Организация научно-технического творчества

Разделы: Общепедагогические технологии


Наукой надо начинать заниматься не в 30-40 лет, а когда тебе пятнадцать…"

Развитие нашего общества в значительной степени зависит от инициативы, энергии, знаний, способностей, творчества каждого человека. Стержнем трудовой активности выступает ныне умение каждого трудящегося технически грамотно мыслить, рационально и эффективно работать. В связи с этим большое значение имеет формирование производственника такого типа, основу действий которого составляли бы высокое профессиональное мастерство, целеустремленность, инициатива и творчество. А значит, требуется перестройка как системы ценностных ориентаций, так и практических мер в подготовке, обучении и воспитании учащихся и одна из важных задач здесь – сформировать у человека тягу к изобретательской и рационализаторской, исследовательской деятельности, к техническому творчеству. В свою очередь, научно-техническое творчество и изобретательская и рационализаторская деятельность – это и школа формирования высоких нравственных качеств человека. Это приобщение молодежи к управлению делами производства, и прежде всего к ускорению научно-технического прогресса.

Современные темпы, динамика научно-технического прогресса придают новое содержание целям и задачам среднего специального образования в подготовке специалиста — творчески мыслящей личности, не просто грамотного и знающего специалиста

Острота и актуальность проблем, решаемых студенчеством, неоспорима. Участие в борьбе за ускорение темпов научно-технического прогресса, научную организацию труда, внедрение передового опыта важнейшее дело студенчества.

Творчество не зря считается одним из важнейших видов человеческой деятельности. Без него было б абсолютно невозможным развитие человеческого общества, а значит, и его существование. Хороший учитель творчества должен быть одновременно и творцом, и организатором творчества, и ценителем его результатов.

Научное творчество - это вид творческой деятельности, ведущей к созданию принципиально новых и социально значимых духовных продуктов - знаний, используемых в дальнейшем во всех сферах материального и духовного производства. Техническое же творчество - вид творческой деятельности по созданию материальных продуктов - технических средств, образующих искусственное окружение человека-техносферу; оно включает генерирование новых инженерных идей и их воплощение в проектной документации, опытных образцах и в серийном производстве. Поэтому было бы большим упрощением видеть в проектировании простую материализацию научных открытий. Под влиянием современной НТР традиционное изобретательство претерпело глубокие изменения. Оно стало наукоемкой сферой производства, на смену эмпирическому поиску индивида пришла коллективная проектно-конструкторская деятельность, основанная на применении компьютерной техники, систем САПР. Чтобы наука действительно стала непосредственной производительной силой, необходимо добиться более тесной координации научного исследования и инженерного проектирования, ориентации науки на практически значимые исследования и ориентации инженерии на оперативную реализацию научных открытий.

Хорошо сказал руководитель ВВЦ Магомед Мусаев: “НТТМ – это блестящая возможность для молодых людей показать себя, выразить свой замысел, свою уникальную идею”.

Я бы добавила: ...и получить заслуженную награду.

Если обобщить различные определения, то творчество – это специфичная для человека деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Научно-техническое творчество - это основа инновационной деятельности. Поэтому НТТМ является важнейшей составляющей образования.

Обучение творческому труду – это воспитание нового отношения к своей профессии: выработка “поискового навыка”, вскрытие причин и следствий несовершенства организации производства, его техники и технологии, возбуждение и поддержание неуспокоенности от достигнутого результата. Студент должен твердо усвоить, что ничего нет до конца совершенного, и все сущее можно сделать более совершенным.

Цель обучения студентов основам творческого труда – пробудить интерес, а затем создать и закрепить творческое отношение к профессиональной деятельности, выражающееся, в конце концов, в активной исследовательской, рационализаторской, а затем и изобретательской деятельности. Это обучение вырабатывает повышенный интерес к своей профессии, потребность в постоянном поиске неиспользованных резервов, в ускоренном приведении их в действие через совершенствование технологии выполняемой работы и улучшение (или создание новых) приспособлений, инструментов, макетов и т.д.

Основы технического творчества, ориентированные на воспитание творческого отношения к труду, должны сформировать у студентов качественно новое представление о трудовом процессе, способствовать ускорению профессионального роста. Осознание творческого труда как нормальной, естественной личностной позиции должно создать у студентов устойчивое творческое отношение к избранной профессии.

Таким образом, усвоение основ творческого труда поможет будущим специалистам повысить профессиональную и социальную активность, а это, в свою очередь, приведет к сознательному повышению производительности, качества труда, ускорению научно – технического прогресса. Преподаватели должны дать студентам объем знаний, позволяющий им стать рационализаторами в стенах техникума, а потом творчески работать на предприятии.

Еще 20 -30 лет назад на всех предприятиях, в образовательных учреждениях существовали организации НТО, назначались руководители кружков научно-технического творчества. Была также моральная и материальная заинтересованность в виде благодарностей, грамот, премий и т.д. Выпускались журналы “Техника молодежи”, “Изобретатель и рационализатор” и другие.

В последние годы сделано много грубых ошибок в отношении к изобретательству и рационализаторству. Практически на всех предприятиях отсутствуют патентные службы и отделы рационализаторства, а идейные работники не знают места, куда можно обратиться со своими рацпредложениями. В учебных заведениях дело обстоит не лучше. вся система образования в технических учебных заведениях стандартизирована. Образовательные учреждения среднего профессионального образования поставлены в такие условия, что организация НТО стало жизненной необходимостью. Связано это и с тем, что многие образовательные учреждения открывают наукоемкие специальности, которые требуют больших материальных вложений, реализуемые проф. образовательные программы требуют постоянного обновления лабораторного оборудования, ТСО и наглядных пособий.

