Авторская педагогическая разработка комбинаторного типа – программа факультатива "Развиваемся, играя""

Разделы: Начальная школа


I. Актуальность

В современной школе наблюдается интенсификация учебного процесса, усложнение программ, рассчитанных на применение логического мышления и креативных способностей учащимися начальных классов.

При обучении детей по ОС “Школа – 2100” мною были обозначены следующие проблемы:

1. Высокому уровню сложности программного материала не соответствует уровень развития систем восприятия учащихся, что и было обнаружено в результате диагностики. По методике Матюгина И.Ю. “Таблица рисунков и знаков” у 83% учащихся 2 класса выявлен низкий уровень зрительной памяти и средний уровень у 17% учащихся. При диагностировании зрительной памяти по методике Тихомировой Л.Ф. “ 10 слов” низкий уровень – 70,8%, средний- 12,5%, высокий- 16,7%. По методике Немова Р.С. “Спрятанная форма” низкий уровень зрительного восприятия у 12,5% учащихся, средний уровень – 37,5%, высокий уровень- 50%.

При диагностике слухового восприятия получены следующие результаты (по Тихомировой Л.Ф.) Слуховая смысловая память: низкий уровень- 52%, норма- 13%, выше нормы-35%. Слуховая механическая память: ниже нормы- 57,6%, норма-11,7%, выше нормы- 30,7%.

В ходе диагностики (тест “Социометрия”, исследования моторно-слуховой памяти по Тихомировой) и наблюдения были выявлены и учащиеся с низким уровнем кинестетических способностей(20%). Такие учащиеся испытывают затруднения при прохождении геометрического материала, оперировании множествами, на уроках трудового обучения, рисования, физической культуры, при установлении контактов с окружающими.

2. Недостаточное количество часов для усвоения материала;

3. Недостаточно высокий уровень креативных способностей и логического мышления учащихся. По данным на начало 1 класса 41,5% учащихся имеют хорошие творческие способности ( методика “Несуществующее животное”). Исследуя словесно-логическое мышление (тест структуры интеллекта АМТХАУЭРА), получены следующие данные: низкий уровень- 8%, средний- 32%, выше среднего- 24%, высокий- 36%.

Выделим 3 аспекта актуальности данной программы.

Социальный аспект

В условиях современной жизни большинство родителей не могут выделить свободное время для общения с детьми и их развития( работают допоздна, в лучшем случае успевают проверить выполнение домашних заданий).Образовательный и культурный уровень самих родителей низок( высшее образование у 16,6% родителей учащихся). Отсюда видим, что родители, в большинстве случаев, неспособны развивать мышление собственных детей.

Научный аспект.

Исследования и развитие систем восприятия достаточно рассмотрены в научной и педагогической литературе. Тем не менее, нет разработок программ факультативных занятий в условиях школы, способствующих целенаправленному и систематическому развитию систем восприятия.

Практический аспект.

Данный факультативный курс через систему специальных игр и упражнений поможет развить визуальную, аудиальную и кинестетическую систему восприятия учащихся и повысить качество обучения.

Для успешного обучения с учётом изложенных проблем необходим высокий уровень развития систем восприятия и переработки информации у учащихся. Системы восприятия активнее развиваются при наличии стимулов и условий для развития. Условиями развития являются систематичность и целенаправленность занятий.

II. Новизна

При разработке данной программы были использованы материалы и задания из курса занятий “Развитие способностей” Е.С.Гобовой;

упражнения из программы А.Л.Сиротюк “Программа формирования нейропсихологического пространства проблемного ребёнка”.

Я переработала и изменила программу Е.С.Гобовой с учётом возрастных, психофизиологических особенностей учащихся, с учетом межличностных отношений в коллективе ( в классе несколько учащихся были малоприняты или изолированы), времени и условий для проведения занятий.

Занятия по Гобовой рассчитаны на 40 – 45 минут, проводятся попарно. Одно упражнение выполняется в течение всего занятия, второе посвящено обсуждению процесса, результатов первого занятия. Так как занятия проходят 1раз в неделю (в нашем варианте), то нецелесообразно обсуждение переносить на следующее занятие. Если же проводить 2 занятия вместе, то выполнение и последующее обсуждение упражнения утомительно для учащихся данного возраста. Необходима смена видов деятельности. Так же считаю обязательным включение в занятия телесных развивающих упражнений.

