Открытый урок. Тема: "Музыкальный слух и его развитие в процессе обучения игре на фортепиано"

Разделы: Музыка


Цель урока:

  1. Развитие музыкального слуха в процессе обучения игре на фортепиано.

Задачи урока:

  1. Обучение учащихся навыкам, умениям играть разные музыкальные произведения (полифония, крупная форма, пьесы, этюды) музыкально, эмоционально, с тщательным слуховым контролем.
  2. Воспитание интереса к изучаемым музыкальным произведениям.
  3. Развитие слухового восприятие музыки, эмоциональное отношение к исполнению изучаемых музыкальных произведений.
  4. Показать практическое применение методов работы.
  5. Проследить этапы и виды музыкального слуха у учащихся.

Тема урока:

Обучение игре на фортепиано, как и на любом инструменте, прежде всего является обучением музыке. Оно не соответствует этой цели, если педагог ограничивается тем, что учит читать ноты и развивает у ученика ловкость и быстроту движения рук. Обучение игре на фортепиано можно назвать обучением музыки лишь в том случае, если, развитие всех навыков идёт рука об руку с развитием слуха и музыкального понимания.

Воспитание слуховых качеств учащегося-пианиста является одной из главных задач в фортепианной педагогике.

Основной задачей музыканта-педагога является развитие музыкального слуха у учащегося на протяжении всех лет обучения.

Педагог должен развить у ребёнка:

  1. Звуковысотный слух
  2. Мелодический слух.
  3. Полифонический слух.
  4. Гармонический слух.
  5. Тембро-динамический слух.
  6. Внутренний слух.

Существует много методов развития музыкального слуха.

Звуковысотный слух.

Многие пианисты сопровождают свою игру подпеванием – это означает, что фортепианное исполнительство как процесс создаёт благоприятные условия для музыкально-слухового воспитания и развития.

Пение – естественный путь формирования звуковысотного слуха – это общепризнанно.

В арсенале преподавателя-пианиста насчитывается немало приёмов и методов, способных дать эффективное улучшение звуковысотного слуха у учащихся различных возрастов.

Методы (основные из них, которые я использую в работе со своими учениками):

1. Воспризведение голосом в начальный период обучения отдельных звуков, сыгранных педагогом. Интонирование голосом небольших гаммаобразных последовательностей. Пропевание коротких мелодических отрывков (из репертуара у учащегося). Транспонирование их в пределах доступного учащемуся.
2. Произвольное дублирование голосом (пение вслух). Очень полезно, чтобы ребёнок сольфеджировал мелодию пьесы, во время игры. Петь тему, одновременно играя её, очень полезный метод развития слуха.
3. Пропевание одного из голосов 2-х, 3-х или 4-х голосной фактуры, с одновременным исполнением остальных, на фортепиано.
4. Чередование в ходе разучивания фортепианного произведения мелодических фраз, исполняемых вокально, с фразами, исполняемыми на инструменте. Метод, который рекомендовал в своё время Г.Г.Нейгауз «Два-три такта играйте, потом пойте, опять играйте, опять пойте».
5. Пропевание целиком от начала до конца основных тем, мотивов произведения.

Практический показ: Р.н.п. «Во поле берёза стояла» в исполнении ученицы 1 класса.

Мелодический слух.

Мелодический слух у учащихся фортепианного класса заметно улучшается в ходе исполнения кантиленой музыки различных жанров и стилей. Чтобы гибко, напевно, эмоционально проинтонировать мелодию, музыканту надо обладать чутким отзывчивым слухом.

В распоряжении педагога-пианиста имеется ряд практических приёмов и методов, помогающих укрепить мелодический слух.

Методы:

1. Проигрывание на инструменте мелодического рисунка пьесы отдельно от партии сопровождения. Это с одной стороны, эффективный метод пианистической работы, с другой – отличный метод развития мелодического слуха.
2. Воспроизведение мелодии на фоне аккомпанемента (более простого или чтобы играл педагог этот аккомпанемент, а ученик играл мелодию).
Ребёнок сразу представляет, как должна звучать мелодия.
3. Исполнение на фортепиано отдельной партии аккомпанемента (звукового фона) с одновременным пропеванием мелодии голосом вслух, затем то же, но с пропеванием мелодии «про себя» - активным внутреннеслуховым переживанием – осмыслением её.
4. Максимально детализированная работа над фразировкой музыкального произведения, тщательная звуковая «выделка» и «оттачивание» мелодической фразы. Это укрепляет (профессионализирует) мелодический слух, оказывает помощь в воспитании у учащегося.

Практический показ: В. Ребиков «Осенние листья» в исполнении ученицы 4 класса.

Полифонический слух.

Под полифоническим слухом понимается музыкальный слух в его проявлении по отношению к фактуре, образованной как минимум 2-мя голосами. Воспитание полифонического слуха – один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания.

Фортепианная педагогика накопила значительное количество методических приёмов, способствующих развитию полифонического слуха.