В нашем учебном заведении организация технического творчества – это большой труд преподавателей, всего коллектива; им занимаются не отдельные преподаватели, а все предметные комиссии в целом.

Основной целью НСО является выявление и поддержка одаренных студентов, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательских интересов. Конечно же, главное направление – это выдвижение и реализация в научных исследованиях творческих идей и создание научных работ и проектов.

Организационно общество построено, как массовое добровольное многопрофильное объединение студентов, которое является составной частью общей системы работы с учащимися по формированию их познавательной и общественной активности. НСО обеспечивает единство учебной и внеурочной деятельности, способствует раннему выявлению и развитию дарования. Каждый студент может найти себе дело по душе.

Выполняются, в основном, модели, которые могут быть использоваться в образовательном процессе. Профессиональную подготовку к работе над созданием сложных макетов и действующих моделей многие студенты получают  в кружках по общеобразовательным предметам: математике, физике, инженерной графике и др. Из общеобразовательных кружков студенты - первокурсники переходят в научно-студенческое общество, одним из направлений работы которого является техническое творчество студентов. В деятельности НСО, как правило, сочетается изучение теоретических вопросов (доклады, диспуты, конференции, олимпиады) с практической работой по моделированию, оформлению кабинетов и лабораторий. Содержание технического творчества на старших курсах зависит от специальности, направления творческих поисков той или другой предметной комиссии.

Во многих случаях изготовление действующей установки требует работы целой группы студентов. Коллективное творчество дает очень хорошие результаты. Модели и приборы, выполненные группой студентов, отличаются высоким качеством исполнения и интересны по содержанию. Техническим творчеством студенты техникума занимаются во время прохождения практики, при курсовом проектировании и при подготовке и обсуждении рефератов по различным  учебным вопросам. Все это способствует созданию у студентов творческой инициативы, формирует необходимые будущему специалисту навыки в работе. В результате длительной кропотливой работы удалось объединить усилия многих преподавателей по привлечению студентов к созданию учебно-методических макетов, полностью оборудованы кабинеты автомобильных и пожарных дисциплин, восстановлены кабинеты электротехники и технической механики. В результате хорошо поставленной работы в НСО, работы студентов техникума занимали призовые места в различных городских, областных и региональных смотрах-конкурсах.

Эффективность научно-технического творчества и мера отдачи от него ставятся в прямую зависимость от уровня знания специалистами основ изобретательства и рационализации. Эти знания являются обязательным компонентом современных методов научного исследования, проектирования и конструирования. Поэтому большое значение в привлечении студентов к научно-техническому творчеству имеет обучение из основам изобретательства и рационализации. С этой целью в нашем техникуме введены в учебный план факультативные курсы “Введение в специальность” и “Основы научно – технического творчества, изобретательства и рационализации”.

Первым шагом возрождения научно-технического творчества молодежи СПТ стало участие в выставках. Выставки НТТ, как мне кажется, дают возможность реализовать творческий потенциал молодежи, воплощение смелых идей в области науки, техники и технологий, это - “путевка в жизнь” для перспективных разработок и неординарных проектов.

В техникуме действует постоянная выставка технического творчества. При проведении  “Дня открытых дверей” абитуриенты знакомятся с этой выставкой.

В 2006-2007 учебном году на базе техникума прошел городской смотр-конкурс научно-технического творчества молодежи, в котором приняли участие учебные заведения и предприятия города. Проведению этого мероприятия предшествовала работа Круглого стола, на котором обсуждалось состояние научно-технического творчества в городе. Инициаторами проведения этих мероприятий выступил наш техникум. Участникам круглого стола была предложена анкета с целью изучения их отношения к обсуждаемым вопросам. Респонденты оценили важность обсуждаемых вопросов и высказались об актуальности возрождения НТТ. Все участники круглого стола единогласно отметили, что научно-техническая деятельность способствует оптимизации учебно-воспитательного процесса, заявили о необходимости создания единой информационной среды в области НТТ. Среди основных проблем, возникающих при организации НТТ были названы: слабая материальная база образовательных учреждений, низкая мотивация преподавательского состава, из-за отсутствия дополнительного финансирования, слабая освещенность данной темы средствами массовой информации.

Для активизации НТТ были внесены следующие предложения:

  • продолжить обмен опытом по данной теме,
  • активизировать связь образовательных учреждений с производством,
  • привлекать к данной проблеме СМИ,
  • разработать городскую программу поддержки талантливой молодежи и наставников,
  • продолжить работу по организации подобных круглых столов и выставок.

С целью поощрения и дальнейшей активизации научно-технической студенческой работы существует система поощрения, в настоящее время вводится “Билет отличника”.

Особое место занимает работа студенческой видеостудии, которая занимается созданием и восстановлением учебных видеофильмов.

Хотелось бы верить, что всестороннее изучение высказанных проблем и последующие эффективные действия приведут к активизации технического новаторства. Поэтому приглашаю к диалогу всех, кого волнует данная тема, кто хотел бы не на словах, а на деле реанимировать творческую научно-техническую деятельность, как в нашем регионе, так и в стране.

Приложение