Работа в группе кратковременного пребывания

Разделы: Работа с дошкольниками


Первые три года жизни – годы активного накопления социального опыта, период, от которого зависит будущее здоровье и будущее содержание личности. Именно в эти годы, впервые прикасаясь к социальному миру, дети становятся пытливыми или безразличными, эмоциональными или вялыми, здоровыми или больными.

Современные родители все больше заинтересованы в раннем развитии детей. Приобретая массу развивающих игр, пособий, книг, по прошествии некоторого времени они понимают, что для эффективных занятий с ребенком им не хватает психолого-педагогических занятий.

Для обеспечения доступности образования и воспитания для любых слоев населения, пропаганды педагогических знаний среди родителей, легкой адаптации детей к ДОУ наиболее востребованными стали группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста.

Инновационная деятельность в этих группах позволяет создать благоприятные условия для социализации детей, которые достигаются в результате свободного общения детей, родителей, педагогов.

Создание и открытие группы основывается на следующей нормативно-правовой базе:

  • Закон РФ «Об образовании» от 13.01.96 №12-Ф3 с изменениями и дополнениями на 2002 год.
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
  • Конституция РФ, ст. 43.
  • Приказ управления общего и профессионального образования Администрации Орловской области «Об утверждении Положения о группах кратковременного пребывания для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения» Приказ №606 от 4.09.2003г.
  • Конвенция о правах ребёнка.
  • Инструктивно-методическое письмо МОРФ от 14.03.2000 «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиН 2.4.1. 1249-03.
  • Устав детского сада.
  • Родительский договор.
  • Семейный Кодекс РФ.

Основные цели группы кратковременного пребывания:

  • создать единую развивающую среду, одновременно важную для ребенка и его родителей;
  • осуществление плавного перехода от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в образовательном учреждении;
  • всестороннее развитие детей, их ранняя социализация, позволяющая обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения;
  • педагогическое просвещение родителей.

Комплектование групп производит директор ДОУ, количество малышей не более 10.

Зачисление детей производится при наличии справок о состоянии здоровья и заключения договора между ДОУ и родителями.

Оплата за посещение детьми групп кратковременного пребывания с родителей не взимается.

Активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения – отличительная особенность данной группы.

Задачами кратковременной группы являются:

  • укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия с учетом индивидуальных возможностей детей;
  • формирование у детей адекватных возрасту способов и средств общения со взрослыми и сверстниками. Формирование чувства защищенности, свободы, доверия к окружающему;
  • развитие познавательной сферы в соответствии с возрастом, расширение кругозора, усвоение общепринятых норм использования предметов окружающего мира;
  • взаимодействие с родителями с целью повышения их уровня компетентности по отношению к собственным детям;
  • создание единого стиля воспитания и общения с ребенком в образовательном учреждении и семье.

Ведущими направлениями деятельности являются:

  • индивидуальные и групповые занятия педагога с ребёнком в присутствии родителя;
  • совместные занятия с детьми и родителями, стимулирующими развитие разных видов детской деятельности: двигательной, речевой, игровой, художественно-эстетической;
  • психолого-педагогическая работа.

Содержание воспитательно-образовательного процесса определяется программами «Кроха» Г.Г. Григорьевой, «Программой воспитания и обучения в детском саду» ред. М.А.Васильевой, «Музыка малышам» В.А. Петрова, «Топ-хлоп, малыши» Т. Сауко, А. Буренина.

Для успешной реализации задач потребовалось создание определённых условий:

Продуманный режим дня, сетка занятий – одно из важнейших условий развития ребенка. Сетка занятий составлялась с учетом программных требований, возрастных особенностей детей и времени пребывания в группе. Образовательный процесс организовывается максимально компактно, чтобы в условиях ограниченного времени не упустить из виду ни одного важного направления развития ребенка.

Разрабатывая раздел «Музыкальное воспитание для детей кратковременного пребывания в детском саду» выделили в работе несколько аспектов:

  • характеристика возрастных особенностей детей,
  • задачи развития,
  • содержание и условия педагогической работы,
  • музыкальный репертуар.

Задачи музыкального развития:

  • увлекать, удивлять и радовать детей музыкой;
  • приучать малышей внимательно её слушать, развивать умения прислушиваться к словам песни, самим воспроизводить простейшие интонации.
  • учить выполнять под музыку игровые и плясовые движения, соответствующие словам песни и характеру музыки.

Музыкальные занятия проводятся 1 раз в неделю со всеми детьми и родителями.

Занятие включает: слушание музыки, песенку, побуждающую детей к слоговому пению или звукоподражанию: игровые упражнения или музыкальную игру; пляску.

Какому разделу уделить больше времени на музыкальном занятии, а какому меньше или вообще исключить, каждый раз определяет музыкальный руководитель.

