Марина Цветаева. Очерк жизни

Разделы: Литература, Информатика


Цели урока:

  1. Познакомить с основными вехами жизни М.Цветаевой.
  2. Определить основные черты личности поэта.
  3. Дать представление об окружении поэта на протяжении всей жизни.
  4. Осуществить первичное знакомство с лирикой, прозой и письмами М.Цветаевой. Создать атмосферу “погружения” в творчество мастера.

Оборудование урока:

  1. Оформление кабинета в стиле литературной гостиной.
  2. Экран, мультимедийный проектор, компьютер, колонки (для музыкального сопровождения презентации).

Методические приемы: комментарии учителя к слайдам мультимедийной презентации и подготовленное учениками чтение стихов, некоторые слайды презентации сопровождаются музыкальным оформлением.

Ход урока

Оргмомент: оформление записей в журнале ТО; объявление темы, цели, задачи урока.

На экране титульный слайд презентации “Марина Цветаева. Очерк жизни”.

Учитель: В истории русской поэзии ХХ века Марина Цветаева занимает высокое и своеобразное место. Её поэтическая личность сформировалась в уникальной, насыщенной новаторскими художественными исканиями атмосфере Серебряного века. Вместе со своими современниками – Ахматовой, Мандельштамом, Пастернаком, Маяковским – Цветаева заметно раздвинула и границы, и сами возможности поэтической речи. Миру и человеку она предъявляла максималистские нравственные требования, и потому интонация её стихов Императивна, Категорична и Повелительна. Внешне, по стиху, по слову Цветаева кажется ни на кого не похожей, но на самом деле её поэзия органично продолжила романтическую литературную традицию, которая, если иметь в виду масштаб, на ней и замкнулась: по сути, Цветаева оказалась в нашей литературе Последним Великим Трагическим Романтиком.

Слайд №2.

Ученик: читает стихотворение “Идешь, на меня похожий…”.

Слайд №3.

Учитель: 26 сентября 189 года, с субботы на воскресенье, в полночь на Иоанна Богослова родилась Марина Цветаева.

Ученик: читает стихотворение “Красною кистью…”.

Слайд №4.

Учитель: Отец Марины, Иван Владимирович Цветаев, был человеком необыкновенно образованным. Лучшие годы жизни он отдал музею, в котором разместилась уникальная коллекция гипсовых слепков – копий античных статуй, фрагментов Парфенона, романской и готической архитектуры. Он, будучи известным филологом и искусствоведом, познакомил Марину с историей и культурой Эллады, с её нравами и обычаями, мифами и легендами. Античный мир постепенно стал неотъемлемой частью духовного мира будущего поэта. Сюжеты и образы античности встречаются во многих цветаевских произведениях.

Слайд №5.

Учитель: Мария Александровна, мать Марины, была музыкантом. Свою жизнь она посвятила детям и музыке. Она была человеком мятежным и страстным. Пылкую романтическую натуру она выплескивала в звуках. “После такой матери мне оставалось одно – стать поэтом”, – говорила Марина.

Слайд №6.

Учитель: “Марина Цветаева родилась в семье, – писала ее дочь, – являвшей собой некий союз одиночеств”. Ещё одним “одиночеством” была Маринина сестра Ася, человек необычайно тонкий, в ком и могла найти Марина единственного слушателя, единственную родственную душу.

Слайд №7.

Учитель: Марина росла среди музыки и книг. С 4-х лет началось тайное чтение – вопреки строгому запрету матери – рано! Любимыми стали немецкие сказки, Наполеон, Бетховен. В 6 лет заведена первая самодельная тетрадка, где писались стихи, и откуда начался дневник. Она любила родной Трухпрудный переулок, Москву и воображаемый Париж. Таким было её детство.

Ученик: читает стихотворение “В зале” (1908-1910 год).

Слайд №8-9.

Учитель: Взрослела Марина, а вместе с ней креп и её талант. И в 1910 году тайком от родителей она выпустила свой первый поэтический сборник “Вечерний альбом”. Он стал для Марины историей ее законченного детства. Для нас он интересен как книга – предвестник будущей Марины Цветаевой. Здесь она почти вся – как в завязи: со своей предельной искренностью и трагизмом – в по-детски светлой книге.

Ученик: читает стихотворение “Молитва” (Таруса, 26 сентября 1909 год).

Слайд №10.

Учитель: Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном коктебельском побережье, куда Марина приехала вместе с Асей по приглашению Максимильяна Волошина. Удивительное время, проведенное с Максом, морские прогулки, творческие вдохновения, часы одиночества стали для Марины самыми счастливыми моментами жизни. В эти дни Марина много писала.

Ученик: читает стихотворение “Моим стихам, написанным так рано,…”(Коктебель, 13 мая 1913 года).

Слайд №11.

Учитель: В Коктебеле решилась Маринина судьба. Это произошло в самом начале мая. Она собирала камешки на морском берегу. Он стал ей помогать – красивый, грустный юноша, с поразительно огромными глазами. Взглянув в них, Марина загадала: если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел сразу же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от её зелёных. Вложил ей в ладонь розовый крупный камень, который Марина хранила всю жизнь, который чудом уцелел и по сей день.

