Особенности организации учебно-воспитательного процесса в начальных классах со смешанным национальным составом учащихся

Разделы: Внеклассная работа


 

Введение

На территории р.п. Павлоградка проживают, взаимодействуя, друг с другом, представители разных народов. Между ними сложились схожие нравственные установки и ценности, общие черты религиозных верований и народного искусства.
В настоящее время в России, как и во всем мире, обострились проблемы межнационального характера. Неудачи в межэтническом взаимодействии, на наш взгляд, следует рассматривать не как наличие «непреодолимых» различий между культурами, а как отсутствие определенных знаний и умений, компетенции, способствующих взаимопониманию. С этой целью необходимо организовать приобретение знаний об обычаях, нормах, ценностях, стереотипах поведения другого народа, а также выработку навыков налаживания контактов. Образовательное учреждение должно содействовать тому, чтобы, с одной стороны ребенок сознавал свои «корни» и тем самым мог определить свое место в мире, а с другой - научился уважать другие культуры.
Особенностью нашего образовательного учреждения сегодня является многонациональный состав учащихся. В таблице приведены данные по национальному составу нашей гимназии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Национальность

Русские.

Украинцы.

Казахи

Армяне

Немцы

Чуваши

Татары

Грузины

Кол- во детей

36

50

28

5

8

2

10

15

Основная часть   

Результаты беседы, проведенной с учащимися начальных классов нашей школы, показали, что 65% из них знают и могут назвать народы, проживающие в нашей стране (в среднем 5-6 названий народов). На вопрос: «Хорошо ли что наша страна многонациональна?» положительный ответ дали только 43% учащихся, 27% ответили отрицательно, а остальные 30% затруднились ответить.
Мы осознаем всю сложность проблемы и активно работаем в данном направлении, преследуя следующие цели: сформировать позитивное отношение, отсутствие у школьника предубеждений, толерантность по отношению к другим людям; способность к оценке и прогнозированию своих возможностей и способов взаимодействия с людьми иной национальности; развитие у детей интереса и желания познать свою культуру другого народа, общаться и взаимодействовать с представителями иных этносов.
Самый распространенный в нашей гимназии способ работы по воспитанию культуры межнационального общения - информирование, которое осуществляется через внеклассные мероприятия, классные часы, концерты, экскурсии.
Большое внимание уделяем сотрудничеству гимназии с родителями. Они готовят костюмы, помогают в оформлении выставок, в проведении экскурсий, бесед, праздников. Исследования показывают, что негативное отношение детей младшего школьного возраста к людям других национальностей на 90% обусловлено влиянием их семей и только 10 % другими факторами (СМИ, социум, школа). Это как раз и подтверждает важность сотрудничества в этом вопросе школы и семьи.
Примером может послужить прошедший фестиваль национальных культур народов, проживающих в р.п. Павлоградка.
Этому событию предшествовала серия мероприятий и классных часов, посвященных знакомству с культурой и бытом народов разных национальностей. Работа была организована как на уроках, так и во внеурочное время. Классы разделили на группы. Каждая группа получает свое задание. Работа групп проходила в содружестве с родителями и учащимися.
Например: тема «Мой сосед украинец»

1-я группа. Столица Украины, флаг и герб
2-я группа. Украинские народные сказки (инсценировка одной из них)
3-я группа. Известные люди Украины; улицы Павлоградки, названные их именами,
4-я группа. Кухня украинского народа.

На уроках продолжается знакомство с традициями украинского народа: на литературном чтении изучаются произведения писателей этого народа; в задания по русскому языку включаем произведения фольклора украинского народа; на уроках труда готовим народные игрушки; на уроках по изобразительному искусству - расписываем народные костюмы.
Итогом работы каждой группы является большой праздник, куда приглашаем детей родителей, гостей; Средства массовой информации широко освещают это мероприятие.
Огромный интерес у ребят и гостей вызывает выставка, на которой представлены национальные костюмы, предметы быта, искусства, рукоделия, национальные блюда.
Праздник сопровождается музыкой этого народа, стихами, танцами, Душевно звучали песни, исполненные ансамблем «Вербонька» вместе с ребятами и гостями. Закончился праздник чаепитием, где по достоинству были оценены национальные блюда, представленные на выставке.
Фестиваль закончился. Мы волновались: будет ли детям интересна эта тема, поймут ли они основные идеи этой работы. Детям было дано задание: в произвольной форме написать сочинение на тему « Вместе весело шагать». Ниже приводим некоторые сочинения наших учеников, не внося в них никаких изменений.

