Урок культуры: "Азбука вежливости от А до Я"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


ЦЕЛИ МЕРОПРИЯТИЯ:

  • способствовать развитию нравственного самопознания,
  • выработка навыка вежливого общения с друзьями, учителями, родителями,
  • напомнить о правилах поведения в общественных местах,
  • обратить внимание на то, какие добрые слова должны сочетаться с добрыми поступками,
  • развитие внимательного и доброжелательного отношения к другим участникам игры,
  • формирование дружеских отношений между учащимися разных классов.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • листочки со стихами для детей,
  • листочки с алфавитом,
  • карточки с вопросами и ответами,
  • варианты ответов для задания “35 к одному”,
  • слово ГЛУБОКОУВАЖАЕМАЯ на карточках.

ПРАВИЛА:

  1. В занятии принимают участие 4 команды, из учеников 3, 7, 11 классов.
  2. За ходом выполнения заданий следят ученики 11 класса – жюри. Они же и подчитывают очки за правильные варианты выполненных заданий.
  3. За чтение стихов – ответственные ученики 7 класса.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I. Вводное слово.

- Сегодня мы с вами проведём игру “Азбук вежливости от А до Я”. Это занятие посвящено теме вежливости. А вежливость неотделима от доброжелательности. А она проявляется не только в поступках, но и словах.

- Ответьте на такие вопросы:

- Сколько раз и с кем ты сегодня поздоровался?

- Сколько раз ты назвал по кличке своего одноклассника?

- Кто из вас, просыпаясь, говорит своим близким “доброе утро”?

- Экзюпери говорил: “Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения”.

- А что такое общение?

- Об этом хорошо говорят пословицы и поговорки:

  • Возле людей живи да потирайся и ума набирайся.
  • Всегда и всюду будь лицом к люду (то есть к народу).
  • Держи с народом связь – не ударишь лицом в грязь.

II. Стихи о значимости вежливых слов в жизни.

- Вы знаете много добрых слов. Давайте вспомнить, какие из них нужно говорить и когда.

Эти слова все известны давно,
Видишь, они просты, и не новы.
Но я ещё раз повторю всё равно:
- Добрые люди, будьте здоровы!

- Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и красоты.

- Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
- Здравствуйте! – улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.

За что мы говорим “спасибо”?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали? Сколько раз?

Нам желаю “Доброго пути”.
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Только к доброму чему-нибудь.

Отменить, что ли, слово “пожалуйста”?
Повторяем его постоянно.
Нет, пожалуй, что без “пожалуйста”
Нам становится неуютно.

Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать,
И что обещал – забывать.
Но если я всё же забуду –
Простите, я больше не буду.

- Ну, как вспомнили? Перечислите эти слова.

III. “От А до Я”.

- Сейчас мы проверим, много ли вы знаете вежливых слов. Вам нужно составить свою “азбуку”, то есть подобрать вежливые слова на каждую букву алфавита. По одному слову на каждую букву, всего у вас может быть – 27 слов. Какая команда составит большее количество слов за 4 минуты, та и получает больше очков.

(раздать командам листки с алфавитом)

IV. “Найди окончание”.

- В этом задании вам предлагается вспомнить некоторые правила этикета, то есть правила поведения в обществе. Каждой команде мы выдадим карточку, на которой даны начало предложения, а вам нужно найти его продолжение, или же дан вопрос, на который нужно подобрать ответ. Будьте внимательны, здесь вам даётся 2 минуты, но выполняют это задание только ученики 3-го класса. А ученики 7 и 11 их просто контролируют, но не вмешиваются.

  1. Что стоит дёшево, а ценится дорого? (вежливость)
  2. Кто должен первым здороваться? (мужчина с женщиной, младший со старшим)
  3. Как называется вежливость королей, имеющая самое непосредственное отношение к хозяйке вечера? (точность)
  4. Где чистота там и ... (красота)
  5. Воспитанный человек не тот, кто не пролил соус на стол, а тот, кто ... (не заметил, как это сделал другой)
  6. Если хочешь, чтобы никто не узнал о твоих плохих поступках ... (не совершай их)

V. “Лестница”.

- Это задание не просто так называется “Лестница”. Дело в том, что вы сейчас будете строить лестницу, но не просто лестницу, а лестницу из слов. Но нужно быть внимательными, так слова должны быть вежливыми, и каждое следующее слово должно быть на 1 букву больше, чем предыдущее. На выполнение задания вам даётся 5 минут. А начнёте вы со слова ДОБРО, в нём 5 букв.

VI. “35 к одному”.

(Проводится заранее подготовка в виде опроса группы учащихся и составления рейтинга самых непопулярных ответов)

- Это задание будет похоже на одно из заданий игры “100 к одному”. Так как у нас 4 команды, то играть они будут по 2 команды. Для каждой пары команд будет задан вопрос. Командам нужно отгадать 6 самых непопулярных ответов, которые давали ученики разных классов. Больше очков команда может получить за самые непопулярные ответы. Но, если команда, даёт 2 неправильных ответа, то ход переходит к другой команде.

- Вторая команда предлагает разные варианты ответа на вопрос, а капитан выбирает только один, самый верный, и называет ответ. Если этот ответ есть, то все заработанные очки переходят к отвечающей команде, то есть ко второй.

Задание для первой пары команд: Назвать слова приветствия.

Задание для второй пары команд: Назвать слова извинений.

VII. “Составь слова”.

- В этом задании каждая команда будет составлять различные слова-существительные из букв заданного слова. Выигрывает та команда, у которой получится больше слов. Но всё задание вам даётся только 5 минут. Будьте внимательны, выслушивайте каждого члена вашей команды, обращайте внимание на уже записанные слова, чтобы они не повторялись.

(Слово выдать каждой команде - ГЛУБОКОУВАЖАЕМАЯ)

VIII. Заключительное слово.

- Наше занятие подходит к концу. Но прежде, чем мы с вами простимся, мы предлагаем вам послушать ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ. Внимательно послушайте их и скажите, а как по-настоящему нужно поступить в данной ситуации.

СОВЕТ 1.

Если ты пришёл к знакомым,
Не здоровайся ни с кем,
Слов “пожалуйста”, “спасибо”
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.

СОВЕТ 2.

Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома –
Пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом,
В разговоры не вступай:
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.

СОВЕТ 3.

Девчонок надо никогда
Нигде не замечать.
И не давать проходу им
Нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять,
Пугать из-за угла.

- Так как по-настоящему нужно поступить в данных ситуациях?

- Каким должен быть каждый человек?

IX. Итоги игры.

- Итак, давайте подведём итоги заданий. Какая команда набрала большее количество очков. Слово жюри.

- Мы очень надеемся, что каждый из вас будет вежливым и воспитанным. А для этого, конечно, нужно быть ещё и добрыми. Ведь добрым жить на белом свете веселей. Так как добро остаётся добром всегда: в прошлом, настоящем и будущем. И поэтому хочется закончить наше занятие такими словами:

Надо, надо, добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы хоть чуточку добрей.

Список литературы:

  1. Лупоядова Л.Ю., Якимович И.Г. Копилка классного руководителя. – Брянск: Курсив, 2003.
  2. Уроки знаний. Классные часы (беседы, диспут, игра, устный журнал, литературно-музыкальная композиция) 3-8 классы. / Сост.Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2004.

6.03.2008