект не останется без внимания, и каждый, кто заинтересуется, найдет для себя что–то рациональное.