Сценарий устного журнала "История нашей армии", посвященного Дню защитника Отечества

Разделы: История и обществознание, Начальная школа, Внеклассная работа


Вступление

Дорогие друзья, уважаемые гости!

Скоро у всех жителей России будет замечательный праздник – День защитника Отечества.

Этот праздник непосредственно связан с историей нашего государства, нашего народа, и мы предлагаем еще раз перелистать страницы нашей истории. Сегодня в очередной раз убедимся, как самоотверженно защищали Отечество наши далекие и не очень далекие предки.

Итак, открывается наш устный журнал …………

I глава - Историческая

(на доске появляется название-страничка)

- Ребята, кого мы поздравляем в День Защитника Отечества?

(Дети перечисляют).

- А как вы думаете, что такое Отечество? (РОДИНА)

- Скажите, а защитники Родины только недавно появились или давно? (ДАВНО).

Испокон веку русский солдат стоял на страже мира и покоя своего народа, охраняя границы родной земли. Кому не известны такие великие события русской военной истории – Ледовое побоище, Куликовская битва, Полтава, Бородино. На протяжении многих веков не раз приходилось русским людям отстаивать свободу и независимость своей Родины. Наша Родина имеет богатую историю, каждая ее страница вызывает у нас неподдельное чувство гордости. Немного воображения … и прошлое “оживает” перед глазами.

Представим себе год 1237. Монгольский хан Батый собрал огромную армию и перешел Волгу. Его армия захватила и разгромила многие русские города и поселения (Рязань, Киев, Владимир).

Монгольский конный воин

Батыево нашествие

Баскаки

Если монгольский хан наступал с юго-востока, то шведские и немецкие захватчики с севера. Они тоже хотели поработить Русь, однако это им не удалось. Молодой князь Александр Ярославович в 1240 сокрушил шведов на реке Неве, за это его и прозвали Александром Невским.

А через 2 года – 5 апреля 1242, на льду Чудского озера произошло Ледовое побоище, где были разбиты и немецкие рыцари.

Несколько веков назад Русь подчинялась Золотой Орде. Долгим и мучительным было время монголо-татарского ига, и потому чтит наш народ тех безызвестных героев, которые одержали победу в битве на поле Куликовом (1380).

Перевернем еще одну страницу нашей российской армии.

В 1700 году Россия начала войну со Швецией, получившую название Северной. Длилась эта война более 20 лет. И все же Россия выстояла.

27 июня 1709 года - день знаменитой Полтавской битвы.

12 июня 1812 года - император Франции Наполеон во главе своей 600 тысячной армией напал на Россию. Началась Отечественная война, началась всенародная освободительная борьба. Однако Россия могла тогда противопоставить Франции только 230 тыс. человек.

Наполеон Бонапарт

2 августа 1812 года произошло Бородинское сражение. В ходе этого сражения ценой невероятной храбрости и мужества защитников нашего Отечества силы почти сравнялись: у русских – 132 тыс., у врага – 135 тыс. Битва была решающей и наши разбили врага.

Много можно приводить примеров героизма нашего народа. Особенно дорогой ценой досталось нашему народу победа в ВОВ.

И этому героизму мы посвятим отдельную главу нашего устного журнала.

II глава - Самая страшная война XX века

(на доске появляется название страничка)

Почти 70 лет назад на нашу Родину напали немецко-фашисткие захватчики. Эта была самая страшная война ХХ века. Все граждане нашей страны встали на защиту своей страны, своего Отечества.

Об этом говорит песня “Священная война”. Прослушайте ее.

(Звучит песня)

Все дальше и дальше в историю уходят от нас героические и грозные годы ВОВ. Уже выросло не одно поколение людей, не испытавших на себе горячего великой битвы с немецко – фашистскими захватчиками. Но чем дальше уходят от нас те незабываемые годы, чем больше зарастают раны войны, тем все величественнее представляется титанический подвиг, совершенный советским народом. Война шла 1418 дней, почти 4 года.

Это были годы лишений, горя, тяжелого труда. Разорены города, села, выжжены хлебные поля, оборваны мечты и надежды наших людей. Вместе с тем это были годы мужества, беззаветной любви к Родине.

Примечание*

В этой главе учитель может рассказать об одном эпизоде войны (темы: начало войны, героическое сопротивление Брестской крепости, блокада Ленинграда, битва под Сталинградом, битва за Москвой, наступление наших войск на Берлин и т. д.)

- Скажите, откуда сейчас мы слышим о войне?

(Тысячи стихов, кинофильмов, песен, книг люди сочинили о войне)

III глава - Поэтическая

(на доске появляется название страничка)

Сегодня спустя более полувека, нам очень дорога каждое слово написанное о войне. Когда мы читаем страницы книг, то перед нами вновь и вновь проходят дни и года, обагренные человеческой кровью и орошенные слезами. Давайте же вспомним о войне и о всех героях- защитниках стихами.

Ученик 1:

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят об этой муке
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья,
Затем, чтоб нам счастливым быть
А счастье – не в забвенье..

Ученик 2:

Время героев, обычно ты кажешься прошлым;
Главные битвы приходят из книг и кино,
Главные даты отлиты в газетные строки,
Главные судьбы историей стали давно.
Время героев, по самому высшему праву,
Ты подарило далеким и близким годам
Доблесть, и славу, и долгую добрую память.
Время героев, а что ты оставило нам?
Ты нам оставило яркое время Отчизны,
Дом, и дорогу, и ласковый хлеб на столе,
Ты нам оставило самое главное в жизни –
Радость работы на мирной, счастливой земле…

IV глава - Музыкальная

(на доске появляется название страничка)

Василий Теркин на привале.

