Посвящение в юные химики

Разделы: Химия


Девиз:

Орешек знаний тверд, но все же
Мы не привыкли отступать!
Нам расколоть его поможет
Простой девиз: “Хочу все знать!”

Ведущие - выпускники школы.

1-й ведущий. Химики! А, что это значит?

Это бессонные ночи, это лабораторные и практические работы, и это родители, которые говорят: “Кошмар! Наш ребенок - химик!” И это счастье? И это жизнь?

Вы хотите спросить: “Почему же становятся химиками?”

2-й ведущий. (Гордо). Да, потому, что химики - это бессонные ночи, это постоянные разговоры о химии, это лабораторные и практические работы, и это родители, которые говорят: “Представьте, наш ребенок - химик! И это счастье! И это жизнь!”

Сегодня за право называться “Юными химиками” сражаются две команды:

“Алхимики” и “Пламя”.

Представление команд: команды по очереди представляют себя и произносят девизы. Девиз команды “Алхимики”: “Лучше верить в “философский камень”, чем не верить и не творить”. Девиз команды “Пламя”: “Гори, но не как пламя спички, как пламя вечного огня”.

1-й ведущий. Теперь командам предстоит принять участие в состязаниях за звание “Юный химик”.

К концу состязаний мы надеемся вы докажите, что достойны называться юными химиками и крепкий орешек “Наука химия” - вам по зубам.

Судит жюри. В его составе:

- счетчики;

- держатель времени.

За каждый правильный ответ – 1 жетон. Команда должна набрать не менее 10 жетонов.

1. Разминка.

- Для капитанов команд и их помощников.

Пришло послание от Доброжелателя химического кружка: “С помощью таблицы Менделеева расшифровать послание”.

Для первой команды “Алхимиков”:

24 49 12 49 ч 63 16 19 49 63   88 63 18 19 52 49 74 ы   11 18
                                           

Для второй команды “Пламя”:

74 19 у 16   84 88 76 5 76 74 18 52 ь   11 63 3 я 79 я !
                                           

Капитан каждой команды со своим помощником расшифровывает послание Доброжелателя с помощью системы химических элементов Д.И.Менделеева. Буквы текста зашифрованы порядковыми номерами химических элементов. Необходимо найти этот элемент в таблице и записать первую букву его названия в пустую клеточку под цифрой.

После расшифровки послания капитаны команд должны объединить два отрывка и получить фразу: “Химические реактивы на вкус пробовать нельзя!”.

- Пока капитаны команд расшифровывают послание Доброжелателя,

2-й ведущий проводит разминку с остальными участниками команд, задавая им шуточные вопросы:

Какой элемент всегда рад? (Радон).

Какой газ всегда утверждает, что он не он? (Неон).

Какой элемент может воду родить? (Водород).

Какой элемент состоит из двух животных? (Мышьяк).

Какой элемент является настоящим гигантом? (Титан).

Какой элемент вращается вокруг солнца? (Уран).

В фамилии какого ученого 9 букв из них 4-“е”? (Менделеев).

1-й ведущий.

2. Домашнее задание команд: “Знакомьтесь химия!”. Из истории химии.

Каждая команда должна заранее подготовить реферат и рассказ по данной теме с демонстрацией занимательного опыта.

Предоставляется слово участникам каждой команды по очереди.

Первая команда представляет реферат “Алхимия - мать химии” и занимательный опыт “Золотой нож”. После краткой презентации содержания реферата членами команды капитан говорит: “Наш занимательный опыт. Я еще не волшебник, я только учусь, но я могу за несколько секунд, без помощи “философского камня”, этот старый железный нож превратить в “золотой”. Опускает нож в подкисленный раствор медного купороса и он приобретает вид “золотого ножа”.

2-й ведущий.

Вторая команда представляет реферат и презентацию “Из истории спичек”. После интересной презентации истории спичек капитан говорит: “А я могу без помощи спичек зажечь маленький костер. Для этого достаточно всего несколько магических заклинаний и, … костер горит!”.

На асбестовой железной сетке стоит маленькая плоская тара со смесью перманганата калия с концентрированной серной кислотой в виде кашицы, заложенная сверху сухими стружками. Капитан незаметно капает на смесь этиловый спирт, смесь воспламеняется и воспламеняет стружки.

