Опыт работы по воспитанию и обучению детей через сказку

Разделы: Работа с дошкольниками


 

«Сказка для ребенка является не просто  
фантазией, но особой реальностью, помогающей
установить для себя мир человеческих чувств,
отношений, важнейшие нравственные категории,
в дальнейшем -мир жизненных смыслов.»

Введение

У каждого родителя есть своя самая заветная мечта- вырастить своего ребенка активным, деятельным, гармонично развитым человеком. Которому интересно жить, общаться с другими людьми и самому быть интересным для окружающих.
Каждый хочет, чтобы  у его ребенка была жизнь и судьба   лучше чем   у нас, у родителей.
Эта мечта вполне может сбыться, только родителям (и тем, кто находится рядом с ребенком) приложить достаточно много усилий и всегда помнить: каким бы ни был малыш, для мамы и папы он самый лучший, самый любимый. Мы повторяемся в детях, и каждый ребенок несет в себе не только наши гены, но и частичку нашей души, нашей любви. Мы хотим  счастья для своих малышей, хотим видеть  их веселыми, здоровыми, успешно идущими по жизни.

Основная часть

Правительство Москвы, заботясь о будущем поколении 19 июня 2005 года на заседании приняло целевую программу «Столичное образование-4», где были определены основные задачи направленные на развитие системы образования, в том числе дошкольного, в московском мегаполисе. В рамках этой системы разработана специальная программа психолого-педагогического просвещения «Московская семья- компетентные родители».
Все мы, дошкольные работники, знаем как подчас трудно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности и интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
Мы очень хотим чтобы  родители наших  воспитанников стали нашими единомышленниками и  союзниками, в вопросах воспитания и обучения наших детей.
Для этого мы проводим не только традиционные родительские собрания, но и круглые столы, «Чаепития», индивидуальные консультации и консультации по выделенным вопросам с родителями, на которых сами родители делятся своим опытом по вопросам воспитанию детей в семье.
Вначале учебного года мы знакомим родителей с планом работы (мероприятиями) которые будут проходить в детском саду.
Вместе с родителями определяем тот объем работы, который будет необходим со стороны родителей.
О  важности игры в дошкольном возрасте  все  знают, и активно принимают участие в проведении традиционной «Недели игры и игрушки» осенью, а так же  в зимний период во время «Недели зимних игр и забав» .
У нас в детском саду мы приняли решение проводить весной «Неделю сказки ». Интерес детей к  сказкам  общеизвестен.
Мудрость  и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общенациональных и общечеловеческих ценностей и жизненный смысл в целом.
С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла глубока и неисчерпаема.
Жизненный смысл, смысл нравственных идеалов народа отражен в сказочных образах, отличающихся предельной обобщенностью и насыщенностью.
Ребенок воспринимает и переживает сказку также в виде образов, но эти детские образы просты и конкретны.
Глобальные смыслы, заключенные в сказке, самостоятельной работе детской мысли и чувства недоступны, как бы ни были интенсивна его эмоциональные переживания в процессе восприятия сказки. Сказки доказывают, как в повседневной жизни проявляется смысл различных человеческих качеств для жизни.
Под влиянием слушания у ребенка возникает сочувствие герою и складывается эмоциональный образ воспринимаемых событий и взаимоотношений. В детском сознании внешняя картина проблемной ситуации, отраженная в сказке, как бы совмещается с интероцептивной картиной тех волнений которые вызывает у ребенка  эта ситуация или вызывали раннее аналогичные обстоятельства.
Сказка для ребенка является не просто фантазией, но особой реальностью, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений, важнейшие нравственные категории, в дальнейшем -мир жизненных смыслов.
Сказка выводит ребенка за рамки обыденной жизни и помогает преодолеть расстояния между житейскими и жизненными смыслами. Этот внутренний переход возможен только тогда, когда содержание сказки прошло через сопереживания другому лицу. В процессе этого сопереживания формируется механизм эмоционального предвосхищения, который помогает не только представить, но и пережить отделенные последствия человеческих действий, прочувствовать их смысл для разных людей.
Всякая сказка-это рассказ об отношениях, причем эти отношения имеют четкую моральную ориентацию.
Это очень важно для становления и осмысления понятий добра и зла, для упорядочения сложных чувств ребенка. Форма изображения здесь сказочная, доступная ребенку, но именно она позволяет ребенку постичь высоту проявления чувств, их нравственный смысл. Однако без помощи взрослых в истолковании  и освоении последнего  нравственный смысл сказочных образов «взрослым», недоступным ребенку.
У ребенка на разных этапах жизни свои любимые сказки:

Сказки для самых маленьких (Потешки).
Сказки с циклическим сюжетом (Репка, Теремок, Колобок.)
Бытовые сказки о жизни (Кот, лиса и петух, Три медведя.
Волшебные сказки (Красная шапочка, Карлсон)
Философско -мировоззренческие сказки  (О золотой рыбке)

Отбирая литературу, необходимо помнить, что от художественной ценности произведения зависит его нравственное и моральное воздействие. Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою.
Книга должна иметь глубокую убежденность и художественную выразительность.
Ежегодно в нашем детском саду в апреле проходит «Неделя сказки».
Цель «Недели сказки» - обеспечить воспитанников полноценным активным отдыхом, предоставить возможность участвовать в разнообразных играх и забавах. Сплотить детско-родительский коллектив, сделать родителей своими союзниками, единомышленниками. Оказать помощь родителям во взаимоотношениях с ребенком, в умении  проводить свободное время со своим ребенком .
Каждая возрастная группа составляет  свой план проведения « Недели сказки».
Примерный план проведения  «Недели сказки» в младшей группе представлен в приложении 1.
Планы сдаются старшему воспитателю, корректируются со всеми специалистами и составляется общий план проведения «Недели сказки» по детскому саду.(приложение 2)
Для успешного планирования работы в своей группе воспитателями    в этот период,   единый  план   проведения  «Недели сказки», утвержденный  творческой группой, доводится до сведения воспитателей, специалистов и родителей каждой возрастной группы.