 Наверное, вы не раз слышали песни о войне, о том как защищали люди свою Родину.

- Кто знает хоть несколько строчек из таких песен?

Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!

Сегодня мы споем все вместе одну из песен, которую бойцы пели на войне. Песня поднимала дух солдат, песни а еще звучали на отдыхе, в перерывах между боями. Или когда солдаты были в строю (строевые, веселые, грустные..)

Поем песню под гитару (или караоке)

V глава - Наши ветераны

(на доске появляется название страничка)

Как называют людей, которые воевали, которые живут среди нас сейчас, приходят на парад Победы? (ВЕТЕРАНЫ, ФРОНТОВИКИ).

У нас в поселке осталось их совсем немного. Каждый год мы с вами поздравляем их с праздником Дня Защитника Отечества и Днем Победы. Недавно в нашей школе открылся музей.

В музее собраны сведения о многих ветеранах нашего поселка. Об одном таком человеке я хотела бы вам рассказать, так как я о нем знаю не понаслышке. Он мой дедушка.

Русских Петр Анисимович

Из воспоминаний дедушки:

“Родился я в 1921 году в Кировской области в Нельском районе в Рыбаковском сельском совете в деревне Анкуши. В 1939 переехал в колхоз Воровского Когоновского района (теперь п. Черемушки Омского района). В колхозе я работал разнорабочим. В 1940 году призвался в армию. В начале 1941 года мобилизован по состоянию здоровья (Финская война). О начале войны я узнал по радио. В 1944 году отправлен на фронт. Он участвовал в боях 2-го Украинского фронта. В 1946 году 20 января вернулся с войны в колхоз. Сначала работал разнорабочим, потом на мельнице. Через несколько лет стал завскладом в поселке Черемушки…..”

Мой дедушка был очень умным и добрым человеком. Его все уважали. Он долго и честно работал на складе “Теплично-парникового комбината”. Теперь склад так и называется “склад Русского”. За участие в боевых действиях, а также за честный и добросовестный труд он награжден медалями и орденами. Сейчас дедушки давно уже нет, но мы помним о нем, бережем его медали, ордена, грамоты (их огромное количество, хотя многие уже утеряны), будем о нем всегда помнить и рассказывать своим детям и внукам. Мы гордимся своим дедушкой. 

VI глава – Символ мира

(на доске появляется название страничка)

- Ребята, как вы понимаете, что такое мир?

Мир - это вся планета. Мир - это когда нет войны. Кто знает, кто является символом мира? (ГОЛУБЬ)

Тебе 10 или немного больше. Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но не никогда не слышал орудийного грома. Ты видишь, как строят новые дома, но не подозреваешь, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Ты как обрываются сны, но тебе трудно поверить, что человеческая жизнь оборвать также просто, как веселый утренний сон.

Ученик 1:

Мы хотим, что люди мирно жили,
Чтоб дети разных стран всегда дружили,
Чтоб леса, поляны зеленели,
И чтоб птицы в небе звонко пели.

Ученик 2:

Я хочу. Чтоб на нашей планете
Никогда не печалились дети.
Чтоб не плакал никто, не болел,
Только б хор наш ребячий звенел.

Ученик 3:

Чтоб навек все сердцами сроднились
Доброте чтобы все научились
Чтоб забыла планета земля,
Чтоб такое вражда и война!
Нам нужен мир на голубой планете,
Его хотят и взрослые и дети.
Им хочется, проснувшись на рассвете,
Не вспоминать, не думать о войне.
Нам нужен мир, чтоб строить города,
Сажать деревья и работать в поле.
Его хотят все люди доброй воли.
Нам нужен мир навеки! Навсегда!

Заключение

Сегодня мы вспоминали, славили своих воинов – защитников, людей перед которыми нам нужно преклоняться.

Преклоняться пред их мужеством и доблестью, так как они не щадили своих жизней для Родины.

- Скажите, а сейчас в наше время есть люди, которые геройски защищают нас с вами, нашу страну? (ДА)

Вспомните примеры…..

- А вы когда вырастите, будете защищать ее? Я верю, что вы вырастите достойными гражданами своей страны.

- А что сейчас вы можете сделать для своей Родины? (Хорошо учиться)

Наш устный журнал заканчивается стихотворением Евгения Евтушенко “Хотят ли русские войны?”

Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины
над ширью пашен и полей
и у берез и тополей.
Спросите вы у тех солдат,
что под березами лежат
и пусть вам скажут их сыны,
хотят ли русские войны.
Не только за свою страну
солдаты гибли в ту войну,
а чтобы люди всей земли
спокойно видеть сны могли.
Под шелест листьев и афиш
ты спишь, Нью – Йорк,
ты спишь, Париж.
Пусть вам ответят ваши сны,
хотят ли русские войны.
Да, мы умеем воевать,
но не хотим, чтобы опять
солдаты падали в бою
На землю грустную свою.
Спросите вы у матерей,
спросите у сестры моей
и вы тогда понять должны
хотят ли русские войны.

Спасибо вам за активное участие в нашем журнале. До свидания!

Литература

1. Ворожейкина Н. И. И др. Рассказы по родной истории: Учебник для 5 кл. ср. шк. / М.: Просвещение, 1993.

2. Саплина Е.В. Введение в историю. 4 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений/ - М.:Дрофа, 2002.