Иванова Катерина: « такие занятия помогают нам жить, учат нас быть добрыми, очень любить свою Родину, чтобы никого не обижать.

Губаренко Денис: «Дни подготовки к праздникам стали истиной для меня, они сделали мою жизнь чистой и светлой. Я думаю, что такие мероприятия должны быть во всех школах мира. И тогда не будет умирать люди на войне »

Многие ребята свои чувства, эмоции выразили в рисунках. А некоторые дети даже написали свои стихи:

Шангелия Хатия.

«Ты, он, она, и я - многонациональная семья.
У нас в районе каждый важен:
Казах, русский и грузин Важа.
В Павлоградке мы живем
Вместе песенки поем

Москаленко Дмитрий.

«Сколько у солнышка ярких лучей Столько на свете разных детей
Нина, Полина, Тарас и Дамир
Все мы за дружбу, все мы за мир!»

Все эти детские работы можно издать отдельной книгой. И как было бы хорошо, если бы все взрослые прочитали эту книгу!

Разработка итогового праздника по русской культуре « Зимние посиделки»

Оборудование зала: зал убран в русском стиле. На центральной стене- павловские платки. На заднике сцены нарисованы маковки церквей. Стены    украшены рушниками, салфетками. У сцены – прялки, веретено, икона, перед ней лампада. Самовар, старинная посуда и бытовые предметы. Над сценой плакат:

«Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим»

Вадим Шафнер

1 Ведущий: Дорогие гости, сегодня мы узнаем кое-что о том, как жили в старину русские люди. Кто она такая – великая Русь? Сколько ее лет? Как жила она прежде, обувалась – одевалась, что ела, что строила и какие песни складывала и пела?

2 Ведущий: Ученые высказывали много соображений, что обозначает слово Русь у этого слова не одно значение, а много, как притоков у великой реки.
Русь. Русские. Россия. Россияне. Может слова эти родственны словам: русло, то есть ложе реки.
Русалка – сказочная обитательница рек и озер. Роса, росяница – обильная роса, лежащая по утру на травах. Иными словами, Русь – это страна, где много рек и озер, а русский – это человек, живущий у воды.

1 Ведущий: между реками Дунаем и Вяткой, между Черным и Белым морями. И была она населена руссами, или россами, или русскими. Были они хлеборобами и горододельцами: распахивали и засеивали землю, строили села и города. Работали раньше день-деньской. Наступали холода, в печке огонь зажигали, в переднем углу светец ставили, лучину зажигали. Вечером в гости ходили, а работу не бросали. Девушки брали с собой прялки, донца, веретенца и собирались вечером в одной избе. Рассаживались по лавкам и принимались за рукоделие. Такие вечера назывались посиделками.

Выходит Машенька в русском костюм читает стихи:

Зимний вечер, тесен, долог.
Насчитаю сорок елок.
То на лавке посижу,
То в окошко погляжу.
Позову-ка я ребят к себе на посиделки.
Будут песни, будут пляски
И игры в горелки.
Эй, подруженьки – подружки!
Эй, ребята – молодцы;
Озорные удальцы!
Приходите поплясать
Зимний вечер скоротать!

- Под музыку русской народной песни заходят мальчики, одеты в косоворотки, на голове у каждого картуз с цветком. В руках балалайки.

1 мальчик:
Ото всех дверей,
Ото всех ворот,
Выходи скорей,
Торопись, народ!

2 мальчик:
Приходи, честной народ!
Не пыли, дорожка
Добры молодцы идут
Погулять немножко

3 мальчик:
Дома ль Марья?
Дома ль Дарья?
Дома ль душенька Катюшенька?