Кроме того, программа Гобовой рассчитана на 51 урок, в моей программе – 3 года обучения по 34 часа, т.е. существенно расширена тематика занятий, прослеживается связь между темами 1 – 2 - 3 годов обучения.

Мною разработана иная структура занятия, обеспечивающая частую смену видов деятельности, что необходимо для учащихся 8-10 лет. В структуру занятия введены двигательные упражнения, способствующие функциональной активации мозговой деятельности, стабилизации межполушарного взаимодействия; упражнения на регуляцию, программирование и контроль за протеканием психической деятельности, заимствованные из книги А.Л.Сиротюк “Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения”.

Данные упражнения необходимы, так как воздействие на сенсомоторный уровень вызывает активизацию развития всех высших психических функций. Работы Бехтерева В.М., Леонтьева А.Н., Лурия А.Р. доказали влияние сформированности тела на уровень развития высших психических функций и речи. Актуализация и закрепление новых телесных навыков предполагают востребованность таких психических процессов, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции и т.д. Развивающая работа, основанная на двигательных методах включает в себя дыхательные, глазодвигательные, перекрестные телесные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, для развития мелкой моторики рук, релаксации, развития коммуникативной и когнитивной сферы.

Обоснуем необходимость каждого вида упражнений.

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие, повышают энергетизацию организма, активизируют процесс обучения. Сеченов И.М. считал: “Неподвижный глаз так же слеп, как и неподвижная рука”.

Упражнения для развития тонкой моторики способствуют развитию лобной доли мозга, которая отвечает за внутреннюю речь, произвольность и контроль.

Выполнение перекрестных движений способствует образованию большого количества нервных связей, связывающих полушария головного мозга, а, следовательно, развивающих высшие психические функции. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

Индивидуальные коммуникативные упражнения направлены на углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений. Парные коммуникативные упражнения способствуют “открытости” по отношению к партнеру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать другого человека. Групповые коммуникативные упражнения дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе.

Упражнения по визуализации способствуют воссозданию зрительных, слуховых, знаковых, осязательных, обонятельных и других образов, развивают мозолистое тело мозга.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и интегрируют приобретенный в ходе занятия опыт. Обязателен массаж ушных раковин и пальцев рук.

III. Методологические положения

Теория формирования ВПФ Л.С.Выготского, учение Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации и формирующем обучении, работы Бехтерева В. М., Леонтьева А.Н., А.Р.Лурии о закономерностях развития высших психических функций, исследования по формированию нейропсихологического пространства проблемного ребёнка А.Л.Сиротюк.

IV. Целью данного курса является гармонизация развития модальностей через систему специальных игр и упражнений.

Задачи курса:

1 Развитие зрительного, слухового, кинестетического канала восприятия и переработки информации;

2 Увеличение скорости, точности, объёма восприятия.

3 Развитие умения переводить один тип информации в другой;

4 Развитие зрительной, аудиальной, кинестетической памяти;

5 Развитие интеллекта учащихся;

6 Повышение общей обучаемости;

7 Развитие коммуникативных способностей учащихся, улучшение межличностных отношений в коллективе.

V. Предполагаемые результаты:

1. Увеличение объёма зрительной и слуховой памяти до 10- 12 символов, образов, слов.

2. Увеличение точности и скорости восприятия (индивидуально для каждого учащегося)

3. Развитие логического и творческого мышления.

4. Улучшение межличностных отношений в коллективе.

Критерии отслеживания результатов:

а) 10-бальная система;
б) уровневая система;

Механизмы отслеживания: диагностирование, тестирование.

Отслеживание результатов по методикам:

1. Диагностика слуховой памяти- методика “10 слов” (Л.Ф.Тихомирова);

2. Диагностика слуховой механической памяти (Л.Ф.Тихомирова);

3. Диагностика зрительной памяти- методика “Запоминание таблицы рисунков и знаков” (И.Ю.Матюгин);

4. Диагностика зрительного восприятия- тест “Спрятанная форма” (Р.С. Немов);

5.Диагностика моторно- слуховой памяти (Л.Ф.Тихомирова);

6. Диагностика внимания и работоспособности – тест “Корректурная проба” Л.Ф.Тихомирова);

7. Методика исследования словесно- логического мышления – тест структуры интеллекта АМТХАУЭРА;

8. Тест “Социометрия”;

9. Тест на креативность мышления ( Е.Е.Туник).

