Бинарный урок "Экономика и инфоматика" по теме "Решение экономических задач в электронных таблицах"

Разделы: Информатика, Экономика


Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере.

В 10-11 классах общеобразовательной школы в преподавании экономики упор делается на углубление знаний по основам экономической теории и ее прикладным аспектам, изучение видов и форм предпринимательской деятельности, формирование навыков самостоятельного принятия нестандартных решений в сложных ситуациях, профессиональную ориентацию и овладение элементарными профессиональными навыками.

Организация экономического образования на этом этапе строится в соответствии с минимумом содержания предмета “Экономика” и двухуровневыми программами (для общеобразовательной школы и для школы с углубленным изучением экономики).

Для учащихся 10-11 классов уроки “Информационные технологии” дают дополнительную возможность по овладению экономическими знаниями и позволяют закрепить теоретические знания.

Прогнозируемые результаты обучения:

Формирование у учащихся знаний, умений и навыков:

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно постав ленной цели (сжато, полно, выборочно);
  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации; работа с электронными таблицами с целью рационализации процесса обучения;
  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  • овладение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: “Что произойдет, если...”);
  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

В основу методической разработки информационной поддержки уроков экономики легла идея компетентностного - ориентированного образования, которая является одним из ответов системы образования на социальный заказ. Компетентность как результат образования выражается в овладении учащимися определенным набором способов деятельности. В компетентностно - ориентированном образовании кардинально меняется роль учителя, который теперь должен стать организатором процесса обучения, тьютором, обеспечивающим педагогическую поддержку и сопровождение деятельности учащихся.

Цели:

  1. Построение и редактирование точечных графиков в приложении MS Excel (информатика);
  2. Чтение и анализ графической интерпретации экономических задач, закрепление знаний по теме (экономика).

Задачи:

  1. Развитие экономической и информационной компетентности у учащихся.
  2. Убедиться, что торговля выгодна и покупателям (CS > 0), и продавцам (PS > 0).
  3. Убедиться, что законы спроса и предложения выполняются.
  4. Формирование умения использовать электронные таблицы для оптимизации процесса решения экономических задач.

Ход урока

Необходимо кратко напомнить учащимся основные теоретические положения тем “Спрос. Предложение. Рыночное равновесие”, “Ввод данных” и “Мастер диаграмм”, без которых экономическую задачу в электронных таблицах решить и проанализировать невозможно.

(см. презентацию demo.ppt)

Содержание основных экономических задач:

  • правильное применение понятий “спрос” и “величина (объем) спроса”, их различие;
  • общий, средний и предельный продукты;
  • построение кривых спроса и предложения;
  • определение равновесной цены и равновесного количества товара;
  • нахождение новых параметров равновесия при изменении спроса и предложения;
  • определение эластичности спроса.

Задача 1: Отобразите на графике данные из таблицы и охарактеризуйте функциональную зависимость между переменными.

Точки

Стоимость билетов на ж.д. транспорт (руб.)

Покупатели (тыс. чел.)

А

25

0

В

20

4

С

15

8

Д

10

12

Е

5

16

Г

0

20

Решение: Приведенные данные позволяют построить кривую спроса на железнодорожные билеты.

  1. Запустите программу Microsoft Excel.
  2. Введите исходные данные:

  1. Постройте точечный график:
    1. На панели инструментов “Форматирование” выбрать пиктограмму “Мастер диаграмм”.

  1. Выполнить 4 шага Мастера диаграмм
на первом шаге выбрать:

тип диаграммы Точечная,

вид Точечная диаграмма с сохранением пар значений

Второй, третий и четвертый шаги учащиеся выполняют самостоятельно по известному алгоритму

    1. Ожидаемый результат построения точечного графика:

  1. Постройте линию тренда (уравнение линии тренда задаст функциональную зависимость спроса)
    1. На диаграмме выделить ряд данных
    2. Вызвать контекстное меню ряда данных
    3. Выбрать команду Добавить линию тренда
    4. Выбрать тип Линейная, параметры Показать уравнение на диаграмме

  1. Ожидаемый результат построения точечного графика:

Данный график показывает обратную (отрицательную) функциональную зависимость между двумя переменными: по мере роста цены спрос на данный товар снижается.

Задача 2: Функция спроса на товар А может быть представлена в виде уравнения QD = 48-5P, а функция предложения в виде QS = 12+7P, где Р - цена товара. Определите цену на товар А и объем продаж в условиях равновесия.

Решение: В рыночных условиях равновесие достигается при равенстве спроса и предложения, т.е. точка равновесия (Е) соответствует точке пересечения кривых спроса и предложения.

I способ (алгебраический): чтобы найти равновесную цену, надо QD приравнять QS:

48-5P = 12+7P => РЕ = 3.

Для нахождения равновесного объема продаж подставляем найденную цену равновесия в функцию спроса или предложения: Q48-5P = 48 – 5*3 = 33.

II способ (графический) можно осуществить с помощью электронных таблиц:

Построить графики для функций QD и QS

По итогам изложения теоретических положений и освоения практических навыков работы с компьютером учащимся предлагается решить задачу самостоятельно и интерпретировать полученные результаты (задача из сборника А.А.Мицкевич “Сборник заданий по экономике” М.: ВИТА Пресс,1988).

Задача 3: Покупатели и продавцы вышли на рынок некоторого товара со следующими предложениями по цене и количеству:

Покупатели

А

Б

В

Г

Д

Е

Цена

12

3

14

14,5

15

15,5

Количество

5

3

5

2

4

1

 

Продавцы

А

Б

В

Г

Цена

13,5

14,0

14,5

15

Количество

5

10

10

5

  1. Постройте шкалы и графики спроса и предложения.
  2. Что можно сказать о цене равновесия?
  3. Как изменится точка равновесия, если на рынок а выйдут покупатели Б и Г?
  4. Сколько товаров приобрел каждый покупатель?
  5. Сколько товаров продал каждый продавец?
  6. Определите неудовлетворенный спрос, и количество товаров оставшихся нереализованными.
  7. Определите эластичность спроса покупателя А и продавца Б.

Решение: (прогнозируемые результаты деятельности учащихся)

А)   

Б)

В) Если на рынок не выйдут покупатели Б и Г, график будет иметь вид:

Г, Д)

Приобретения покупателей: А-0, Б-0, В,-5, Г-2, Д-4, Е-1

Продажи: А-5, Б-10, В-0, Г-0.

Е) Общий неудовлетворенный спрос: 20-12=8

Избыточное предложение: 30-12=18

Подведение итогов:

При решении задач мы повторили все типы задания спроса и предложения:

  • аналитический (получены формулы);
  • статистический (составлены таблицы);
  • графический (построены графики).

Мы еще раз убедились в том, законы спроса и предложения выполняются и торговля выгодна и покупателям (CS > 0), и продавцам (PS > 0).

При подготовке уроков, помимо учебно-методической литературы, мы предлагаем воспользоваться образовательными ресурсами сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования http://infoteka.economicus.ru, где учитель может найти задания и игры-тренажеры для учащихся по теме “Спрос. Предложение. Рыночное равновесие” (выбрать в разделе Учебные дисциплины ссылку микроэкономика), а также будет продолжена работа учащихся с телекоммуникационными сетями и Интернет-ресурсами. Использование Интернет-ресурса не только актуализирует теоретические положения урока, но и способствует формированию у учащихся компетенции в выборе форм анализа экономической ситуации, интерпретации полученных результатов.