1-й ведущий.

3. Эстафета.

На доске две таблицы “Строение атомов”. Задача участников команд - по очереди, передавая друг другу мел, как можно быстрее заполнить таблицу по строкам. Последним идет капитан и проверяет таблицу, если нужно исправляет ошибки.

Таблица №1 “Строение атомов”.

Химический элемент Заряд ядра атома Число протонов Число нейтронов Общее число электронов Число электронов на внешнем уровне
Ca ? ? ? ? ?
? ? 9 ? ? 7
? +6 ? 6 ? ?

Таблица №2 “Строение атомов”.

Химический элемент Заряд ядра атома Число протонов Число нейтронов Общее число электронов Число электронов на внешнем уровне
? +13 ? 14 ? ?
? ? 8 ? ? 6
Na ? ? ? ? ?

2-й ведущий.

4. Химическая пауза.

Все вы знаете могущественного и прославленного во всех 4-х странах света Джина Абдурахмана Ибн Хоттаба. Помните, какие чудеса совершал волшебник Хоттабыч? Сегодня он у нас в гостях.

Появляется выпускник, в образе сказочного Хоттабыча, и показывает чудеса:

- “Несгораемый платок”;

- “Появление дыма от внушения”;

- “Волшебный кувшин”.

Показ сопровождается эмоциональной, загадочной беседой.

Хоттабыч: “Мне пора! На прощанье я хочу вручить вам конверты с моими пожеланиями”

(пожелания немые, для их прочтения (проявления) надо промокнуть ватным тампоном, смоченным Fe CI3, т. к. они написаны невидимым раствором таннина). После проявления появляется текст.

“Дорогие ребята! Химия удивительная и увлекательная наука. Она может творить чудеса! Успехов вам в ее познании!

Волшебник Хоттабыч.

“До свидания, ребята! Мне пора уходить. До новых встреч”.

1-й ведущий. Здорово! А кто может дать объяснение этим занимательным опытам?

Первый опыт “Несгораемый платок”. Платок сначала был смочен водой, а затем спиртом. При поджигании спирт сгорает, а платок остается невредимым.

Второй опыт “Появление фиолетового дыма от внушения”. На пламени спиртовки нагревается пустая круглодонная колба, а затем незаметно на дно бросается небольшой кусочек кристаллического йода. Происходит возгонка йода, и появляются клубы фиолетового дыма. Предварительно, показывающий опыт, ведет словесную игру со зрителями.

Третий опыт “Волшебный кувшин”. В кувшине прозрачный раствор соды. В четыре “пустых” стакана по очереди наливается раствор из кувшина. В первый стакан наливается “вода”, он действительно пуст, во второй-“сироп”, так как дно стакана смочено раствором фенолфталеина, в третий – газировка, так как дно его смочено раствором соляной кислоты, в четвертый – “молоко”, потому что дно стакана смочено раствором хлорида бария.

5. Ассорти.

Перед каждой командой лежит груда карточек на магнитной основе, с изображенными на них формулами (оксидами, основаниями, кислотами, солями).

Задача каждой команды классифицировать их по группам, прикрепить на магнитную доску и дать название веществам.

1 команда: CaO, N2O3, H2SO4, H2CO3, Fe(OH)2, KOH, K3PO, Na2CO3.

2 команда: CO2, Fe2O3, HCl, H3PO4, Cu(OH)2, NaOH, BaSO4, CaCO3.

2-й ведущий.

6. Читалочка.

Переведите с языка химического на общепринятый следующие выражения:

“ Не все то аурум , что блестит”.

“Слово аргентум, а молчание аурум”.

“Феррумный характер”.

“Много аш-два-о утекло”.

Отвечают команды по очереди.

1-й ведущий.

7. Эксперимент. Соревнование “Какая команда быстрее?”. Время -1 минута.

Даны вещества: NaOH, Ca(OH)2, HCI, H2O .

Как опытным путем определить, где что находится?

1-й и 2-й ведущие.

8. Последний шанс. Блиц-турнир.

