Программа групповых занятий по экологии в начальной школе (2–4-й классы) "Экологические исследования"

Разделы: Экология


Цель курса:

Развитие личностно-значимого отношения к познанию природы, понимания и уважения её; места человека в окружающем мире и формирование экологически целесообразного поведения личности.

Задачи курса:

  1. Углублять и расширять представления в области экологии,
  2. Формировать умения проведения самостоятельного исследования в области изучения окружающей среды.

Программа включает два направления:

  • экологическое;
  • “исследовательская деятельность”.

Особенности экологического направления.

Особенность данного направления состоит в том, что в ней

  • расширяется кругозор обучающихся;
  • пополняются знания об окружающем мире;

во 2-3 классах

  • раскрываются законы, по которым живет и развивается природа, и обучающиеся учатся в своих поступках руководствоваться этими законами;
  • расширяются представления о природных связях Земли,
  • выявляется необходимость сохранения всего многообразия жизни,

в 4 классе

  • развиваются представления о человеке, как части природы, его назначении;
  • раскрываются сущности происходящих экологических катаклизмов;
  • акцентируется внимание на современных проблемах экологии и осознании их актуальности, как для человечества, так и для каждого человека в отдельности.

Связь с курсом “Мы и окружающий мир” под авторством Н.Я. Дмитриевой и А.Н. Казакова.

Во 2 классе:

блок тем “Понятие “экология” является пропедевтической аналогичной теме из курса “Мы и окружающий мир”; тема “Роль неживой природы в жизни живого” изучается параллельно теме “Взаимодействие сил природы”; блок тем “Многообразие флоры и фауны. Их охрана” изучается параллельно блоку тем “Живая природа”.

В 3 классе:

тематические блоки дополняют, углубляют изучение темы “Природные зоны” из курса “Мы и окружающий мир”, так как рассматривают более подробно составляющие природных зон: вода, климат, почвы, животный и растительный мир; расширяют представления о природных связях Земли.

В 4 классе:

Темы этого года тесно связаны с темами “Человек и мир, созданный им” и “Человек и природа” из курса “Мы и окружающий мир”.

Особенности направления “исследовательская деятельность”.

Особенность данного направления состоит в том, что вся исследовательская деятельность в течение года делится на три части:

  • тренинговые занятия,
  • исследовательская практика,
  • мониторинг.

В тренинговой части обучающиеся приобретают специальные знания и развивают умения и навыки исследовательского поиска.

Занимаясь исследовательской практикой, обучающиеся проводят самостоятельные исследования и выполняют творческие работы. При этом степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

В третьей части “Мониторинг” организуются и проводятся мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, семинары, конференции, диспуты, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Эта часть очень важна, т. к. ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан.

Учебно-тематическое планирование

№ п.п. Темы занятий Кол-во часов Контроль за ЗУН
теория практика всего

2 класс

1 Понятие “экология”.
Понятие “исследование”.
6 - 6 дискуссия на тему “Почему детеныши животных любят играть”.
2 Методы исследовательской деятельности. 3 3 6 “Осенняя” экскурсия; мини-семинар по результатам экскурсии “Самый наблюдательный”.
3 Угроза исчезновения. 3 2 5 коллективная игра “Предполагаем, анализируем, делаем выводы”.
4 Роль неживой природы в жизни живого. 7 3 10 тренировочное занятие “Я – исследователь”.
5 Многообразие флоры и фауны. Их охрана. 4 3 7 участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся
3 класс
1 Экологические связи в живой природе. 6 4 10 мини-семинар “Защитные приспособления у растений и животных”.
2 Вода. Охрана воды. 4 3 7 семинар “Как подготовиться к защите”.
3 Почвы. Охрана почв. 4 2 6 конференция “В защиту экологического проекта”.
4 Воздух. Охрана воздуха. “Исследуем самостоятельно”. 3 1 4 мозговой штурм “Способы охраны воздуха”
5 Способы охраны природы. 4 3 7 защита исследовательских работ и творческих проектов
4 класс
1 Здоровье человека и окружающая среда. 6 3 9 тест “Здоровье человека и окружающая среда”.
2 Влияние человека на окружающую среду. на ос-нове защит исследова-тельских работ 7 защита исследовательских работ
3 Мини-курс “Я – юный исследователь”. 6 4 10 коллективная игра

“Умею видеть проблемы”.

4 Природные катаклизмы. 5 3 8 защита исследовательских работ и творческих проектов

Содержание учебной программы.

№Темы занятия Содержание Задачи темы
экология исследовательская деятельность
2 класс
1 Организм и окружающая среда. Что такое экология. Сущность и значение экологии. Знакомства с понятием “исследование”, “методы исследования”. Как и где человек исследует окружающий мир? Как животные исследуют окружающий мир, и почему детеныши животных так любят играть? Что такое научные исследования? 1,2
2 Распознавание встречающихся в данной местности растений и животных. Простейшая классификация экологических связей:

- связи между живой и неживой природой;

- связи внутри живой природы;

- связи между природой и человеком. Рассматриваем экологические связи на примерах растений и животных родного края.

