Сценарий вечера "Умницы и умники" для 8—11-х классов

Разделы: Химия, Биология, География


Цель проводимого мероприятия:

1. Развитие умений выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов, развитие умственных способностей.

2. Воспитание устойчивого интереса к изучаемым предметам, положительное отношение к знаниям, коллективной творческой деятельности.

3. Развитие творческих способностей и умений учащихся.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, чёрный ящик, реквизиты для танцевального конкурса.

Правила игры:

  1. Команда, самостоятельно ответившая на заданный вопрос, получает 1 балл.
  2. Если команда берёт помощь класса, то получает 0.5 балла.
  3. Если команда и болельщики не дают правильного ответа, вопрос переадресовывается другой команде.

Вступительное слово учителей:

1. Здравствуйте!

2. Добрый вечер, дорогие друзья!

1. Мы рады приветствовать всех, кто пришел сегодня принять участие в конкурсе знатоков естественных наук и всех болельщиков!

2. И сегодня на нашей игре давайте сохраним атмосферу добра, взаимопонимания, дружбы, но при этом не забудем и про дух соревнования.

1. Для этой игры нам понадобится жюри. Членами жюри сегодня являются: <представление жюри>

2. Приветствуем участников нашего интеллектуального конкурса.

1. Итак, мы начинаем.

Первый конкурс: “Приветствие команд”.

Команды представляют девиз, название, приветствие соперникам, жюри.

Второй конкурс “Разминка” (загадки по химии, биологии, географии).

1 ведущий:

Прошу вас ребятки
Отгадать загадки.
Если будет вам невмочь,
Класс ваш сможет вам помочь.

Загадки по биологии

1. Изба белена, а маковка зелена. (Берёза)

2. Стоит бочка, на бочке кочка, на кочке - лес. (Человек.)

3. Вьётся верёвка, на конце - головка. (Змея)

4. Рот есть - не говорю, глаза есть - не мигаю. (Рыба.)

5. На ветках - плотные комочки в них дремлют клейкие листочки. (Почки.)

6. Явился в жёлтой шубке - прощайте две скорлупки.(Цыплёнок)

Загадки о химических элементах

Я светоносный элемент.
Я спичку вам зажгу в момент.
Сожгут меня – и под водой
Оксид мой станет кислотой. (P)

У меня дурная слава:
Я – известная отрава.
Даже имя говорит,
Что я страшно ядовит. (As)

Из меня состоит все живое,
Графит, антрацит, алмаз.
Я на улице, в школе, в поле,
Я в деревьях и в каждом из вас. (С)

Я – металл серебристый и легкий,
И зовусь “самолетный металл”,
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал. (Al)

Давно известна человеку:
Она тягуча и красна,
Еще по бронзовому веку
Знакома в сплавах всем она. (Cu)

Прославлен всеми письменами
Металл, испытанный огнем.
Манил к себе людей веками.
Алхимик жил с мечтой о нем. (Au)

Загадки по географии.

Шар не велик, лениться не велит,
Если знаешь предмет,
то покажешь весь свет. (Глобус)

Море есть - плавать нельзя,
Дороги есть - ехать нельзя,
Земля есть - пахать нельзя
Луга есть - косить нельзя. (Карта)

Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, а рама зелёная. (Пруд)

По морю идёт, идёт, а до берега дойдёт – тут и пропадёт. (Волна.)

Летом – молчит, лежит- молчит
Когда умрёт, тогда запоёт. (Снег)

Не море, не земля,
Корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото)

3. Конкурс (Слайд-вопросы).

1 ведущий.

А сейчас вопросы будут сложнее
Не торопитесь с ответом, обсуждайте дружнее.

2 ведущий

Через минуту представьте нам свой ответ
А мы вам скажем: “да” или “нет”.

См. приложение.

4 конкурс “Чёрный ящик”

1 ведущий

В тёмном ящике тихонько
Размещается предмет
Угадайте, что же это?

2 ведущий

- Может подскажем?

1 ведущий

- Ну, уж нет!

1. В Древнем Китае размоченную кору тутового дерева расщепляли на тонкие ленты и варили в растворе извести два часа. Затем полученную массу разбивали молотками, добавляли в нее клей, заливали водой и все это просеивали через тонкое сито. Массу, осевшую в сите, опрокидывали на доску и прессовали. Полученное изделие просушивали и использовали. А для чего его использовали? (Полученную бумагу, естественно, использовали для письма).