За одну минуту команды по очереди должны дать как можно больше ответов.

(Число жетонов – равно числу ответов).

  1. Наука о веществах и превращениях их друг в друга. (Химия).
  2. Как называются соединения, состоящие из двух элементов? (Бинарные).
  3. Какое молоко не пьют? (Известковое).
  4. Вещества, состоящие из одного вида атомов. (Простые).
  5. То из чего состоят окружающие тела. (Вещества).
  6. Соединения, состоящие из двух элементов, один из которых кислород? (Оксиды).
  7. Как называются водородные соединения металлов. (Гидриды).
  8. Самый легкий газ? (Водород).
  9. Какое простое вещество – неметалл – жидкость. (Бром).
  10. Как называются вещества, состоящие из двух и более химических элементов? (Сложные).
  11. Явления, при которых из одних веществ образуются другие. (Химические реакции)
  12. Химическая связь, возникающая за счет общих электронных пар. (Ковалентная).
  13. Молярная масса – это …….(Масса одного моля).
  14. Сколько электронов не хватает атому серы до завершения? (Два).
  15. Магний металл или неметалл? (Металл).
  16. Химическое название воды. (Оксид водорода).
  17. На внешнем слое атомов неметаллов содержится электронов от 4 до ……….(8).
  18. Назовите формулу углекислого газа.(CO2).
  19. Самый электроотрицательный элемент? (Фтор).
  20. В периодической системе больше металлов или неметаллов? (Металлов).
  21. Вещество, с помощью которого распознается другое вещество. (Реактив).
  22. Вещества, состоящие из атомов металлов и одной или нескольких гидроксо-групп. (Основания).
  23. Реактивы, с помощью которых распознаются основания и кислоты. (Индикаторы).
  24. Сколько электронов на внешнем уровне атома водорода? (Один).
  25. Кислород простое или сложное вещество? (Простое).
  26. Изотопы водорода: протий, дейтерий и ….(тритий).
  27. Вещество, состоящее из атома водорода и кислотного остатка. (Кислота).
  28. Химические элементы, у которых на внешнем слое от 1 до 3-х электронов. (Металлы).
  29. Условный заряд атома в химическом соединении. (Степень окисления).
  30. Как называется объем одного моля газа. (Молярный).
  31. Химические элементы, у которых внешний слой близок к завершению. (Неметаллы).
  32. Химическая связь между ионами. (Ионная).
  33. Какое вещество гасят водой, хотя оно и не горит? (Оксид кальция).
  34. Сложные вещества, состоящие из металла и кислотного остатка. (Соли).
  35. Хлор – газ или жидкость? (Газ).

2-й ведущий

9. Минута поэзии. Подарок для жюри: стихотворение наизусть на химическую тему. Желательно собственного сочинения. Тоже оценивается.

Жюри подводит итоги.

Ведущие.

Настало время для торжественного посвящения восьмиклассников в “Юные химики”.

Ребята, вы успешно прошли все испытания. Браво! Мы видим, вы вполне готовы продолжить свое многолетнее путешествие по стране увлекательной Химии. Вам предстоит узнать много нового и интересного. И, вступив на этот путь, вы должны дать обещание.

ОБЕЩАНИЕ: Мы, ученики 8 класса, торжественно ОБЕЩАЕМ, на уроках химии быть внимательными, строго соблюдать правила техники безопасности, всегда выполнять домашние задания и на все вопросы стараться находить ответы. ОБЕЩАЕМ.

Всем учащимся 8 класса торжественно вручаются красочные удостоверения “Юного химика” с подписями учителя химии и завуча школы.

В заключение юным химикам в качестве подарка выпускники школы демонстрируют праздничный фейерверк! Опыт “Звездный дождь”. В железный тигель помещена смесь равных количеств KMnO4, порошка древесного угля и железных опилок по фарфоровой ложке. При нагревании смеси появляется красивый столб искр в виде звездного дождя.

Список литературы.

  1. “Занимательные опыты по химии”. В.Н. Алексиенский. Москва. Просвещение. 1980.
  2. “Химические праздники”. И.А.Костенчук. М.:Центрхимпресс.2005.
  3. Журналы “Химия в школе” разных лет.