Наблюдение как метод исследования. Наблюдательность. “Что такое классификация”. “Учимся задавать вопросы”. Главный способ получения научной информации – эксперимент. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях. 1,2
3 Представители редких организмов (грибов, растений животных): гриб-баран, подснежник альпийский, эдельвейс, земляничное дерево, бабочка-аполлон, горилла, снежный барс; их особенности. Причины сокращения численности редких организмов, необходимые меры охраны. Как рождаются гипотезы и провокационные идеи. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Учимся высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. Коллективная игра “Предполагаем, анализируем, делаем выводы”. 1,2
4 Солнце как источник света и тепла для живых организмов. Приспособление животных и растений к различным условиям окружающей среды (теплолюбивые и холодостойкие, светолюбивые и теневыносливые растения), к сезонным изменениям климата. Понятие опад, его значение.

Значение света, воды и воздуха в жизни живых организмов. Роль ветра в жизни животных и растений. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Приспособление животных к жизни в условиях недостатка влаги.

Что такое парадоксы.

Эксперименты с парадоксальными явлениями. Тренировочное занятие “Я – исследователь” по методике проведения самостоятельных исследований. Как сделать сообщение о результатах исследования.

1,2
5 Многообразие растений и животных (знакомство с интересными представителями всех групп растительного и животного мира). Легкие планеты. Лекарственные растения. Их охрана. Красная книга, ее назначение. Черная книга природы. Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся. 1,2
3 класс
1 Экологические связи в живой природе. Понятия “прямые связи”, “косвенные связи”. Экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. Экосистема. Семинар “Защитные приспособления у растений и животных” (острые шипы, жгучие волоски, горький вкус, защитная слизь, иглы окраска и поза и др.). Наблюдения. Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения. Исследования с помощью новейших информационных технологий. Интуиция и создание гипотез. “Искусство делать сообщения”.

“Определение проблемы и выбор темы собственного исследования”.

1,2
2 Вода и цивилизация. Разнообразные живые обитатели водоемов. Чем загрязняется вода. Как река защищается от загрязнений. Как охраняют водные ресурсы. Практические задания на анализ и синтез. Как сделать обобщение. Практическое занятие: “Проведение экспериментов”. “Искусство задавать вопросы и отвечать на них”. Семинар “Как подготовиться к защите”. 1,2
3 Разнообразные живые обитатели почв. Их роль в поддержании почвенного плодородия. Эрозии почв, причины возникновения. Заражение почв промышленными отходами, возможные последствия. Способы охраны почв. “Учимся оценивать идей, выделять главное и второстепенное”. Предварительная защита собственных исследовательских проектов. конференция “В защиту экологического проекта”. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. 1,2
4 Сезонные изменения погоды. Почему меняется климат. Роль ветра в жизни растений и животных. Загрязнение воздуха промышленными отходами, возможные последствия. Мозговой штурм “Способы охраны воздуха”. Работа со схемами, таблицами. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. 1,2
5 Примеры активных действий человека по охране живого мира (Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных; питомники редких видов). Охраняемые природные территории (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы). Заповедники нашей страны (Лосиный остров, Астраханский и др.). Защита исследовательских работ и творческих проектов. 1,2
4 класс
1 “Отношение человека к окружающему миру. Его место в природе”. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Пути попадания вредных веществ в организм человека. Экосистема, в которой мы живем. Проблема мусора. Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье. (Экология у нас дома.) Тест “Здоровье человека и окружающая среда”. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. 1,2
2 Топором и плугом. Изменение лика Земли. Пустеющие кладовые Земли. Реки, текущие вспять. Угроза богатствам живой природы. Химическая война с Землей и человеком. Экология и войны. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. Предварительная защита собственных исследовательских проектов. 1,2
3 На экологическом материале. “Культура мышления”. Тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. “Как гипотеза превращается в теорию”. “Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания”. Как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Ассоциации и аналогии в научном поиске. Предположения и результаты наблюдений и экспериментов. Что значит выражение “уметь видеть проблемы” (коллективная игра). 2
4 Что такое экологическая катастрофа. Аральская экологическая катастрофа. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Радиоактивное загрязнение окружающей среды (авария на Чернобыльской АЭС). Нитратные катастрофы. Защита исследовательских работ и творческих проектов. 1

Ключевые понятия:

Аналогия, ассоциация, гипотеза, интуиция, исследование, классификация, коллекция, научный прогноз, парадокс, понятие, предсказание, природный катаклизм, проблема, суждения, умозаключения, экология, экологические связи, экологическая пирамида, экосистема, эксперимент.

К концу 4 класса учащиеся должны:

Направление курса Знать Уметь
Экологическое ключевые понятия, классификацию экологических связей, представителей редких организмов, правила поведения в природе, особенности природы родного края Владеть ключевыми понятиями; распознавать растения и животных родного края
Исследовательское ключевые понятия, методы исследовательской деятельности, технологию проведения собственных исследований и выполнения творческих работ. видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать пределения понятиям, классифицировать, применять методы исследовательской деятельности, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи, проводить собственные исследования и выполнять творческие работы, презентовать результаты собственных исследований, аргументировать собственные суждения.

12.03.2008