Элективный курс "Окружающая среда и здоровье человека"

Разделы: Экология


Пояснительная записка.

Состояние окружающей среды становится всё менее благоприятным для существования человека, его здоровья. Причин экологических бедствий множество. Это и чрезвычайно низкая экологическая культура науки, и проблема в экологическом образовании.

Экологическое образование.

Экологическое образование призвано формировать у человека, и в первую очередь у школьника, правильное отношение к окружающей среде и к своему здоровью. И если об отношении к окружающей среде мы говорим давно, то отношение к здоровью начинает приобретать всё большее социальное значение только в последнее время.

Исследования показывают, что здоровье населения более чем на 50% зависит от образа жизни, на 15-20% от состояния окружающей среды и на столько же от наследственности человека и системы здравоохранения.

Образ жизни должен отвечать оптимальным гигиеническим требованиям и нормам. В связи с этим возрастает роль школы не только в укреплении здоровья учащихся, но и в пропаганде здорового образа жизни, формировании убеждённости в его необходимости. Базовый уровень биологического образования даёт учащимся минимум знаний и представлений об окружающем мире. Профильное школьное биологическое образование предназначено не столько углубить этот уровень, сколько систематизировать полученную информацию и сформулировать у учащихся целостные представления о мире живой природы.

Курс окружающая среда и здоровье человека углубляет содержание раздела курса биологии “Человек и его здоровье”, использует межпредметные связи с основными курсами биологии, экологии, химии.

Основная цель курса

Данный курс ставит своей целью развитие умений и навыков, связанных с овладением простейшими приёмами исследования окружающей среды, самонаблюдением и пропагандой экологических и гигиенических знаний. Курс имеет профориентационную направленность в области медицины и охраны природы.

Основные задачи курса

  1. Углубление и систематизация знаний учащихся полученные при изучении основного курса.
  2. Развитие индивидуальных познавательных интересов учащихся к биологии и экологии.
  3. Способствовать решению задач экологического воспитания учащихся, формированию бережного отношения к природе.
  4. Раскрыть основные источники загрязнения окружающей среды.
  5. Развивать навыки проектной и исследовательской деятельности.

Курс рассчитан на 14 часов, включает теоретическую и практическую часть. Это даёт учащимся в рамках одного курса применять на практике свои знания и умения.

Требования к знаниям и умениям учащихся

После изучения программы данного курса учащиеся должны знать:

Экологические понятия – экология, ноосфера, окружающая среда, экологические факторы, здоровье, виды загрязнений, экологические проблемы. Как загрязнение биосферы влияет на здоровье человека.

После изучения программы данного курса учащиеся должны уметь:

  • работать в группах;
  • проводить микроисследование, обрабатывать полученную информацию;
  • писать рефераты, придерживаясь определенной структуры;
  • решать задачи с экологическим содержанием;
  • оценивать ситуацию и действовать с наименьшим ущербом для своего здоровья.

Лучшему усвоению материала способствует использование краеведческого материала как иллюстрации к конкретным примерам. В качестве активных методов обучения необходимо использовать:

  • методы поискового и исследовательского характера;
  • задания по оценке экологической ситуации в городе, поиск источников экологической опасности вблизи и внутри школы;
  • проведение экологической экспертизы;
  • работа с картографическими материалами;
  • написание рефератов и выступление с ними перед учащимися других классов, на научно-практических конференциях.

Наиболее удачными формами изучения теоретического материала курса будут лекции, практические работы, семинары. На основе практических работ возможно выполнение учебно-исследовательских работ.

Тематическое планирование программного материала

Тема

Кол-во часов

Вид занятий

Введение 1 час
1. Экология как наука ее связь с другими науками. 1ч. Лекция с элементами беседы
I Экология и здоровье человека 3 часа
1. Здоровье человека общественное и личное достояние. Факторы здоровья. 1ч. Лекция с элементами тестирования.
2. Влияние экологических факторов на здоровье населения. 1ч. Беседа
3. Определение гармоничности физического развития. 1ч. Практическая работа
II окружающая среда и здоровье человека
1. Ландшафт как фактор здоровья. 1ч. Лекция
2. Какому быть городскому ландшафту в 21 веке. 1ч. Защита мини проектов.
3. Влияние звуков на человека. Шумовое загрязнение. 1ч. Семинар
4. Питание и здоровье человека. Болезни связанные с нерациональным питанием. 1ч. Комбинированное занятие
5. Погода и самочувствие человека. 1ч. Лекция
6. Биологические загрязнения и болезни человека. 1ч. Лекция
7. Выявление природно-очаговых заболеваний своей местности. 1ч. Практическая работа
8. Влияние факторов на здоровье человека. 1ч. Защита рефератов
III Антропогенная среда и здоровье человека
1. Экологические проблемы причины их возникновения, связь со здоровьем и пути их решения. 1ч. Лекция
2. Влияние различных видов загрязнения на здоровье человека. 1ч. Семинар

Содержание курса:

Введение 1ч.

Экология как наука, изучающая взаимопонимание организмов друг с другом и окружающей их средой. Взаимосвязь биологии и экологии и их роль в познании окружающего мира.

Тема I

Экология и здоровье человека 3 ч.

Понятие здоровья личного и общественного. Факторы влияющие на здоровье людей. Гармоничность физического развития.

Тема II

Окружающая среда и здоровье 8 ч.

Влияние ландшафта, звуков, погоды, питания на здоровье человека. Понятие о биологическом загрязнении и болезнях человека. Природно-очаговые заболевания.

Тема III

Антропогенная среда и здоровье человека 2 ч.

Экологические проблемы и пути их решения.

Итого 14 ч.

Методические рекомендации

В настоящее время экологическая грамотность недостаточна, а это в свою очередь порождает угрозу безопасности человека. Поэтому необходимо вооружить учащихся основами экологических знаний, необходимых для повседневной жизни. Наиболее удачными формами изучения теоретического материала курса будут лекции, практические работы, семинары. На основе практических работ возможно выполнение учебно-исследовательских работ. Занятия элективного курса с одной стороны дают учащимся теоретические знания, формирующие экологическое мировозрение, с другой – практические навки, умение оценивать ситуацию. Формируется умение работать в группе анализировать и изучать дополнительный материал. Развивает логическое мышление.

Список литературы.

  1. Гаветуха О.Г. Валеологический практикум для старшего школьного звена Оренбург, 1999г.
  2. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. М.: “Агар”, 2000г.
  3. Гагдиси Д.Т. Экология и здоровье. М.: Знание, 1985г.
  4. Эн Хольм Э. Окружающая среда и здоровье человека. М.: Прогресс, 1980г.
  5. Криксупов Е.А.. Экология М.: Дрофа, 1995г.
  6. Попов В.А. “биосфера” Казань “Татарское книжное объединение”, 1981г.
  7. Чернова Н.М. Экология М.: Просвещение, 1988г.
  8. Алексеев С.В. рактикум по экологии М.: АО МДС, 1996г.
  9. Михеев А.В. “Охрана природы” М.: “Просвещение”,1997г.
  10. Мишакова В.Н. “Биологическое краеведение” Оренбург, 1997г.