Методы (наиболее эффективные):

1. Проигрывание поочерёдно и в отдельности каждого из голосов полифонического произведения. Осмысление их мелодической самостоятельности.
2. Проигрывание отдельных пар голосов (1 и 3, 2 и 3, 1 и 2 и т.д.). Требование при этом прежнее: выявление индивидуальной мелодико-тематической характерности каждого голоса.
3. Совместное проигрывание (учитель – ученик) полифонического произведения по голосам, по парам голосов.
4. Пропевание вслух или про себя одного из голосов полифонического произведения, одновременно игра остальных на фортепиано.
5. Исполнение вокальным ансамблем (педагога и учащегося) голосов полифонического произведения.
6. Проигрывание полифонического произведения с концентрацией внимания на каком-либо одном голосе при намеренном затушевании, приглушении остальных голосов (метод рекомендовавшийся А.Б. Гондельвейзером, Г.Г.Нейгаузом и рядом других известных пианистов).

Практический показ: И.С.Бах ХТК 2 том Прелюдия и фуга фа минор в исполнении ученика 7 класса.

Гармонический слух.

Гармоническим слухом называют музыкальный слух в его проявлении по отношению к созвучиям комплексам звуков различной высоты в их одновременном сочетании.

Вот некоторые методы, развивающие слух гармонически:

1. Проигрывание музыкального произведения в замедленном темпе, сопровождающееся напряжённым, интенсивным вслушиванием во все гармонические модификации, чередования – смены звуковых структур.
2. Разбор тонального плана, его анализ. Прослушивание гармонической основы.
3. Проигрывание мелодии с гармоническим сопровождением.

Практический показ: С.Геллер Этюд Фа мажор в исполнении ученицы 4 класса.

Тембро-динамический слух.

Фортепиано – инструмент богатейшего тембро-динамического потенциала. Колоссальные возможности динамики, огромный диапазон, педали, позволяющие создавать разнообразные эффекты – всё это даёт основание говорить о тембро-динамической возможности игры на фортепиано (рояле).

А.Г.Рубинштейн говорил: «Вы думаете, что рояль – это один инструмент, а это сто инструментов».

Ф. Бузони подчёркивал, что рояль «великолепный актёр»: ему дано имитировать голос любого музыкального инструмента, подражать любой звучности.

Музыкальный слух в его проявлении по отношению к тембру и динамике называют тембро-динамическим.

Тембро-динамический слух учащегося, его слуховое воображение зависит во многом от преподавателя.

Методы:

1. Определить, конкретизировать художественные требования к звуку.
2. Одним из наиболее эффективных методов является слово педагога. Звуки фортепиано могут быть тёплыми и холодными, мягкими или острыми, светлыми или тёплыми, яркими или матовыми. Всё это надо образно пояснить, дать почувствовать ученику, иначе игра рискует оказаться бедной, бескрасочной.
3. Детализированное, скрупулезное выявление тембро-динамических градаций в музыкальном произведении.
4. Работа с оттенками, погружаться в гармонию звуков, искать тончайшие нюансы в игре.
5. Учащемуся предлагается мысленно «оркестровать» фортепианную фактуру, представить себе специфическое звучание того или иного оркестрового инструмента. Таким путём достигается особая заострённость, конкретность тембро-динамических ощущений ученика.

Итак, тембро-динамический слух, получая импульсы со стороны живописно-образного воображения и фантазии ученика, кристаллизируется и совершенствуется через стремление к воплощению в жизнь определённых художественно-изобразительных замыслов и идей.

Практический показ: Л.Моцарт Фантазия ре минор в исполнении ученицы 5 класса.

Внутренний слух.

Внутренний слух – понимание музыки как особой способности к представлению и переживанию её вне опоры на внешнее звучание, способности к мысленному представлению музыкальных тонов и их классическому определению Н.А.Римского-Корсакова.

Методы (основные из них):

1. Подбор музыки по слуху (практикуемый обычно в начальный период обучения). Подбор как особый вид пианистической деятельности исключительно полезен, поскольку со всей непреложностью требует от ученика ясных и чётких слуховых представлений – здесь всё от слуха.
2. Исполнение пьесы в замедленном темпе, с установкой на предслышание (разведку слухом) последующего развёртывания музыки.
3. Проигрывание музыкального произведения способом «пунктира» - одну фразу «вслух», другую «про себя», сохраняя в то же время ощущение непрерывности. Слитности движения звукового потока.
4. Беззвучная игра на клавиатуре инструмента это обостряет внутренний слух у учащегося.
5. Прослушивание в записи произведения при одновременном прочитывании нотного текста.
6. Мысленное проигрывание музыкального произведения (исполнение «про себя»). Учиться читать глазами нотный текст.

Заключение.

Воспитание и развитие музыкального слуха у учащегося, является основной задачей в фортепианной педагогике, идти от слуха к движению, а не наоборот.

«Научить слышать, воспитать ухо, выработать у ученика интонацию и тембрально тонкий слух».

Музыкальный слух учащегося фортепианного класса естественным образом, развивается и совершенствуется в условиях соответствующего обучения. Преподаватель-пианист должен найти и применить эффективные методические приёмы и средства, с помощью, которых при необходимости он может энергично воздействовать на этот процесс, в сторону его интенсификации.

Р. Шуман писал: «Развитие слуха – это самое важное».

Литература:

  1. Алексеев А.А. Методика обучения игре на фортепиано. М., - 1978г.
  2. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. К., 1982г.
  3. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М., - 1984г.
  4. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. К.,2001г.