Создание ситуации выбора учебного задания на уроке в начальной школе (на примере английского языка в 3-м классе)

Разделы: Иностранные языки


Каждый из нас рано или поздно задается вопросом: почему один ученик работает на уроке активно, с увлечением, даже с азартом, не устает даже при самой интенсивной нагрузке. Другой же, напротив, идет на урок как на каторгу, пытается любыми путями избежать ситуации опроса, устает уже при одном виде учителя. И каждый из нас находит для себя ответ. То ли причина в способностях, то ли в мотивации, то ли в чем-то еще. Как бы то ни было, обобщенный ответ будет следующим: все дети – разные, каждый – индивидуальность. И поэтому их потребности, мотивы, способности различны. Но все они сидят в одном классе и слушают одного учителя и выполняют одни и те же действия. Сегодня много говорят о дифференцированном подходе, появляется масса дидактического материала, различного по сложности, по форме подачи задания, однако они в полной мере не позволяют выступать ученику субъектом учения. Так происходит потому, что учитель решает, что необходимо выполнять в данный момент конкретному ученику. Безусловно, учителю виднее, однако где же здесь познавательная активность ребенка? Чтобы увидеть ее в полной мере – попытайтесь создать на уроке ситуацию выбора учебного задания.

Осуществить это можно следующим образом. Тема урока задана вами, цель урока определена вами, вариативно-дидактический материал также составлен вами в соответствии с темой и целью урока. Существует несколько основных принципов построения вариативно-дидактических карточек:

  1. Материал различается по сложности (легкое - сложное),
  2. Материал различается по форме работы (групповое - индивидуальное),
  3. Материал различается по степени проявления творческой активности (упражнение - проблема).
  4. Для каждого критерия придумываются обозначения (легкое – четырехконечная звезда, сложное – пятиконечная, упражнение – солнышко, проблема – месяц и т.д.) (Приложение 1)
  5. Материал, используемый в ВДК (вариативно-дидактические карточки) должен занимать на выполнение приблизительно одинаковое время.
  6. Материал карточки вносится в шаблон ВДК (Приложение 2)

А дальше – свобода выбора ребенка. В тот момент, когда ученик у доски будет выбирать для себя задание, вы узнаете о нем больше, чем, возможно, за все время общения с ним: вы узнаете его доминирующий мотив, его потребности, особенности восприятия материала, особенности поведения и, что немаловажно, сможете развивать его позитивную Я-концепцию. Под Я-концепцией понимается система осознанных и неосознанных представлений личности о себе, на основе которых она строит свое поведение. Еще английский психолог Р.Бернс отмечал, что позитивная Я-концепция лежит в основе здоровой, активной личности. А не этого ли мы хотим - чтобы каждый наш ученик был здоровой и активной личностью?! Как же осуществлять развитие позитивной Я-концепции младшего школьника на практике, на конкретном уроке? Ниже приводится фрагмент урока по английскому языку в 3 классе, отвечающий на этот вопрос.

Тема: Части тела (2 час)

Цель: закрепить знание новых лексических единиц (произношение-чтение-письмо)

Оборудование: магнитофон, набор вариативно-дидактических карточек, наглядное пособие “Части тела”

Ход урока:

  1. Орг.момент
  2. Объявление темы и целей урока, план урока
  3. Актуализация знаний учащихся
    А) аудирование,
    Б) сопоставление “слово-картинка”,
    В) чтение
  4. Физминутка
  5. I have got head and shoulders, knees and toes, knees and toes, eyes, ears, nose, mouth…

    Данную физминутку хорошо проводить следующим образом: в первый раз вы вместе с детьми произносите все части тела, в следующий – показываете все, но уже слово “head” произносите про себя, в третий раз – про себя уже два слова “head and shoulders” и т.д. Такое упражнение не только способствует запоминанию новых слов, но и положительно влияет на развитие межполушарного взаимодействия.

  6. Работа с вариативно-дидактическим материалом. (Закрепление материала)
  7. На этом этапе вы объясняете учащимся, что перед ними находятся 8 карточек, которые различаются по уровню сложности (трудное - легкое), форме работы (групповая – индивидуальная), уровню творчества (упражнение - проблема). Знакомите их с содержанием каждой карточки и предлагаете каждому выбрать ту карточку, которую ему хотелось бы выполнить (Приложение 3). Чтобы не возникало споров относительно выбора одной и той же карточки, необходимо иметь несколько копий карточек. Учащиеся выходят к доске (по очереди), запоминают номер карточки, с которой они хотели бы работать и садятся на место. Вы выдаете им карточки в соответствии с их выбором, ребята рассаживаются в соответствии с формой работы (по моему опыту, впереди лучше ставить парты для индивидуальной работы, а в конце класса – для групповой работы). Необходимо четко обозначить время для работы. Обычно оно не превышает 10 минут. В течение этого времени ребята распределяют роли, выполняют задание, намечают стратегию ответа по своей карточке. После чего идут публичные выступления детей по карточкам.

  8. Обобщение. Итог урока.

Создание ситуации выбора учебного задания позволяет каждому ученику чувствовать себя активным участником образовательного процесса, он сам выбирает себе задание и сам несет ответственность за свой выбор. Работа с ВДК может осуществляться на любом уроке, а значит любой урок может стать для ученика ситуацией, в которой раскроются все его способности.