Слайд №12-13.

Ученик: читает стихотворение “Я с вызовом ношу его кольцо!”(3 июня 1914 года).

Учитель: Марина Цветаева обвенчалась с Сергеем Эфроном в январе 1912 года в Палашевской церкви Рождества Христова перед иконой “Взыскание погибших”. Затем их ожидало свадебное путешествие в Париж и Италию.

В октябре того же, 1912 года у них родилась дочь, её назвали Ариадна, Аля, в честь героини греческой легенды о Минотавре. С самых первых лет жизни Али Марина начала узнавать в ней себя, уже взрослую. Дочь стала центром её внимания и любви.

Слайд №14.

Учитель: По-видимому, ближе всех к ней по духу, по творческим импульсам была тогда Анна Ахматова. В поэтической манере Ахматовой Цветаева почувствовала глубоко родственную душу.

“О, муза плача, прекраснейшая из муз!
О ты, шальное исчадие ночи белой!
Ты черную насылаешь метель на Русь,
И вопли твои вонзаются в нас как стрелы”

Слайд 15.

Учитель: В триединство цветаевской любви входили тогда Ахматова, Блок и Мандельштам. Он пленил её высокой степенью словесного совершенства. “Если существует Бог поэзии, – писала Марина, – то Мандельштам – его гонец. Он доносит до людей божественный голос точным и чистым”.

“Я знаю: наш дар – неравен.
Мой голос впервые – тих.
Что вам, молодой Державин,
Мой невоспитанный стих!”

Слайд №16.

Учитель: Александр Блок в жизни Цветаевой был единственным поэтом, которого она чтила не как собрата по ремеслу, а божество от поэзии и которому, как божеству, поклонялась.

Ученик: читает стихотворение “Ты проходишь на запад солнца,…”.

Слайд №17.

Учитель: Годы революции и гражданской войны были в жизни Цветаевой трудными и драматичными. Умерла маленькая дочь, из-за голода отданная в приют, со старшей дочерью Ариадной они испытывали не только жесточайшую нужду, холод и голод, но и трагедию одиночества. Муж Цветаевой Сергей Эфрон находился в рядах белой добровольческой армии, и от него третий год не было вестей. И только в июле 1921 года Марина получила от Сергея письмо. Она ещё не знала, что должен пройти год, чтобы в июне 1922 года они, наконец, встретились. Её лирика тех лет пронизана исступленным ожиданием. “Я вся закутана в печаль, – писала она. – Я живу печалью…”. Стихов, посвященных разлуке, было написано немало (они составили впоследствии книгу “Разлука”).

Слайд №18.

Учитель: Цветаева не приняла революции и в 1922 году выехала за границу к мужу, Сергею Эфрону. Семнадцатилетняя одиссея Марины Цветаевой (Германия, Чехословакия, Франция) стала величайшим испытанием для неё. Практически она как поэт скоро потеряла возможность издавать книги, её последняя книга вышла в 1928 году, хотя Цветаева много и плодотворно работала, писала стихи, поэмы, прозу (“Поэма Горы”, “Поэма Конца”, цикл стихов “Стихи Пушкину”, проза “Дом у старого Пимена”, “Сказка матери” и другие).

Из всех эмигрантских лет именно пражские оказались самыми светлыми, там у нее родился сын Георгий (Мур).

Слайд №19.

Учитель: В 1936-37 годах Цветаева уже готовилась к отъезду на Родину. Сначала уехала Ариадна, следом – Сергей Яковлевич. Летом 1919 года Марина с Георгием вернулись в Россию. Арестованы муж и дочь. Начинается Великая Отечественная война. Эвакуация с сыном в небольшой городок Татарии Елабуг. Отъединение сына, болезненно пережившего страшные беды, выпавшие на его долю, резко усугубляло одиночество Марины. Она продолжала работать: готовила сборник, много переводила…

У Марины не было больше Сергея: расстрелян в 1941 году. Она не знала, что с дочерью. Между нею и сыном вырастала полоса отчуждения. Встреча с читающей Россией не состоялась…

Слайд №20.

Ученик: читает стихотворение

…О, черная гора,
Затмившая весь свет!
Пора-пора-пора
Творцу вернуть билет.

Отказываюсь – быть.
В бедламе нелюдей
Отказываюсь – жить.
С волками площадей
Отказываюсь – выть.
С акулами равнин
Отказываюсь плыть –
Вниз – по теченью спин.

Не надо мне ни дыр
Ушных, ни вещих глаз.
На твой безумный мир
Ответ один – отказ.

Слайд №21.

Учитель: 31 августа 1941 года Марина Цветаева уходит из жизни, считая этот выбор единственно правильным – “ответ один – отказ”.

Судьба Марины Цветаевой заставляет вспомнить строки М.Ю. Лермонтова:

Что, без страданий – жизнь поэта?
И что, без бури – океан?

Продолжают её жизнь стихи, проза, продолжает жить в нашем сознании, как замечательное явление духа, поэзия Марины Цветаевой. Потому что это прекрасная поэзия, рожденная истинным талантом и вдохновением!