2. Это неразрывно связано с морем. Это являлось компонентом панциря воинов в Древней Греции. В Древнем Китае это служило деньгами. Что это? (Это соль, которой в частности пропитывали панцирь воина в Древней Греции).

3. Красивыми в Древнем Египте считались жирные волосы, поэтому египтяне обильно смазывали их жиром. В дни похорон принято было посыпать голову пеплом. Однажды во время похорон пошел дождь, и в этот момент, как гласит предание, произошло событие, которое сыграло значительную роль в жизни человечества. Оно остается важным для нас и сейчас. Что же произошло? (Головы египтян покрылись пеной. Так, если верить преданию, из соединения жиров и золы возникло мыло.)

4. Плиний Старший описал случай, когда финикийские мореплаватели, застигнутые штормом, разложили костер на песчаном берегу. Котел они поставили на глыбы соды, которую везли на продажу. Что же они обнаружили на кострище утром? (Стекло.)

5. Известно, что в жизни России большую роль играет картофель, во Франции – виноград, в странах южной Европы – олива. А какой плод, если верить легендам, трижды влиял на судьбы человечества и в каких ситуациях? (Яблоко с древа познания, яблоко раздора и яблоко, подсказавшее Ньютону закон всемирного тяготения).

6. Какое растение сырым не едят, а когда сварят, - выбрасывают? (Лавр.)

5 Конкурс “Шарады” (См. приложение)

1 ведущий

Мы будем очень рады
Коль разгадаете шарады.
Местоимение, предлог,
Меж них – фамилия поэта.
А целое – известный плод,
Что зреет на исходе лета. (Яблоко)

Шараду запишите так:
Две ноты, буква, мягкий знак,
Все – куст, его вы без труда
Найдете в парках и садах. (Сирень)

Чтоб отгадать – имей терпенье.
С “л” - часть лица,
А с “б” - растение. (Лоб–боб)

Мы первым подзовем кота,
Вторым измерим толщу вод,
Союз на третье нам пойдет,
А целым станет… (Кислота)

Первый слог мой – повозка большая.
Моральная сила – слог мой второй.
В целом, важнейшую роль выполняя,
Хоть и невидим, всегда я с тобой. (Воздух)

В океанах я бываю,
Корабли там разбиваю,
Если ж букву написать,
Стану в воздухе летать. (Риф-Гриф)

Пойди - ка в сад и погляди,
Я там цвету, благоухаю
Но “г” поставишь впереди,
И в небе я загромыхаю (Роза-Гроза)

Слог первый – морское название востока,
Второй же – в земле вырывают глубоко,
А целое можно узнать без труда-
Его окружает сплошная вода. (Остров)

6 конкурс “Буриме”

2 ведущий

Поэтом можешь ты не быть
Но срифмовать сейчас обязан.
Три балла сможешь получить.
Иначе будешь ты наказан.

1.

Дырка – пробирка
Нос – купорос

2.

Соль – боль
Бром – гром

3.

Горы – узоры
Вулкан – ураган

4.

Карта - парта
Рифы – мифы

5.

Леса – небеса
Мебель – стебель

6.

Плод – компот
Почки - листочки

7 конкурс “Песенный” (См. приложение)

 Исполнить песни о растениях семейства розоцветных.

1 ведущий

Нам песня строить и жить помогает.
Она, в душе, в нашем сердце живёт
И тот, кто с песней по жизни шагает
Он в этом конкурсе не пропадёт.

2 ведущий

Но заданье не простое
Заморочечка в нём есть
Вы семейству розоцветных,
Песней выразите лесть.

8 конкурс “Танцевальный”

Ведущий

Долго вы у нас сидели.
И мозги уж закипели
Мы разминку в виде танцев
Предлагаем провести.
А жюри за это время
Все итоги подвести.

Танцы народов мира.

  1. Грузинский
  2. Русский народный
  3. Африканских аборигенов
  4. Украинский
  5. Народов севера
  6. Восточный

Рекомендуемая музыка:

“Лезгинка”, “Коробейники”, “характерный фоновый эффект” (См. приложение), “Ты ж меня пидманула”, “Увезу тебя я в тундру”, “Восточные сказки”.

Ведущий 1.

Ну, вот и подошла к концу наша игра
И расстаться ненадолго нам пришла пора.
Будем мы с улыбкой вспоминать,
Как пытались умом баллы добывать,

Ведущий 2.

Но не важен в баллах результат,
Дружба побеждает – это факт.
А находчивость по жизни нас ведет,
Знатокам всегда, везде у нас почёт.

Подведение итогов. Награждение.

Приложение, музыка.