VI. Описание разделов программы

Курс состоит из трёх разделов.

1 раздел – Развитие визуальной модальности.

Цель: Расширить объём, скорость и точность восприятия; формировать способность перевода зрительной информации в кинестетическую и аудиальную.

Задачи:

1. Увеличить объём воспринимаемой зрительной информации до 10- 12 символов, образов;

2. Учить эффективным способам запоминания зрительной информации;

3. Формировать навыки зрительного конструирования.

После прохождения раздела учащиеся должны знать способы запоминания зрительной информации, уметь запоминать и воспроизводить до 10- 12 символов, обладать навыком зрительного конструирования (в стадии формирования).

Содержание тем раздела:

диагностирование; обучение способам запоминания; обучение решению зрительных анаграмм; обучение методу зрительного рисования при решении задач; обучение способам запоминания “трудных” слов и способам проверки этих слов; развитие умения “мгновенного” (симультанного) чтения, зрительного конструирования; развитие умения переводить кинестетическую информацию в зрительную ; упражнения в развитии наблюдательности, зрительного восприятия.

2 раздел – Развитие аудиальной модальности.

Цель: Расширить объём и точность слухового восприятия; развивать способность перевода слуховой информации в зрительную и кинестетическую.

Задачи:

1. Увеличить объём слуховой памяти до 10- 12 слов;

2. Учить эффективным способам запоминания слуховой информации;

3. Формировать навык слухового конструирования;

4. Расширять словарный запас учащихся;

5. Учить составлять сообщения, дать возможность приобретать опыт выступлений.

После прохождения раздела учащиеся должны знать способы запоминания слуховой информации, уметь запоминать и воспроизводить до 10- 12 слов, обладать навыком слухового конструирования (в стадии формирования),

Содержание тем раздела: диагностирование; обучение запоминанию рядов слов и “длинных” предложений; развитие фонематического слуха; тренинг слуховой памяти и восприятия, смысловой логической памяти, слуховой механической памяти ; обучение решению и составлению загадок, подбору рифм, кодирование слов, предложений, текста; тренировка умения перевода слуховой информации в зрительную и наоборот, тренинг монологической и диалогической речи.

3 раздел “Развитие кинестетической модальности”.

Цель: Развитие кинестетической системы восприятия и переработки информации, перевод информации в слуховую и зрительную.

Задачи:

1. Формирование внутреннего плана действия;

2. Формирование эйдетического (вспоминаемого) образа;

3. Развитие зрительно- пространственного мышления;

4. Обучение способам запоминания, основанным на ощущениях;

5. Обучение стратегии ориентирования в пространстве;

6. Развитие глазомера, внимания, наблюдательности;

7. Создание прочных товарищеских отношений через коммуникативные игры и упражнения.

После прохождения данного раздела учащиеся должны знать способы запоминания, основанные на ощущениях, уметь составлять внутренний план действий (стадия формирования умения), получить навыки позитивных взаимоотношений с другими людьми.

Содержание тем раздела: дидактические игры, развивающие глазомер, внимание, наблюдательность; задания на развитие зрительно-пространственного мышления и формирование внутреннего плана действия; обучение составлению плана и карты помещения или местности; игры и задания, направленные на развитие товарищеских отношений, умения работать коллективно.

Курс предполагается проводить со 2 по 4 класс, 34 часа на каждый год обучения, одно занятие в неделю. Оптимальное количество учащихся в группе 10- 12 человек.

Используется следующая структура занятий:

1. Дыхательные упражнения 3 мин
2. Глазодвигательные упражнения и когнитивные, интеллектуальная разминка 3 мин
3. Основное упражнение урока 15-20 мин
4. Упражнения для развития мелкой моторики и/или упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие 5 мин
5. Коммуникативные упражнения или релаксация 5-10 мин

Факультатив может быть включен в инвариативную часть образования. Работа по программе предполагает наличие методических разработок (имеются разработки занятий для 1-го года обучения) или возможен творческий подход учителя к разработке занятий.

Разработка занятий