Урок на тему "Германия – экономический локомотив Европы"

Разделы: География


Цели урока:

  • Обучающие: сформировать у учащихся представление о Германии – как «экономическом локомотиве» Европы, через призму этого понятия проанализировать элементы экономико-географической характеристики страны: географическое положение, природно-ресурсный потенциал, историческое формирование территории, население, хозяйство и внешнеэкономические связи;
  • Развивающие: развивать умение частично-поисковой и познавательной деятельности;
  • Воспитывающие: формирование познавательной потребности, стремления к глубокому усвоению знаний.

Оборудование: Настенная политическая карта Зарубежной Европы, атласы, рисунки, таблицы в учебнике, диаграммы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Интеллектуальная разминка:

  1. Где возникла Древняя Европейская цивилизация?
  2. Что означает этнос?
  3. Когда сложить основные особенности этносов и сформировалась их география в Зарубежной Европе?
  4. Назовите этапы развития Европейских городов.
  5. Национальный состав населения Европы характеризуется относительной однородностью или чрезвычайной пестротой?
  6. Зарубежная Европа имеет высокий уровень развития промышленности или транспорта?
  7. На территории какого государства располагается крупнейший по грузообороту порт Западной Европы?
  8. Назовите самые старые индустриальные районы Европы.
  9. Покажите на карте главную европейскую экономическую ось центра тяжести европейского хозяйства.
  10. Какие сферы охватывает интеграция?

Игра «Кто быстрее!»

(У карты двое учеников на перегонки показывают страну, отгадав ее название).

  1.  Мировой морской извозчик. (Норвегия).
  2. Государство выпускающее знаменитые «Фольксвагены». (Германия).
  3. Единственное православное государство Южной Европы. (Греция).
  4. Государство, обладающее огромными плантациями розовых кустов. (Болгария).
  5. Самое маленькое государство мира. (Ватикан).
  6. Страна озер и болот. (Финлядия).
  7. Туманный альбион. (Великобритания).
  8. Родина Г.Х.Андерсена. (Дания).

Музыкальная заставка (на немецком языке).

III. Изучение нового материала:

Германия – одна из ведущих стран Зарубежной Европы. Она имеет значительную территорию – 356,96 тыс.км2. Самое большое в этом регионе мира население – 81,2 млн. человек и крупнейший экономический потенциал.

Становление Германии в роли европейского и мирового экономического лидера способствовали различные факторы, которые можно объединить в исторические, географические и социальные.

  1. Исторические факторы. Сообщение ученика о историческом формировании территории.
  2. Географические факторы: географическое положение и природно-ресурсный потенциал.

Географическое положение:

  • Важнейшая особенность – центральность расположения на перекрестке трансъевропейских торгово-транспортных путей широтного и меридиального направлений, наличие широкого выхода к Балтийскому и Северному морям, возможность использовать международные реки – Рейн и Дунай.
  • Соседство сухопутное с 9 странами (ученики самостоятельно находят на карте атласа и отмечают в контурных картах).

В пределах 1000 км радиуса от географического центра страны расположены два десятка европейских стран, обладающих мощной экономикой. Особое значение имеют западные соседи, с которыми существуют тесные интеграционные связи.

  • Объединение страны привело к улучшению как ЭГП, так и геополитического положения. ФРГ по-прежнему принимает активное участие в НАТО.
  • По форме правления ФРГ – парламентская республика.
  • Ребята, что означает такая форма правления?
  • ФРГ – парламентская республика с двухпалатным парламентом (бундестаг и бундесрат и правительством, которое возглавляет канцлер).
  • Кто является канцлером на данный момент?
  • ФРГ – федеративное государство.
  • Что означает этот термин.
  • ФРГ состоит из 16 исторических земель.

Природно-ресурсный потенциал.

Сообщение ученика о природных условиях и ресурсах.

Анализ рис.112 стр.195 (автор А.П.Кузнецов) в учебнике. Важнейшие минеральные ресурсы Германии (в контурной карте отмечают крупные месторождения).

- Но даже и по этим видам минеральных ресурсов доля Германии в мировых запасах составляет всего лишь 5-10%. Высококачественный каменный уголь залегает очень глубоко, а пласты его тонкие, что значительно удорожает добычу. Бурый уголь залегает близок поверхности; содержит мало вредных примесей, но имеет низкую теплотворную способность. По запасам калийных солей Германия – один из мировых лидеров.