Девочки: Мы тут!

Под музыку они выходят из теремочка и выстраиваются напротив мальчиков

1 девочка: Собрались мы позабавиться да потешиться.

2 девочка: Пошутить! Поиграть! Посмеяться!
Все вмести: Смех вам да веселье!

1 девочка: Просили в избу! Красному гостю – красное место.

2 девочка: Милости просим! Хлеб – соль по – старинному!

Девочка выносит на подносе каравай и, низко поклонившись, вручает его почетному гостю.
Все участники посиделок исполняют русскую народную песню «Во кузнице». Мальчики наигрывают на балалайках, девочки отстукивают ритм песни на деревянных ложках. После исполнения песни дети рассаживаются на лавки друг против друга.

Мальчики хором:
Девочки-беляночки,
Где вы набелились?

Девочки:
Мы вчера коров доили-
Молоком умылись!

 1 мальчик:
Вы послушайте, девчата,
Нескладуху, буду петь:
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь.

2 мальчик:
А ну хватит вам  болтать, время пляску начинать.
Обойди хоть всю планету
Лучше русской пляски нету!

Девочка: Радуйся , народ!
Меня пляска берет.
Пойду попляшу,
На людей погляжу!

Исполняется хором «Выйду ль я на реченьку» под музыку русской народной песни.
Затем хозяйка приглашает всех участников праздника поиграть в игру «Золотые ворота».

Играющие делятся на две группы. Первая группа становится в круг, поднимает руки вверх, как бы образуя ворота. Остальные дети, взявшись за руки, цепочкой пробегают под  поднятыми вверх руками стоящих в кругу, обязательно забегая в каждые ворота, под слова:

Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
Ну а в третий раз
Не пропустим вас!

Как только стоящие в кругу пропоют последнее слово, они тут же опускают руки –  “закрывают ворота”. Те, кто в этот момент окажутся внутри круга, считаются пойманными. Они присоединяются к стоящим в кругу и также образуют “ворота”.
Выбегает мальчик, рассказывает потешку:

“Ай, тари, тари, тари,
Куплю Маше янтари
А ещё куплю платок,
Посередине – цветок”

Разворачивает павло-посадскую шаль, подходит к девочке Маше, набрасывает ей на плечи. Другие девочки тоже встают, и начинается танец с платками под музыку кадрили:

Первая девочка:
Эй девчонки – хохотушки,
Запевайте-ка частушки!
Запевайте поскорей!  
Чтоб порадовать гостей.

Девочки поочерёдно выбегают и поют пританцовывая.

Первая девочка:         
Начинаю я припевку
Первую, начальную.
Я хочу развеселить
Публику печальную!

Вторая девочка:
Разрешите поплясать,
Разрешите топнуть.
Неужели в этом зале
Половици лопнут?

Частушки продолжают петь мальчишки.

Первый мальчик:
Если б не было воды,
Не было б и кружки.
Если б не было девчат-
Кто бы пел частушки?

Второй мальчик:
Как по речке, по реке
Плыла корова в пиджаке.
Рукава бумажные-
Дела её неважные…

После исполнения частушек все участники праздника становятся в круг и берутся за руки. Начинается игра “Водяной”. В центре присел Водяной. Участники идут по кругу и говорят слова:”Дедушка Водяной, хоть на час и поймай кого из нас!”Водяной старается поймать кого-либо.
Они меняются местами.

Хозяюшка: На этом наши посиделки заканчиваются. Всем нам пора по домам расходиться. Спасибо вам за участие в нашем празднике!  

Всем людям добрым желаем добра,
Злата и серебра,
Пышных пирогов,
Мягоньких блинов,
Доброго здоровья, маслица коровья!

А вот вам на память бублики да баранки. Ну и угощенье – просто загляденье! Чаем запивайте и нас не забывайте!
Хозяюшка берёт расписной поднос с бубликами и баранками и угощает ими всех участников праздника. Звучит мелодия русской народной песни “Ах вы сени мои, сени” и дети приплясывая, выходят из зала.