По изобразительной деятельности выделили следующие задачи:

Развивать:

  • интерес малыша к изобразительному материалу и познавательные действия с ним;
  • интерес ребёнка к действиям взрослых с материалом;
  • интерес малыша к следу, оставленному на бумаге и появление ассоциативного образа.

Все происходит в игровой форме. Это похоже больше на мини-спектакль. Через игровой персонаж педагог показывает возможности изобразительных средств. Это делается как для детей, так и для родителей. Вместе с родителями дети рисуют фломастерами, карандашами. Мы используем краски – рисуем штампиками (кубиками, цилиндрами и т.д.), кольцами.

Занимаемся мы и лепкой – в качестве изобразительного материала используем тесто. Детям это очень нравится. Аппликацию тоже не обходим стороной – к «голой» выточке дети с удовольствием приклеивают пластилиновыми шариками листочки. Нужно это не только детям, но и родителям – в свободное время они будут знать, как правильно заниматься с детьми, на что необходимо обратить внимание. Одним из важнейших факторов хорошего физического и психического развития является правильно организованная двигательная активность ребёнка. С детьми данной группы проводятся занятия в физкультурном зале, подвижные игры и упражнения.

В групповой комнате так же помещено оборудование для занятий с детьми: мячи, дуги, скамеечки и т.д., а так же нетрадиционное оборудование для профилактики плоскостопия, массажа ног.

Большое значение для развития взаимодействия семьи и детского сада приобрело общение родителей друг с другом и со специалистами МДОУ, участие в совместных мероприятиях.

Включение родителей в процесс воспитания и обучения, не только облегчает адаптацию ребёнка, но и учит родителей относится к воспитанию ребёнка как к сложному и кропотливому процессу введения ребёнка в пространство культуры. Дети чувствуют себя более комфортно с мамами, чем в обычной группе.

Во время игр педагоги предлагают родителям помочь ребёнку принять игровую роль, поучаствовать в совместных со взрослыми и детьми занятиях.

Подобные поручения не только помогают родителям узнать возможности своего ребёнка, но и освоить способы организации игр и занятий с ним, востребованные в домашних условиях.

Педагоги поручают закреплять с детьми полученные в детском саду знания на занятиях, во время домашних игр.

В конце года заметна положительная динамика в развитии детских видов деятельности, особенно в движениях детей, речевом общении и сенсорных представлениях.

Результатом трехлетней целенаправленной, системной работы педагогов и содержательной предметно-развивающей среды, мотивирующей деятельность детей с учётом разного уровня их развития, является:

  • успешная адаптация детей к условиям детского сада и поступление в 1 младшую группу, пройдя программу 2 ясельной группы;
  • обеспечение доступности образования для всех слоев населения;
  • положительная динамика в развитии детских видов деятельности, особенно в движениях детей, речевом общении и сенсорных представлениях.

Карта – характеристика инновации. «Группа кратковременного пребывания»

  1. Проблема не посещение отдельными детьми групп раннего возраста; трудности в адаптации детей
  2. Цель создать группу с кратковременным пребыванием детей, осуществить плавный переход от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в детском саду; педагогическое просвещение родителей
  3. Сущность инновации укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивая эмоциональное благополучие и учёт индивидуальных возможностей детей раннего возраста; формирование у детей адекватных возрасту способов и средств общения со взрослыми и сверстниками; развитие познавательной сферы в соответствии с возрастом, расширение кругозора, усвоение общепринятых способов использования предметов окружающих мира; взаимодействие с родителями с целью развития у них педагогической компетентности по отношению к собственным детям.
  4. Прогнозируемый результат нововведения лёгкая адаптация детей к детскому саду, развитие личности ребёнка, заинтересованность родителей в педагогически _ правильном воспитании детей.
  5. Инноватор воспитатели групп раннего возраста, муз.руководитель, инструктор по физическому воспитанию, инструктор по изодеятельности, психолог, логопед, мед. персонал
  6. Этапы реализации:
  • Подготовительный – посещение детской поликлиники, анализ списка детей, не посещающих д/с, посещение семей, беседы с родителями, создание развивающей среды, подбор кадров;
  • Проектировочный – постановка задач, составление программы развития детей 2-го года жизни, содержание работы;
  • Экспериментальный – работа проводилась с детьми до 2-ух лет и их родителями;
  • Корректировка поставленных задач;
  • Аналитический – беседы с родителями, воспитателями, экспертный контроль.
  1. Экспертный контроль психолог, директор д/с, ст.воспитатель, педагоги, родители, медицинская сестра.
  2. Оценка инновации 3 балла (оптимальный):
  • 0 – критический уровень
  • 1 – низкий уровень
  • 2 – допустимый
  • 3 – оптимальный

Дети легко адаптировались в 1 младшей группе, отмечается положительная динамика в развитии детских видов деятельности, педагогическом просвещении родителей.

  1. Инновация прошла апробирование /4 года /