Анализ карты учениками на наличие других минеральных ресурсов.

Социальные факторы.

- Огромным богатством Германии всегда были ее трудовые ресурсы, многочисленные, трудолюбивые, квалифицированные.

Сообщение ученика о населении ФРГ.

Экономика ФРГ.

ФРГ не случайно называют «экономическим локомотивом» Европы: по большинству экономических показателей она в числе лидеров, а по размерам экономики и масштабам участия в международных экономических отношениях Германии нет равных в Зарубежной Европе.

Учитель анализирует долю Германии в Зарубежной Европе (диаграмма).

ФРГ входит в состав ведущих держав капиталистического мира. 3 место после США и Японии по объему промышленного производства, главный экспортер товаров и услуг.

- Какие товары экспортирует ФРГ?

Особенно велика роль немецкой индустрии, доля которой в экономике страны больше, чем в большинстве других развитых стран.

После второй мировой войны ФРГ первой вступила на путь структурных преобразований своей промышленности.

- С чем это было связано?

В послевоенный период быстрыми темпами развивалась обрабатывающая промышленность.

- Анализ карты атласа. Называют отрасли обрабатывающей промышленности.

Выделяются ведущие отрасли: машиностроение, химическая.

Машиностроительный комплекс является основой международной специализации ФРГ и имеет определяющее функциональное значение для всей экономики страны.

- Анализ машиностроительного комплекса.

- Германия – самая химизированная страна Зарубежной Европы.

Развитие экономики способствовало повышению жизненного уровня населения.

Экономика ФРГ претерпевала и взлеты и падения на всем протяжении послевоенного периода.

Чтобы выдержать конкурентность других стран Германия произвела структурные сдвиги и в промышленности и в торговле.

Развитие сельского хозяйства тоже шло высокими темпами в послевоенный период:

  1. произошел переход к индустриальным методам производства;
  2. повышение интенсивности концентрации производства и капитала;
  3. формирование АПК.

- Анализ карты учениками – Распространение сельского хозяйства по территории страны.

Ведущая отрасль сельского хозяйства – животноводство. Где выделяется разведение крупного рогатого скота и свиноводство.

Сельское хозяйство насыщенно техникой.

Развитие АПК помогает государство.

Большая часть немецкой экономики сосредоточена в 10 крупнейших городских агломерациях страны. Один центр отсутствует, так как образовалось централизованное государство недавно.

Анализ учениками рис.114 стр. 197 (отмечают на контурных картах крупные).

Внешние экономические связи.

По размерам в международных экономических отношениях – 3 страна мира по объему торговли товарами, современная структура и большое положительное сальдо.

- Анализ учениками таблицы 41 стр.196.

На мировом финансовом рынке немецкая марка вторая по значению валюта мира. Биржа во Франкуйте-на-Майке – одна из крупных. Германии принадлежит ведущая роль в единой западно европейской валюте – евро.

Германия имеет большое количество международных связей.

Что этому способствует?

Германия – крупнейший торговый партнер России и один из главных иностранных инвесторов.

Жизненный срок многих немецких фирм в России больше, чем российских фирм.

Русские и немцы торговали всегда.

- Анализ диаграммы (на доске) «Структура российского экспорта в Германию и импорта в Россию».

- Вывод по новому материалу делает учитель вместе с учениками.

IV. Закрепление новой темы:

Закончи предложение:

  1. Ведущая отрасль сельского хозяйства…
  2. Большая часть экономики страны сосредоточена…
  3. Самые крупные из них…
  4. Основой международной специализации ФРГ является…
  5. Германия – крупнейший торговый партнер России и один из главных иностранных…
  6. ФРГ занимает… место после США и Японии по объему промышленного производства.

V. Домашнее задание:

  1. § 87.
  2. Закончить оформление контурной карты, обозначив крупные центры обрабатывающей промышленности и распространение сельского хозяйства по территории страны.
  3. Творческая работа на тему «Как развивалась бы экономика Германии, если она победила во II мировой войне».

VI. Подведение итогов.