Судоку в Excel как способ повторения и закрепления встроенных функций

Разделы: Информатика


В курсе информатики средней школы (УМК Угриновича Н.Д.) зачастую сложные темы лучше усваивается учениками с помощью игровых методов

В теме “Кодирование и обработка числовой информации” есть подтема “Электронные таблицы”, в которой ученики 8 и 11 классов (УМК Угриновича Н.Д.) изучают сложный раздел “Встроенные функции Excel”. Для того чтобы упростить подачу такого непростого материала и повысить мотивацию учащихся, я использую судоку.

Судоку – математическая игра-головоломка, известная в России довольно давно под названием “Магический квадрат”.

Классический вариант японского судоку – это квадрат 9х9 клеток, в котором необходимо расставить цифры от 1 до 9 так, чтобы в каждой строке, в каждом столбце и в каждом выделенном квадрате 3х3 все цифры были различны.

Я предлагаю учащимся сделать проверку судоку в Excel, чтобы повторить некоторые встроенные функции, а также понятие диапазона ячеек.

Нам потребуется знание одной математической функции: =СУММ(ячейка1;я чейка2)

и двух логических функций, совмещенных в одну сложную: =ЕСЛИ(И(ячейка1=45; ячейка2=45); “молодец!”; “попробуй еще!”)

Теперь можно начать писать формулы для проверки правильности решения судоку. Например, в 11 строке мы напишем все формулы для проверки строк квадрата судоку. Итак, в ячейке А11 будет находиться формула =СУММ(A1:I1), в ячейке В11 будет находиться формула =СУММ(A2:I2) и так далее аналогично до ячейки I11, в которой будет находиться формула =СУММ(A9:I9). Теперь в 12 строке проверим все столбцы, также используя диапазон ячеек. В ячейке А12 будет находиться формула =СУММ(A1:А9), в ячейке В12 будет находиться формула =СУММ(В1:В9) и так далее аналогично до ячейки I12, в которой будет находиться формула =СУММ(I1:I9).

Теперь необходимо проверить все выделенные квадраты 3х3. Следует напомнить, что для такого диапазона нужно указать адреса левой верхней и правой нижней ячеек.

То есть в ячейке А13 будет находиться формула: =СУММ(A1:С3), в ячейке В13 будет находиться формула: =СУММ(D1:F3) и т.д. И, наконец, в ячейке I13 будет находиться формула: =СУММ(G7:I9).

Так как известно, что сумма чисел от 1 до 9 равна 45, то, соответственно в диапазоне А13:I13 все ячейки должны быть равны 45, если судоку решено верно.

Теперь приступим к анализу полученных результатов. Для этого в ячейке К1 запишем следующую формулу:

=ЕСЛИ(И(A11=45; B11=45; C11=45; D11=45; E11=45; F11=45; G11=45; H11=45; I11=45; A12=45; B12=45; C12=45; D12=45; E12=45; F12=45; G12=45; H12=45; I12=45; A13=45; B13=45; C13=45; D13=45; E13=45; F13=45; G13=45; H13=45; I13=45); “МОЛОДЕЦ!”;”Попробуй еще!”).

Изначально функция ЕСЛИ выглядит так:

=ЕСЛИ(условие; если верно; если не верно).

Мы же сделали сложное условие с логической функцией И, чтобы условие было верным только в случае, если все 27 ячеек равны 45.

Классический вариант судоку может иметь также дополнительные условия, которые целесообразно дать в качестве самостоятельной работы или дополнительного задания.

Классический вариант + дополнительное условие: по двум (главным) диагоналям все числа также должны быть различны. Для этого нам потребуется ввести к уже имеющимся еще две формулы примерно такого вида:

=СУММ(A1;B2;C3;D4;E5;F6;G7;H8;I9)

В качестве домашнего задания можно задать так называемое судоку “область”, где надо расставить цифры от 1 до 9 так, чтобы в каждой строке, в каждом столбце и в каждой выделенной области из 9 клеток все цифры были различны. Можно просто раздать рисунки и попросить написать к ним формулы, даже не используя компьютер.

Заполненные справа судоку служат для того, чтоб учитель мог проверить правильность написания формулы, просто введя набор цифр в ячейки Excel. (Приложение)

Нетрадиционный подход к изучению, повторению, закреплению и контролю такой довольно сложной темы, как “Встроенные функции в Excel”, полностью оправдывает себя, потому что ученик с большей мотивацией выполняет новое задние, чем повторяет уже привычное. И хотя при выполнении данного задания от ученика не требуется разгадать судоку, а только сделать форму для проверки, дети увлекаются и стараются усложнить себе задачу, еще и самостоятельно заполнив клеточки цифрами. Именно для таких пытливых учеников в правых рисунках судоку исходные ячейки выделены полужирным шрифтом.

Мои ученики так увлекаются судоку, что принимают участие в чемпионате СНГ по судоку среди школьников, который проводит газета “Информатика”, издательство “Первое сентября”.

17.03.2008